Занимательная робототехника

Модуль 1 ПФДО.  Для доступа к полному курсу рекомендуем записаться на программу Спортивная робототехника модуль 2 бюджет

Интенсивное использование роботов в быту, на производстве и поле боя требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, безопасные, более функциональные и продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес учащихся к области робототехники и автоматизированных систем.

преподаватели

Летунов Илья Анатольевич

Содержание программы

1. Вводное занятие (2 ч).

Тема 1.1. Знакомство с работой объединения. Техника безопасности. Безопасность дорожного движения. (2 ч.)

Теория: Развитие робототехники в мире и в России. Понятие о методах моделирования и проектирования как форме научного познания. Моделирование в большой технике. Обсуждение плана работы объединения. Организационные вопросы. Правила безопасности труда. Безопасность дорожного движения. Опрос

2. Основные понятия об электрическом токе. (12 ч).

Тема 2.1. Электрическая цепь. Условия протекания электрического
тока. (2ч.)

Теория: Что такое электрический ток, среда протекания электрического тока, токопроводящие материалы их особенности, закономерности положения металлов в таблице Менделеева, условия протекания электрического тока на примере простейшей цепи. (2ч)

Тема 2.2. Закон Ома для участка цепи. (6ч).

Теория: Вывод уравнения закона Ома для участка цепи, расчет электрических параметров цепи, проверка на практическом примере. (2ч).

Практика: Проведение теоретического зачета по закону Ома для участка цепи, моделирование схемы в программе – симуляторе электроники
Proteus. (4ч).

Тема 2.3. Переменный ток. Параметры. Радиосвязь. (4ч).

Теория: Понятие о переменном электрическом токе, синусоидальный закон направления тока, действующее и мгновенное значение напряжения, понятия частота, фаза, основные принципы высокочастотной радиосвязи. (2ч).

Практика: Проведение теоретического зачета по параметрам переменного электрического тока, измерение параметров, моделирование схемы в программе – симуляторе электроники Proteus. (2ч).

3. Основные электронные компоненты. (10ч).

Тема 3.1. Провод, кнопка, особенности работы с монтажной платой. (2ч).

Теория: Основные составные элементы простейшей электрической цепи: провод и кнопка, правила и особенности проектирования схем на макетной плате. (2ч)

Тема 3.2. Резистор, потенциометр, конденсатор. Характеристики и принципы работы. (2ч).

Теория: Внешний вид, схемотехническое изображение, электрические параметры и принципы работы резистора, потенциометра (переменного резистора) и конденсатора. (2ч)

Тема 3.3. Терморезистор, фоторезистор, пьезоизлучатель. Характеристики и принципы работы. (2ч).

Теория: Внешний вид, схемотехническое изображение, электрические параметры и принципы работы терморезистора, фоторезистора, пьезоизлучателя. (2ч)

Тема 3.4. Активные электронные приборы. Полупроводники. Диод. Характеристики и принципы работы. (2ч).

Теория: Понятие о полупроводниках, особенности и молекулярная структура p-n переходов. Внешний вид, схемотехническое изображение, электрические параметры и принципы работы диода. (2ч)

Практика: Проведение теоретического зачета по структуре и функциям полупроводников. Моделирование схемы в программе – симуляторе электроники Proteus. (2ч).

Тема 3.5. Транзисторы. Разновидности, режимы работы, схемы включения, характеристики. (2ч).

Теория: Внешний вид, схемотехническое изображение, электрические параметры и принципы работы транзистора, схемы включения, режимы работы. (2ч)

4. Основные правила конструирования электронных схем. (12ч).

Тема 4.1. Правила работы с мультиметром. Техника безопасности. (4ч).

Теория: Основные и вспомогательные функции универсального измерительного прибора – мультиметра, правила измерения электрических параметров цепи, проверка на работоспособность электронных компонентов, техника безопасности по работе с измерительными приборами. (2ч)

Практика: Проведение эксперимента по измерению параметров низковольтной электрической цепи, проверка результатов по закону Ома. Моделирование схемы в программе – симуляторе электроники Proteus. (2ч).

Тема 4.2. Правила работы с осциллографом, генератором сигналов. (4ч.)

Теория: Основные и вспомогательные функции универсальных приборов – осциллографа и генератора сигналов, правила измерения электрических параметров цепи, техника безопасности по работе с измерительными приборами. (2ч)

Практика: Проведение эксперимента по измерению параметров низковольтной электрической цепи. Моделирование схемы в программе – симуляторе электроники Proteus. (2ч).

Тема 4.3. Конструирование простых схем. (4ч.)

Теория: Основные законы и принципы макетирования электронных схем и печатных плат, технологии изготовления, техника безопасности по работе с измерительными приборами, реактивами и инструментами. (2ч)

Практика: Сборка простых электронных схем на макетной плате, основы работы в программе – редакторе печатных плат sprint layout. Моделирование схемы в программе – симуляторе электроники Proteus. (2ч).

5. Обзор платформы Arduino. (14ч).

Тема 5.1. Структура и принцип работы микроконтроллера. Центральный процессор, память, периферийные устройства. (2ч).

Теория: Обзор структуры цифровых устройств архитектуры Фон Неймана (Пристонская), место в структуре и функции центрального процессора, памяти и периферийных устройств. (2ч)

Тема 5.2. RISC-микроконтроллеры фирмы ATMEL для платформы ARDUINO (2ч).

Теория: Обзор структуры RISC микроконтроллеров фирмы ATMEL, применяемых в платформах ARDUINO. (2ч)

Тема 5.3. Обзор платформ семейства ARDUINO, плат расширений и компонентов набора Amperka. (4ч).

Теория: Обзор платформ семейства ARDUINO, функциональных возможностей и цифровых мощностей каждой из плат, возможность подключения расширений и совместимости с конкретной платформой. Обзор компонентов набора Amperka. (2ч)

Практика: Обзор платформ семейства ARDUINO, портов ввода – вывода, узлов управления. Обзор компонентов набора Amperka. (2ч)

Тема 5.4. Установка, обзор интерфейса и настройка ПО ARDUINO IDE (2ч).

Теория: Установка ПО ARDUINO IDE, обзор интерфейса, настройка, основа работы. (2ч)

Практика: Установка бесплатного ПО ARDUINO IDE, настройка, основа работы на примере платы ARDUINO UNO, входящей в набор Amperka. (4ч)

6. Основы программирования платформы Arduino. (38ч).

Тема 6.1. Основные понятия двоичной математики. Биты и байты. Логические (Булевы) операции. (4ч).

Теория: Основные понятия двоичной математики: системы счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую. Биты и байты. Логические (Булевы) операции логического сложения, умножения. Таблицы истинности. (2ч)

Практика: Решение задач по пройденным темам. (2ч)

Тема 6.2. Понятие об алгоритме. Решение задач по составлению алгоритмов. (4ч).

Теория: Понятие об алгоритме. Терминология и схематическое изображения блоков алгоритма. Решение задач по составлению алгоритмов работы объектов наблюдения (например, светофора). (2ч)

Практика: Составление лингвистического и схематического алгоритмов функционирования выбранного объекта. (2ч)

Тема 6.3. Язык программирования С++. Структура программы
Arduino. (4ч).

Теория: Что такое язык программирования, описание работы компилятора, правила написания кода на С++. Структура программы для Arduino. (2ч)

Практика: Написание программы по ранее составленному алгоритму (на занятии 6.2) и её отладка на IDE Arduino, загрузка на плату Arduino UNO, испытание на собранной схеме. (2ч)

Тема 6.4. Директивы, команды и операторы языка С++ для Arduino. (2ч).

Теория: Директивы #define, #include, команды и операторы языка С++ для Arduino. (2ч)

Тема 6.5. Типы данных. Переменные: локальные и глобальные. (2ч).

Теория: Обзор типов данных byte, int, long, char, правила объявления переменных и констант. (2ч)

Тема 6.6. Управляющие конструкции языка С++: циклы и условия. (6ч).

Теория: Управляющие конструкции языка С++: условные: if, if-else, switch; циклы: for, while, do-while. (2ч)

Практика: Написание программ для устройства или доработка программы своего проекта (из занятия 6.2) на основе пройденного материала. (4ч)

Тема 6.7. Функции и подпрограммы. Пользовательские и стандартные функции в Arduino IDE. (8ч).

Теория: Синтаксис написания функций и подпрограмм. Создание пользовательских функций, обзор стандартных функции Arduino: setup, loop, delay. (4ч)

Практика: Написание программ для устройства или доработка программы своего проекта (из занятия 6.2) на основе пройденного материала. (4ч)

Тема 6.8. Последовательный ввод/вывод данных. Конфигурация входа/выхода и установка порта. (4ч).

Теория: Организация и настройка порта ввода/вывода на микроконтроллерах. Синтаксис и применение команды pinMode(). (2ч)

Практика: Написание программ для устройства или доработка программы своего проекта (из занятия 6.2) на основе пройденного материала. (2ч)

Тема 6.9. Аналоговый ввод/вывод данных. АЦП и ЦАП. Принцип работы ШИМ. (4ч).

Теория: Понятие об аналоговых сигналах, обработка из микроконтроллером при помощи аналогово-цифрового преобразователя. Генерирование аналогового сигнала микроконтроллером при помощи цифро-аналогового преобразователя. Понятие о скважности импульсов. (2ч)

Практика: Написание программ для устройства или доработка программы своего проекта (из занятия 6.2) на основе пройденного материала. (2ч)

7. Практическое применение знаний. Эксперименты Амперка. (20ч).

Тема 7.1. Мигание светодиодом. Плавное мигание светодиодом. Использование транзисторного ключа. (4ч).

Практика: Самостоятельная сборка схемы, написание программы, настройка среды Arduino IDE. (2ч)

Тема 7.2. Подавление дребезга контактов. Подключение больших нагрузок. Управление вентилятором. (6ч).

Теория: Подавление дребезга контактов программным методом, используя функцию delay(); управление большими нагрузками с помощью ШИМ с использованием транзисторов. (2ч)

Практика: Сборка схемы управления венитилятором. (4ч)

Тема 7.3. Автомат уличного освещения, светофор. (4ч).

Теория: Расчет и использование резистивных делителей в схемах включения датчиков. (2ч)

Практика: Сборка схемы, составление алгоритма и написание кода программы для реализации проектов автомата уличного освящения и светофора. (2ч)

Тема 7.4. Звуковые эффекты. Функция tone(), пианино. (2ч).

Практика: Написание программы с использованием функции tone(), обработки нажатий на кнопки для реализации игрушки «пианино». (2ч)

Тема 7.5. Измерение температуры. Термометр. (4ч).

Теория: Обзор способов измерения температуры, датчиков и схем подключения к Arduino. (2ч)

Практика: Сборка схемы термометра и отладка программы. (2ч)

Тема 7.6. Игра «Ковбои». (2ч).

Практика: Написание программы, сборка схемы и отладка игры «Ковбои». (2ч)

8. Датчики и исполнительные механизмы. (34ч).

Тема 8.1. Основные принципы построения движущихся механизмов. Расчет конструкции робота. (4ч).

Теория: Обзор типов механизмов, основных принципов построения движущихся механизмов. Расчет механических узлов конструкции робота. (2ч)

Практика: Применение материала для расчета и построения робота для собственного проекта. (2ч)

Тема 8.2. Передачи: винтовые, ременные, шестеренчатые. Понятие редуктора. (4ч).

Теория: Обзор типов механических передач: винтовые, ременные, шестеренчатые, и области их применения. Назначение и конструкция редуктора. (2ч)

Практика: Расчет скорости движения робота исходя из параметров выбранных компонентов. (2ч)

Тема 8.3. Исполнительные механизмы на основе двигателей постоянного тока. (4ч).

Теория: Обзор линейки и кинематики исполнительных механизмов на основе двигателей постоянного тока: сервоприводы, линейные приводы. (2ч)

Практика: Обзор программных способов управления вышеуказанными устройствами. (2ч)

Тема 8.4. Устройство, принцип действия и программное управление сервоприводом при помощи библиотеки. (2ч).

Теория: Обзор устройства, области применения, способов и принципов управления сервоприводом. (2ч)

Практика: Написание программы с использованием библиотеки для управления сервоприводом. (2ч)

Тема 8.5. Ультразвуковой датчик расстояния. Принцип работы и особенности использования. (4ч).

Теория: Обзор принципа работы ультразвукового датчика расстояния. Программная реализация алгоритма управления. Использование специальных библиотек. Расчет работы микроконтроллера с учетом использования внутреннего таймера для ультразвукового датчика. (2ч)

Практика: Сборка схемы и отладка программы устройства для измерения расстояния до объекта с использованием ультразвукового датчика расстояния. (2ч)

Тема 8.6. Инфракрасные датчики расстояния. Принцип работы. (4ч).

Теория: Обзор принципа работы инфракрасного датчика расстояния. Программная реализация алгоритма обработки данных с датчика. (2ч)

Практика: Сборка схемы и отладка программы устройства для измерения расстояния до объекта с использованием инфракрасного датчика расстояния. (2ч)

Тема 8.7. Алгоритм, написание программы и сборка робота, движущегося по линии. (6ч).

Теория: Написание алгоритма, а затем программы для робота, движущегося по линии. Выбор датчиков, мотор-редукторов и компоновки робота. (2ч)

Практика: Сборка робота, отладка программы и соревнования. (4ч)

Тема 8.8. Устройство, принцип работы, способы подключения жидкокристаллических дисплеев. (4ч).

Теория: Обзор устройства, принципа работы, способов подключения и способов управления (библиотек) жидкокристаллических дисплеев. (2ч)

Практика: Сборка схемы и отладка программы с индикацией на ЖК-дисплее. (2ч)

9. Углубленное изучение языка С++.

Тема 9.1. Математические функции min(), max(), abs(), map(), sqrt(). (2ч).

Теория: Рассмотрение случаев применения математических функций, программная реализация. (2ч)

Практика: Решение задач по рассмотренной теме, написание программы. (2ч)

Тема 9.2. Тригонометрические функции sin(), cos(), tan(). (4ч).

Теория: Рассмотрение случаев применения тригонометрических функций, программная реализация. (2ч)

Практика: Решение задач по рассмотренной теме, написание программы. (2ч)

Тема 9.3. Генераторы случайных значений randomSeed(),random(). (2ч).

Теория: Рассмотрение работы и области применения функций randomSeed(), random().(2ч)

Практика: Написание программы с применением данных функций. (2ч)

Тема 9.4. : Операции с битами и байтами lowByte(), highByte(),bit(). (4ч).

Теория: Рассмотрение функций работы с битами и байтами. (2ч)

Практика: Написание программы с применением функций lowByte(), highByte(),bit(), применение их для генерации и вывода матрицы, для получения изображений на 7-сегментном индикаторе. (2ч)

Тема 9.5. Набор функций Serial в Arduino IDE. Serial.print(). (8ч).

Теория: Рассмотрение случаев применения обработки информации при помощи программного последовательного порта. (4ч)

Практика: Применение функции Serial.print() для внутрисхемной отладки программы. (4ч)

Тема 9.6. Протоколы и серийные интерфейсы: SPI, T2W, 1-Wire. (12ч).

Теория: Рассмотрение линейки протоколов SPI, T2W, 1-Wire, алгоритмы работы, назначение. (6ч)

Практика: Написание программы для считывания данных с датчиков, вывода информации на дисплей при помощи вышеуказанных протоколов. Программирование Arduino по SPI. (6ч)

10. Заключительное занятие (2 ч.)

Теория: Подведение итогов работы за год. Итоговая выставка. Конференция с участием специалистов по робототехнике. Безопасность дорожного движения. (2ч)

 

Содержание учебного плана

1. Вводное занятие (2 ч.)

Тема 1.1. Организация работы объединения и техника

безопасности (2 ч).

Теория: Понятие о методе моделирования как форме познания. Обсуждение плана деятельности объединения. Организационные вопросы. Правила безопасности труда. Опрос. (2ч)

2. Вопросы техники безопасности (2 ч.)

Тема 2.1. Безопасность дорожного движения. (1 ч.)

Теория: Проведение беседы по безопасности дорожного движения. Тематическая игра-проверка.

Тема 2.2. Ознакомление с правилами и приемами безопасной работы с инструментами, на станках и приборах. (1 ч.)

Теория: Ознакомление обучающихся с правилами и приемами безопасной работы с персональным компьютером, инструментами и приборами. Опрос. (0,5ч)

Практика: Овладение приемами правильной работы на занятиях объединения. (0,5ч)

3. Расширение возможности Arduino (56ч).

Тема 3.1. Удаленное управление роботом по интерфейсу Bluetooth, WiFi, RF-модуля. (12 ч.)

Теория: Обзор возможных средств удаленного управления объектами по каналам Bluetooth, WiFi, RF-модулей. (6ч)

Практика: Программная реализация устройства дистанционного управления роботом. (6ч)

Тема 3.2. Протоколы для ИК-пультов. (8ч).

Теория: Основные области применения ИК-пультов, устройство и алгоритм работы. (4ч)

Практика: Изготовление схемы управления реле с пульта управления. (4ч)

Тема 3.3. Подключение TFT и ЖК графических дисплеев. (10ч).

Теория: Алгоритм управления TFT и ЖК графических дисплеев, выбор библиотеки и протокола обмена данными. (4ч)

Практика: Подключение выбранного дисплея к Arduino и вывод на него информации. (6ч)

Тема 3.4. Работа с памятью EEPROM. (6ч).

Теория: Обзор алгоритма работы с памятью данных EEPROM для этого необходимых библиотек. (2ч)

Практика: Программная реализация алгоритма чтения/записи данных. (4ч)

Тема 3.5. Сетевой обмен с помощью Arduino. Ethernet shield, библиотека Ethernet library. (8ч).

Теория: Обзор платы Ethernet shield, библиотеки Ethernet library и способы обмена данными через сетевой протокол. (4ч)

Практика: Разработка устройства по мониторингу микроклимата комнаты с возможностью наблюдения через интернет. (10ч)

Тема 3.6. Радиочастотная идентификация (RFID). RFID-карты. (6ч).

Теория: Обзор алгоритма работы радиочастотной идентификация (RFID), необходимых библиотек. (2ч)

Практика: Разработка устройства по контролю проходного режима объекта с идентификацией личности. (4ч)

 

4. Светодиодные матрицы (32ч).

Тема 4.1. Светодиоды и светодиодные матрицы. (6ч).

Теория: Обзор линейки доступных матриц, алгоритмов управления и схемы включения. (2ч)

Практика: Разработка программы для управления матрицей с различным способом формирования изображений (4ч)

Тема 4.2. Светодиодная матрица FYM-23881BUG-11. (12ч).

Теория: Обзор светодиодной матрицы FYM-23881BUG-11, алгоритм управления. (2ч)

Практика: Сборка схемы, написание программы, реализующей вывод изображения на матрицу. (10ч)

Тема 4.3. SPI-расширитель выходов 74HC595. (8ч).

Теория: Обзор алгоритма и необходимых библиотек для управления матрицами с SPI-расширителем выходов 74HC595. (2ч)

Практика: Сборка схемы, написание программы, реализующей вывод изображения на матрицу. (6ч)

Тема 4.4. Светодиодная матрица RGB. (6ч).

Теория: Обзор светодиодной матрицы c RGB-светодиодами, алгоритм управления. (2ч)

Практика: Сборка схемы, написание программы, реализующей вывод изображения на матрицу. (4ч)

5. Управление исполнительными механизмами с помощью
Arduino. (22ч).

Тема 5.1. Arduino и шаговые двигатели (2ч).

Теория: Понятие о шаговых двигателях, способах подключения и управления. (2ч)

Тема 5.2. Arduino-библиотека Stepper, основные возможности. (6ч).

Теория: Обзор основных возможностей библиотеки Stepper, алгоритмы управления параметрами двигателей. (2ч)

Практика: Подключение и написание программы по управлению шаговым двигателем. (4ч)

Тема 5.3. Драйвер двигателей L293D. (6ч).

Теория: Обзор схемотехники и области применения микросхемы. (2ч)

Практика: Подключение шагового двигателя к Arduino при помощи драйвера L293D. (4ч)

Тема 5.4. Драйвер двигателей L298. (8ч).

Теория: Обзор схемотехники и области применения микросхемы. (2ч)

Практика: Подключение шагового двигателя, а так же двигателя постоянного тока к Arduino при помощи драйвера L298. (4ч)

6. Работа Arduino с USB-устройствами. (8ч)

Тема 6.1. Интерфейс USB. (2ч).

Теория: Обзор алгоритма работы интерфейса USB. (2ч)

Тема 6.2. USB Host Shield, подключение HID-устройств. (6ч).

Теория: Обзор платы USB Host Shield для подключение HID-устройств, необходимых библиотек. (2ч)

Практика: Написание программы для получения координат USB мыши или данных с USB клавиатуры. (4ч)

7. Использование GPS – модуля. (16ч).

Тема 7.1. Что такое GPS. (2ч).

Теория: Алгоритм работы системы GPS, обзор плат-расширений. (2ч)

Практика: Обзор и способы подключения плат-расширений GPS. (2ч)

Тема 7.2. Простой GPS приемник. (8ч).

Теория: Алгоритм работы GPS-приемника, программная реализация и необходимые библиотеки. (4ч)

Практика: Сборка схемы GPS-приемника и отладка программы. (4ч)

Тема 7.3. GPS-трекер. (4ч).

Теория: Алгоритм работы GPS-трекера, программная реализация и необходимые библиотеки. (2ч)

Практика: Сборка схемы GPS- трекера и отладка программы. (4ч)

8. Сборка собственного проекта робота (36ч).

Тема 8.1. Разработка алгоритма функционирования робота. (4ч).

Теория: Составления лингвистического алгоритма выбранного проекта робота. Схематическое исполнение и упрощение алгоритма. (4ч)

Тема 8.2. Расчет схемы электрической принципиальной. (4ч).

Теория: На основе разработанного алгоритма выбираются необходимые датчики. Разработка схемы подключений датчиков, устройств вывода, дистанционного управления. (4ч)

Тема 8.3. Расчет механических узлов. (4ч).

Теория: На основе разработанного схемотехнического решения выбираются исполнительные устройства, двигатели, механические передачи. (4ч)

Тема 8.4. Разработка программного обеспечения робота, отладка. (20ч).

Теория: На основе разработанных схемотехнического и алгоритмического решений разрабатывается программное обеспечение, проверяется и отлаживается работа робота. (10ч)

Практика: Пайка необходимой электроники, изготовление и сборка механических узлов, сборка и отладка робота. (10ч)

Тема 8.5. Разработка документации к устройству и испытания робота. (4ч).

Теория: На основе разработанного робота составляется документация и отчет о работе робота. (4ч)

9. Заключительное занятие (4ч).

Тема 9.1 Безопасность дорожного движения (2ч).

Теория: Беседа о безопасном дорожном движении. Игра. (2ч)

Тема 9.2 Подведение итогов (2ч).

Теория: Итоги работы кружка. Выставка работ. Вручение грамот. (2ч)

Цели программы

 Сформировать у детей начальное научно-техническое знание, желание и умение трудиться; овладение умениями и навыками работы с различными приборами и материалами, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения. Основной целью программы является формирование у обучающихся научно–технической компетентности, развитие конструктивного мышления средствами робототехники, конструирование и проектирование роботов.

Результат программы

Программа направлена на постепенное воспитание у ученика чувства уверенности в своей способности решать многие проблемы, воспитание личности с хорошими духовными и интеллектуальными качествами, уверенными в своих силах. В результате обучения по программе ожидается профориентация школьника для дальнейшего занятия техническим творчеством и спортивно-техническими видами спорта и ориентация обучающихся для поступления в учебные заведения технического профиля.

Первый год обучения – использования навыков и знаний получении в школе, для повышения своего развития, в техническим творчестве.

Второй год обучения – полное овладение методом постройки и
технологии. Участие в соревнованиях, где прикладываются все умения
для достижения результата.

Материально-техническая база

Помещение.

Помещение для проведения кружка должен быть достаточно просторным, хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать на руки детей с левой стороны. Столы могут быть рассчитаны на два человека, но должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому ученику, при этом, не мешая работать другому учащемуся, соответствовать Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

 

Методический фонд.

Для успешного проведения занятий необходимо иметь выставку изделий, таблицы с образцами, журналы и книги, инструкционные карты, шаблоны и т. д.

 

Материалы и инструменты.

Наборы – конструкторы «АМПЕРКА», набор инструментов (отвертки, плоскогубцы, пинцет), паяльные принадлежности (паяльник, флюс, припой), наборы радиокомпонентов и проводов, компьютер, проектор, экран.