Судомоделирование

Модуль 1 ПФДО.  Для доступа к полному курсу рекомендуем записаться на программу Судомоделирование  модуль 2 бюджет

Судомоделизм – первая школа воспитания будущих моряков, речников, судостроителей. Судомодельный спорт непрерывно совершенствуется. Накапливаются опыт и знания, поднимается культура изготовления моделей.

преподаватели

Решетников Владимир Николаевич

Содержание программы

1. Вводное занятие (2 ч).

Тема 1.1. Знакомство с работой объединения. Техника безопасности. Безопасность дорожного движения. (1 ч.)

Теория: Понятие о судомоделировании. Обсуждение плана работы объединения. Организационные вопросы. Правила безопасности труда. Безопасность дорожного движения. Опрос

Тема 1.2.Техника безопасности при работе с ручным инструментом.(1 ч.)

Практика: Рассмотрение инструментов применяемых в техническом моделировании, правила пользования ими. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами.

2. История возникновения мореплавания. (2 ч).

Тема 2.1. История развития мореплавания. (1 ч.)

Теория: Просмотр готовых моделей изготовленных другими учащимися.

Тема 2.2. Работа над пробной поделкой. (1ч).

Практика: Изготовление из сосновой дощечки и бумаги простейшей пробной модели парусника, с целью ознакомления с уровнем подготовки учащихся. Просмотр и обсуждение работ.

3. Простейшая модель парусного катамарана. (30ч).

Тема 3.1. Катамаран и его элементы. (2ч).

Теория: Что такое катамаран. Виды катамаранов. История катамарана.(1ч)

Практика: Начало работы над моделью простейшего парусного катамарана. Разметка деталей корпуса катамарана на заготовке по шаблону.(1ч)

Тема 3.2. Корпус и его элементы. (2ч).

Теория: Основные приемы и методы работы с ручным рубанком и ручным лобзиком и правила безопасной работы с ними.(1ч)

Практика: Черновая обработка корпуса катамарана. Выпиливание. Строгание.(1ч)

Тема 3.3. Чертежи. (4ч).

Теория: Что такое чертеж. Отличие чертежа от эскиза и наброска. Получение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, циркуле, угольнике, карандаше и т.д. (1ч)

Практика: Разметка и выпиливание балок рамы корпуса катамарана.(3ч)

Тема 3.4. Изготовление деталей. (16ч).

Теория: Формирование навыка изготовления двух и более деталей одинакового размера. Способы работы с наждачной бумагой. (1ч)

Практика: Подгонка и шлифование балок рамы корпуса катамарана. Выпиливание и шлифование мачты. Разметка, выпиливание, шлифование плавника киля. Разметка и вырезание паруса катамарана из бумаги.(15ч)

Тема 3.5. Окрашивание модели. (2ч).

Теория: Способы защиты дерева от влаги. Виды красок. Способы и правила аккуратной работы с краской.(1ч)

Практика: Пропитка (окрашивание) модели водоотталкивающим составом.(1ч)

Тема 3.6. Сборка модели. (4ч).

Теория: Способы аккуратной и терпеливой работы с клеем для дерева при окончательной сборке модели..(1ч)

Практика: Сборка (склеивание) всех деталей катамарана. Изготовление подставки и доработка модели.(1ч)

4. Простейшая модель парусной яхты. (30ч).

Тема 4.1. Основные элементы корпуса судна.(2ч)

Теория: Классификация и виды яхт. Устройство яхты.(1ч)

Практика: Начало работы над моделью парусной яхты. Разметка корпуса яхты по чертежу.(1ч)

Тема 4.2. Оснастка яхты, действия паруса. (2ч.)

Теория: Из чего состоит оснастка яхты. Виды парусов. Почему парус любого судна это сложное техническое сооружение.(1ч)

Практика: Черновая обработка корпуса яхты, выпиливание и строгание, повторяя навыки и способы безопасной работы с инструментами.(1ч)

Тема 4.3.Чертежи. (4ч.)

Теория: Что такое ватерлиния? Закрепляем приобретенные навыки работы с чертежами, точное и внимательное использование чертежных инструментов для разметки ватерлинии. Закрепление приемов работы с ручным рубанком.(1ч)

Практика: Разметка ватерлинии. Строгания кромки под углом 45 градусов. Соблюдение техники безопасности при работе с ручным рубанком.(3ч)

Тема 4.4.Изготовление деталей. (16ч.)

Теория: Рубка и мачта яхты. Виды корабельных рубок и их расположение и назначение. Мелкие детали иллюминаторы, двери. Бизань мачта и гик. Функция и виды лееров. Закрепление техники безопасности при работе с инструментом. (1ч)

Практика: Разметка, выпиливание, шлифование рубки яхты, бизань мачты и гика, вырезание из бумаги парусов, приклеивание лееров.(15ч)

Тема 4.5.Окрашивание модели. (2ч.)

Теория: Воспитания чувства красивого, понимания цвета, сочетания цветов. Примеры аккуратных и красивых по сочетанию цвета работ. (1ч)

Практика: Аккуратное и тщательное окрашивание модели.(1ч)

Тема 4.6.Сборка модели. (4ч.)

Теория: Точное и аккуратное соединение всех деталей на последнем этапе. Аккуратная работа с клеем. (1ч)

Практика: Склеивание деталей. Доделывание подставки. Установка парусов на модель яхты.(3ч)

5. Простейшая модель катера. (44ч).

Тема 5.1. Гражданские и военные катера. (2ч).

Теория: Что такое катер. В чем отличия гражданского от военного. Какие виды катеров бывают.(1ч)

Практика: Изучение чертежа. Разметка корпуса катера.(1ч)

Тема 5.2. Чертежи. (4ч).

Теория: Внимательное изучение чертежа. Правильность его понимания.

Точный перенос разметки на модель.(1ч)

Практика: Работа с чертежными инструментами и принадлежностями. Разметка корпуса. (3ч)

Тема 5.3. Корпус модели. (8ч).

Теория: Изучение чертежа катера.(1ч)

Практика: Разметка и черновая обработка корпуса катера. Выпиливание и строгание. Четкая разметка ватерлинии. Строгание под 45 градусов. Чистовая обработка корпуса катера. Шлифование.(7ч)

Тема 5.4. Надстройки и рубки. (8ч).

Теория: Приобретение навыков понимания масштабности деталей в модели.(1ч)

Практика: Изготовление деталей надстройки. Рубка, световой люк, двери и иллюминаторы.(7ч)

Тема 5.5. Гребной винт. (6ч).

Теория: Способы нанесения разметки на металл. Техника безопасности при работе с ножницами по металлу.(1ч)

Практика: Разметка и вырезание из жести винта и киля, передних и задних кронштейнов.(5ч)

Тема 5.6. Вспомогательные детали. (8ч).

Теория: Резиномотор. Устройство. Принцип работы.(1ч)

Практика: Изготовление кронштейнов крепления резиномотора к модели. Установка резиномотора на модель.(7ч)

Тема 5.7. Окрашивание модели. (2ч).

Теория: Водоотталкивающие составы для дерева. Способы нанесения.(1ч)

Практика: Пропитка модели водоотталкивающим составом.(1ч)

Тема 5.8. Сборка модели. (4ч).

Теория: Точное позиционирование деталей относительно друг друга.(1ч)

Практика: Сборка (приклеивание) деталей надстройки на палубу корпуса.(3ч)

6. Простейшая модель подводной лодки (30ч).

Тема 6.1. Подводные лодки: история, назначение, принцип работы. (2ч).

Теория: История создания подводной лодки. Виды подводных лодок. Работа с чертежом.(1ч)

Практика: Изучение чертежа подводной лодки. Выбор и подготовка заготовки.(1ч)

Тема 6.2. Чертежи.(4ч).

Теория: Совершенствование навыков работы с чертежом и измерительными инструментами. Работа со штангенциркулем. (1ч)

Практика: Изготовление шаблонов для рулей глубины и рубки подводной лодки. Разметка при помощи шаблонов деталей на заготовке.(3ч)

Тема 6.3. Корпус.(8ч).

Теория: Техника безопасности на токарном станке. (1ч)

Практика: Токарные работы. Изготовление под контролем и при помощи преподавателя корпуса подводной лодки на токарном станке по дереву.(7ч)

Тема 6.4. Детали надстройки.(4ч).

Теория: Отличительные особенности конструкции рубок на подводных лодках. Перископ и его назначение. (1ч)

Практика: Изготовление деталей надстройки, палубы и рубки.(3ч)

Тема 6.5. Рули глубины.(4ч).

Теория: Назначение и принцип действия рулей глубины.(1ч)

Практика: Выпиливание деталей ручным лобзиком. Придание обтекаемой формы с помощью бруска с наклеенной на него наждачной бумагой.(3ч)

Тема 6.6. Сборка модели.(4ч).

Теория: Способы подгонки прямолинейных деталей для приклейки их к цилиндрическим поверхностям.(1ч)

Практика: Сборка (приклеивание) деталей надстройки и управления к корпусу подводной лодки. (3ч)

Тема 6.7. Окрашивание модели.(2ч).

Теория: Аэрограф. Устройство и способ работы с ним.(1ч)

Практика: Окрашивание модели аэрографом.(1ч)

Тема 6.8. Подготовка к выставке.(2ч).

Теория: Устранение выявленных дефектов на моделях. Анализ причин возникновения данных дефектов.(1ч)

Практика: Подготовка к выставке. (1ч)

7. Подведение итогов работы за год. (6 ч.)

Теория: Подведение итогов работы за год. Устранение недостатков на моделях изготовленных в течение года. (2ч)

Практика: Выставка. (4ч)

 

Содержание учебного плана

1. Вводное занятие (2 ч).

Тема 1.1. Знакомство с работой объединения. Техника безопасности. Безопасность дорожного движения. (2 ч.)

Теория: Развитие судомоделизма и моделирования в России. Обсуждение плана работы объединения. Организационные вопросы. Правила безопасности труда. Безопасные приемы работы с инструментом. Безопасность дорожного движения. Опрос

2. Эволюция судостроения.(3 ч).

Тема 2.1. Схожесть и принципиальное отличие древних кораблей в сравнении с современными. (1ч.)

Теория: Беседа с учащимися, поиск в процессе разговора общих черт и принципиальных отличий современных кораблей от кораблей древности. Беседа.

Тема 2.2. Масштаб в судомоделизме. (2ч).

Теория: Что такое масштаб. Опрос.

Практика: Практика работы с чертежом. Перенос размеров с чертежа на заготовку.

3. Модель колесного парохода. (170ч).

Тема 3.1 Конструкция колесного парохода и его основные элементы (2ч).

Теория: История возникновения первого колесного парохода. Его устройство и его основные элементы.

Практика: Выпиливание деталей корпуса корабля, таких как шпангоуты, килевая балка, рама крепления гребных колес и т.д. Техника безопасной работы с ручным лобзиком.

Тема 3.2. Стапель в судостроении и моделизме. (2ч).

Теория: Важность и необходимость стапеля для точного позиционирования шпангоутов относительно килевой планки и для дальнейшей работы с моделью.

Практика: Для конструкции основания стапеля используем гладкое ДВП, на котором будем устанавливать, направляющие для фиксации киля, фигурные направляющие, боковые стойки, параллельные зажимы. Фиксирование шпангоутов на стапеле, приклеивание килевой балки. Методы фиксации склеиваемых поверхностей.

Тема 3.3. Виды силовых установок корабля. (2ч).

Теория: Что такое силовая установка. Из чего состоит. Классификация силовых установок: по расположению, по типу двигателя. Что такое движитель и его классификация.

Практика: Просмотр готовых моделей, способы крепления двигателей на модели. Дейдвудные трубы,их конструкция и назначение.

Тема 3.4. Редуктор принцип его работы. Виды механических редукторов. (4 ч.)

Теория: Что такое редуктор. Устройство редуктора. Его типы. Виды редукторов по типу передач и числу ступеней.

Практика: Разборка и сборка модельного редуктора для понятия принципа его действия.

Тема 3.5 Название и назначение внутренних помещений парохода. (5ч).

Теория: Как располагаются внутренние помещения парохода, от чего зависит расположение. На какие группы подразделяются помещения. Отчего зависит их размер.

Практика: шлифование выпиленных деталей. Способы работы с наждачной бумагой, ее разновидности, зернистость. Подгонка деталей к друг другу. Сборка деталей корпуса судна на стапеле.

Тема 3.6. Чертежи. Различные способы переноса размеров на заготовку.(5ч).

Теория: Понятие чертеж и шаблон. Разметка шаблона с помощью измерительных принадлежностей линейки и угольника. Правило разметки по шаблону. Способы переноса чертежей на заготовку.

Практика: Палуба парохода. Разметка детали. Работа с чертежными инструментами и принадлежностями. Разметка ступиц, гребных колес и гребных лопастей.

Тема 3.7. Изготовление деталей.(110ч).

Теория: Техника безопасности при работе с ручными инструментами.

Практика: Изготовление реек обшивки корпуса. Оклейка корпуса судна на стапеле рейками обшивки.

Тема 3.8. Сборка и окрашивание модели. (40ч).

Теория: Аккуратность, тщательность и внимательность сборки и окрашивания на последнем этапе изготовления модели.

Практика: Черновая шлифовка корпуса, шпаклевание, оклейка корпуса стеклотканью, чистовое шлифование, грунтование и окрашивание деталей.

4. Подведение итогов работы за год. (5 ч.) Выставка

Выставка работ, беседа с учащимися о получившихся работах, запуск готовых моделей на открытой воде.

Содержание учебного плана

1. Вводное занятие (2 ч.)

Тема 1.1. Организация работы объединения и техника

безопасности (2 ч).

Теория: Понятие о методе моделирования как форме познания. Обсуждение плана деятельности объединения. Организационные вопросы. Правила безопасности труда. Опрос.

2. Вопросы техники безопасности (4 ч.)

Тема 2.1. Безопасность дорожного движения. (2 ч.)

Теория: Проведение беседы по безопасности дорожного движения. Тематическая игра-проверка.

Тема 2.2. Ознакомление с правилами и приемами безопасной работы с инструментами, на станках и приборах. (2 ч.)

Теория: Ознакомление обучающихся с правилами и приемами безопасной работы с инструментами, на станках и приборах. Опрос.

Практика: Овладение приемами правильной работы на занятиях объединения.

3. Электротехника. (32ч).

Тема 3.1. Электрические и магнитные явления. (10ч).

Теория: Магнитное поле земли. Принцип работы компаса. Проводники. Полупроводники. Диэлектрики.(4ч)

Практика: Сборка простейших электрических схем из набора конструктора. Викторина.(6ч)

Тема 3.2. Электромагнит (8ч).

Теория: Электромагнитное поле, зависимость его полюсов от направления намотки и движения тока.(2ч)

Практика: Изготовление электрической катушки и проверка ее в действии. (6ч)

Тема 3.3. Электродвигатель. (14ч).

Теория: Якорь и индуктор. Принципы работы электродвигателя. (4ч)

Практика: Изготовление деталей электродвигателя. Сборка и проверка работоспособности. (10ч)

4. Паровой двигатель. (52ч).

Тема 4.1. Конструкция парового двигателя и его основные

элементы. (4ч)

Теория: Принцип работы паровой машины. Паровые машины одинарного и двойного действия.(2ч)

Практика: Закрепление материала при рассматривании конструкции готовой модели парового двигателя. (2ч)

Тема 4.2. Цилиндр и поршень. (2ч).

Теория: Перевод тепловой энергии в механическую.(1ч)

Практика: Создание давления в цилиндре сжатым воздухом. Лабораторная работа.(1ч)

Тема 4.3. Коленчатый вал. (4ч).

Теория: Перевод возвратно поступательного движения в полезное круговое. Газораспределительный механизм.(2ч)

Практика: Закрепление материала при разборке и сборке готовой модели парового двигателя. (2ч)

Тема 4.4. Паровой котел. (1ч).

Теория: Устройство парового котла. Система безопасности. (1ч)

Тема 4.5. Изготовление деталей. (37ч).

Теория: Техника безопасности с металлорежущим инструментом.(3ч)

Практика: Изготовление деталей двигателя. Сборка конструкции на деревянной подставке. Наладка, проверка работоспособности с использованием сжатого воздуха от компрессора.(34ч)

Тема 4.6. Двигатель внутреннего сгорания. (4ч).

Теория: Принципы работы ДВС и его особенности в сравнении с паровым. (2ч)

Практика: Закрепление полученных знаний на основе модели парового двигателя. Опрос.(2ч)

5. Модель парусной яхты. (85ч).

Тема 5.1. Конструкция парусной яхты и ее основные элементы. (2ч).

Теория: Рассмотрение конструкции яхты на чертеже и готовых моделях.(2ч)

Тема 5.2. Паруса. Рангоут. Такелаж. (2ч).

Теория: Парусное вооружение яхты. Принцип действия. Опрос.(2ч)

Тема 5.3 Изготовление деталей. (77ч).

Теория: Техника безопасности при работе с ручным столярным инструментом. (2ч)

Практика: Изготовление деталей яхты, сборка и настройка модели. (75ч)

Тема 5.4 Основы управления яхтой в зависимости от направления ветра (4ч).

Теория: Правила поведения на водоемах.(2ч)

Практика: Ходовые испытания на открытой воде. (2ч)

6. Подведение итогов работы за год. (5ч). Выставка.

Выставка работ, беседа с учащимися о получившихся работах, запуск готовых моделей на открытой воде.

Цели программы

Программа «Стартовый уровень» – формирует у детей начальное научно-техническое знание. Она создана научить детей трудиться, целенаправленно применять полученные знания и практические умения при разработке, и изготовлении судомоделей. Работать с различными материалами, знать их свойства, уметь безопасно работать с ручным инструментом.

Программа «Базовый уровень» – сформировать интерес к практическому конструированию моделей кораблей и судов. Расширить кругозор и развить творческие способности в области технических знаний. Привить желание терпеливо трудиться. Научить работать не только с ручным инструментом, а также безопасно и правильно работать на токарном и сверлильном станках.

Результат программы

Программа направлена на воспитание у ученика любви к труду, аккуратности, терпения и усидчивости. Формированию уверенности в себе, способности неординарно мыслить, самосовершенствоваться. В результате обучения по программе ожидается профориентация школьника для дальнейшего занятия техническим творчеством и спортивно-техническими видами спорта и ориентация обучающихся для поступления в учебные заведения технического профиля.

Первый год обучения – приобретение навыков и приемов безопасной работы ручным слесарным и столярным инструментом при обработке материалов применяемых в судомоделировании.

Программа направлена на воспитание у ученика любви к труду, аккуратности, терпения и усидчивости. Формированию уверенности в себе, способности неординарно мыслить, самосовершенствоваться. В результате обучения по программе ожидается профориентация школьника для дальнейшего занятия техническим творчеством и спортивно-техническими видами спорта и ориентация обучающихся для поступления в учебные заведения технического профиля.

Первый год обучения – приобретение навыков и приемов безопасной работы ручным слесарным и столярным инструментом при обработке материалов применяемых в судомоделировании.

Второй год обучения – совершенствование приобретенных навыков работы с ручным инструментом и приобретение навыков и приемов безопасной работы на станочном оборудовании.

Материально-техническая база

Помещение, в котором проводятся занятия должно быть светлым, соответствовать Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

 

Материально-техническое обеспечение программы

 

· Мебель для хранения инструмента.

· Стеллажи для хранения моделей.

· Столы и стулья для детей и педагога.

· Инструменты: комплекты слесарного, столярного, измерительного и электрифицированного.

· Материалы: бумага, картон, клей ПВА, фанера, древесина, наждачная бумага различной зернистости,, проволока.

· Методическая литература по профилю: журналы «Моделист-конструктор», «Моделизм – спорт и хобби», «Сделай сам», «Дети, техника, творчество». Профильные интернет издания: ФСМС России, технические форумы.

· Дидактические материалы: шаблоны деталей и моделей, чертежи, схемы.

Станки: сверлильный, токарный, шлифовальный, шуруповерт (работа на станках производится педагогом).