Начальное техническое моделирование (Пересвет)

Модуль 1 ПФДО.  Для доступа к полному курсу рекомендуем записаться на программу Начальное техническое моделирование (Пересвет)  модуль 2 бюджет

Начальное техническое моделирование стимулирует творческий, производительный труд. Способствует развитию интеллектуальных способностей, в частности, политехнического мышления и формированию гражданско-патриотических качеств личности ребенка.

преподаватели

Петухова Наталья Николаевна

Содержание программы

1 год обучения (180 ч)

 

1. Вводное занятие. (4 ч)

1.1 Инструктаж по ТБ, ПБ и ЭБ. Краткие сведения о видах клеющих веществ. Правила их применения.

1.2 Ознакомления с различными видами бумаги и картона. Чтение простейшего чертежа модели. Правила выполнения изгибов.

 

2. Понятие о материалах и инструментах (5 ч)

2.1 Беседа по ОБЖ "Безопасность, ПДД. Внимание дети".

2.2 Понятие о материалах, инструментах и приспособлениях.

2.3 Общее понятие о производстве, свойствах, сортах

бумаги и картона.

 

3. Первоначальные графические знания и умения (15 ч)

3.1 Беседа по ОБЖ. "Правила дорожного движения"

Типичные ошибки поведения в дорожной среде. 3.2 Первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе.

3.3 Чтение и составление эскизов плоских деталей.

3.4 Чтение и составление простейших электрических схем.

3.5 Изготовление игрушки с подвижными частями.

3.6 Понятия об эскизах, чертежах, чертежных инструментах.

3.7 Изготовление часового циферблата со стрелками.

3.8 Изготовление бумажной модели парашюта.

 

4. Элементы технической эстетики (5 ч)

4.1 Элементарные понятия о технической эстетике

4.2 Элементы художественного оформления моделей

4.3 Оформление изделия в зависимости от его формы и назначения

 

5. Первоначальные конструкторско-технологические понятия (18 ч)

1. Типичные ошибки поведения в дорожной среде.

Общие представления о процессе создания машин.

Способы и приёмы работы с шаблонами, трафаретами.

3. Изготовление лото "Назовите их профессии".

4. Изготовление лото "Назовите их профессии".

5. Изготовление простейшей викторины.

6. Изготовление простейшей викторины.

7. Игры и соревнования с помощью изготовленных лото и викторины.

 

6. Конструирование из плоских деталей (33 ч)

1. Понятие о контуре, силуэте технического объекта.

2. Изготовление "Геометрического конструктора".

3. Опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением.

Изготовление "Геометрического конструктора".

4. Создание силуэтов из "Геометрического конструктора".

5. Создание силуэтов из "Геометрического конструктора".

6. Создание силуэтов из "Геометрического конструктора".

7. Изготовление контурных моделей.

8. Изготовление контурных моделей.

9. Изготовление контурных моделей.

10. Изготовление контурных моделей.

11. Итоговое занятие.

 

7. Конструирование из объёмных деталей (54 ч)

1. Понятия о простейших геометрических телах, развёртках, выкройках.

2. Места где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п. Изготовление геометрических тел. Призма.

3. Изготовление геометрических тел. Цилиндр.

4. Изготовление геометрических тел. Конус.

5. Художественное оформление изделий.

6. Изготовление модели самолета.

7. Изготовление модели ракеты.

8. Художественное оформление моделей

9. Изготовление модели монорельса.

10. Изготовление модели монорельса.

11. Изготовление модели автомашины.

12. Название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для

водителей. Изготовление модели автомашины.

13. Изготовление модели "Маяк".

14. Изготовление модели "Маяк".

15. Художественное оформление моделей.

16. Игры и соревнования с самоходными моделями.

 

 

8. Моделирование из наборов готовых деталей (22 ч)

1. Понятие о машинах, механизмах и их сборочных единицах.

2. Спо­собы и приемы соединения деталей.

3. Изготовление деталей к модели "Экскаватор".

4. Изготовление деталей к модели "Экскаватор".

5. Сборка модели "Экскаватор".

6. Повторение и закрепление полученных знаний по теме "Основы безопасности дорожного

движения"Изготовление деталей к модели "Домик".

7. Изготовление деталей к модели "Домик".

8. Сборка и оформление модели "Домик".

 

9. Игры и соревнования (18 ч)

1. Подготовка моделей к соревнованиям. Инструктаж по ТБ.

2. Подготовка моделей к соревнованиям.

3. Игры и соревнования с моделями.

4. Игры и соревнования с моделями.

5. Игры и соревнования с моделями.

6. Подведение итогов соревнований, работа над ошибками.

 

10. Заключительное занятие (6 ч)

1. Подведение итогов работы за год. Подготовка моделей к выставке.

2. Итоговая выставка

Содержание занятий.

Базовый уровень (Первый год обучения – 180 ч).

 

1. Вводное занятие. (9 ч)

1.1 Инструктаж по ТБ, ПБ и ЭБ. Краткие сведения о видах клеющих веществ. Правила их применения.

1.2 Ознакомление с различными видами бумаги и картона. Чтение простейшего чертежа модели.Правила выполнения изгибов.

1.3 Беседа по ОБЖ "Безопасность, ПДД. Внимание дети«.

1.4 Понятие о материалах, инструментах и приспособлениях.

1.5 Общее понятие о производстве, свойствах, сортах

бумаги и картона.

2. Графическая подготовка в начальном техническом моделировании (18 ч)

2.1 Опасные места вокруг СЮТ «Спутник», дома, на улицах и дорогах г. Пересвет.

2.2 Первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе.

2.3 Чтение и составление эскизов плоских деталей.

2.4 Увеличение и уменьшение чертежа детали с помощью масштаба.

2.5 Использование сборочного чертежа (из двух-трех деталей) при изготовлении моделей.

2.6 Чтение и составление простейших электрических схем.

 

 

3. Простейшие модели транспортной техники (12 ч)

1. Способы изготовления силуэтных и полуобъемных моделей.

2. Изготовление силуэтных авто­моделей.

3. Безопасные участки улиц и дорог в г. Пересвет. Изготовление модели "Паровоз"

4. Изготовление модели "Паровоз"

 

4. Действующие модели различных машин (12 ч)

1. Понятия о машинах-двигателях и машинах-орудиях и их назна­чении.

2. Изготовление модели машины по чертежу. "Буер".

3. Изготовление модели машины по чертежу. "Бульдозер".

4. Изготовление модели машины по чертежу. "Монорельс".

 

5. Модели автомобилей (36 ч)

1. Обзор и краткое ознакомление с устройством автомобиля

2. Изготовление модели гоночного автомобиля

3. Типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и

авариям. Изготовление модели гоночного автомобиля

4. Художественное оформление модели

5. Изготовление модели автомобиля "Мерседес"

6. Изготовление модели автомобиля "Мерседес"

7. Художественное оформление модели

8. Изготовление модели "Скорая помощь"

9. Изготовление модели "Скорая помощь"

10.Изготовление модели "ДПС"

11.Изготовление модели "ДПС"

12.Художественное оформление модели

6. Модели военной техники (15 ч)

1. Опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением.

Краткая история российской военной техники

2. Изготовление моделей военной техники

3. Изготовление моделей военной техники

4. Художественное оформление модели

5. Выставка моделей

 

7. Действующие модели морского и речного флота (43 ч)

1. Краткая история российского флота. Обзор современных кораблей.

2. Элементы художественного конструирования.

3. Элементы художественного конструирования.

4. Изготовление модели "Катер".

5. Изготовление модели "Катер".

6. Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п. Изготовление модели "Катер".

7. Изготовление модели "Катер".

8. Художественное оформление модели.

9. Изготовление модели "Пароход"

10. Изготовление модели "Пароход"

11. Художественное оформление модели.

12. Изготовление модели "Яхта"

13. Изготовление модели "Яхта"

14. Изготовление модели "Яхта"

15. Художественное оформление модели.

16. Название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей. Изготовление модели "Военный корабль"

17. Изготовление модели "Военный корабль"

18. Изготовление модели "Военный корабль"

19. Изготовление модели "Военный корабль"

20. Изготовление модели "Военный корабль"

21. Художественное оформление модели.

 

8. Действующие модели российской авиации (35ч)

1. Краткая история российской авиации. Обзор современных самолетов.

2. Элементы художественного конструирования.

3. Изготовление модели "Аэроплан"

4. Изготовление модели "Биплан«

5. Остановочный тормозной путь при экстренном торможении. Проверка знаний по теме «Основы безопасности дорожного движения». Художественное оформление моделей

6. Изготовление модели "Пассажирский самолет"

7. Изготовление модели "Пассажирский самолет"

8. Изготовление модели "Пассажирский самолет"

9. Изготовление модели "Пассажирский самолет«

10. Художественное оформление модели

11. Изготовление модели

 

9. Игры и соревнования (6 ч)

1. Подготовка моделей к соревнованиям. Инструктаж по ТБ.

2. Подготовка моделей к соревнованиям.

3. Игры и соревнования с моделями.

4. Игры и соревнования с моделями.

5. Игры и соревнования с моделями.

6. Подведение итогов соревнований, работа над ошибками.

 

10. Заключительное занятие (4 ч)

1. Подведение итогов работы кружка. Подготовка к выставке.

2. Итоговая выставка

 

Содержание учебного плана.

Базовый уровень (3-ий год обучения – 180 часов).

 

Раздел 1: Вводное занятие (6 ч.)

Тема 1.1. Знакомство с работой объединения. Техника безопасности. Безопасность дорожного движения. (2 ч.)

Теория: Значение техники в жизни людей. Достижения науки и техники. Порядок и план работы творческого объединения. Первичный инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по пожарной безопасности и охране труда. Безопасность дорожного движения. Беседа о правилах дорожного движения.

Тема 1.2. Организация рабочего места. (4ч.)

Теория: Правила поведения на рабочем месте. Основные приемы работы, пользование инструментом на рабочем месте. Основные правила культуры и безопасности труда на рабочем месте.

Практика: Размещение инструмента, материалов и изготовляемой продукции на рабочем месте. Хранение готовых изделий.

Раздел 2: Модели и моделирование. Понятие о материалах и инструментах. (12 ч.)

Тема 2.1. Общее понятие о моделях и моделировании. Инструменты и приспособления. (2ч.)

Теория: Понятие модели и моделирования. Инструменты, применяемые в техническом моделировании при изготовлении изделий и макетов, правила пользования ими (нож, ножницы, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.). Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами.

Тема 2.2. Элементы технической эстетики. Понятие о гармоничности и цветовых сочетаниях. (4 ч.)

Теория: Элементы технической эстетики. Понятие о гармоничности и цветовых сочетаниях. Закономерность формы (симметрия, цельность, пластичность). Пропорциональность частей изделия.

Тема 2.3. Конструирование и художественное оформление поделок. (16 ч.)

Теория: Конструирование и художественное оформление поделок в зависимости от их назначения, формы и материала.

Практика: Изготовление и оформление действующих моделей из бумаги на основе выполнения разверток с учётом элементарных закономерностей и технической эстетики. (Простейшая модель корабля, самолета, автомобиля.) Показ и просмотр готовых моделей.

 

Раздел 3: Моделирование с применением наборов деталей конструктора. (14 ч.)

Тема 3.1. Ознакомление с деталями набора. Способы и приёмы соединения деталей. (4 ч.)

Теория: Моделирование с применением наборов деталей конструктора.

Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей.

Практика: Выполнение соединений различных деталей конструктора.

Тема 3.2 Знакомство с последовательностью и технологией сборки. Безопасность дорожного движения. (22 ч.)

Теория: Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели. Модель моста длиной 30 см. выдерживающий нагрузку 1-2 кг. Знакомство с основными принципами и технологией сборки узлов подвижных соединений вращающихся деталей. Знакомство с технологией сборки по технологической карте «Башенного крана ». Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по собственному замыслу. Творческий просмотр работ. Коллективное обсуждение работ с элементарным представлением о технике, свойствах материала, о действии инструментов. Безопасность дорожного движения. Беседа с детьми "Мой друг – светофор«.

Практика: Выполнение сборки модели конструктора «Мост» по предложенному образцу. Коллективная сборка модели «Башенного крана» по технологической карте. Выполнение сборки макетов и моделей из деталей конструктора по собственному замыслу.

Раздел 4: Выпиливание и выжигание. (6 ч.)

Тема 4.1. Выпиливание. (3 ч.)

Теория: Техника безопасности при работе с лобзиком. Устройство лобзика. Правила работы. Выпиливание по внешнему контуру геометрических фигур, углов.

Практика: Выпиливание игрушек. Обработка деталей.

Тема 4.2. Выжигание. (3 ч.)

Теория: Художественное выжигание. Техника безопасности при выжигании.

Практика: Выжигание сувенира из фанеры. Раскраска.

Раздел 5: Чертёж. Разметка. Контрольно-измерительный инструмент. (6 ч.)

Тема 5.1. Чертёж. Чтение чертежей. (2 ч.)

Теория: Чертёж. Формат чертежей, Масштабы чертежей. Линии чертежей. Как делается чертёж.

Практика: Чтение чертежей, разверток несложных объемных деталей при изготовлении моделей. Использование сборочного чертежа (из двух-трех деталей) при изготовлении моделей.

Тема 5.2. Разметка. Разметочный инструмент. (1 ч.)

Теория: Разметка и разметочный инструмент (линейка, рулетка, слесарный угольник, чертилки, кернер, рейсмус).

Практика: Приёмы разметки. Применение разметочного инструмента.

Тема 5.3. Контрольно-измерительный инструмент. (3 ч.)

Теория: Контрольно-измерительный инструмент (слесарный циркуль, кронциркуль, нутромер, штангенциркуль, микрометр, резьбомер).

Практика: Применение контрольно-измерительного инструмента.

Раздел 6: Электричество на моделях. (54 ч.)

Тема 6.1. Электричество. Источники электроэнергии. (4 ч.)

Теория: Изучение источников электроэнергии. Постоянный и переменный ток.

Практика: Знакомство с источниками тока (гальванический элемент, батарейка), проводниками, выключателями, переключателями и потребителями электрической энергии (лампочки, электромоторчики, звонки и др.)

Тема 6.2 Электротехнические работы. (8 ч.)

Теория: Электротехнические работы. Оснащение и организация рабочего места. Техника безопасности при электротехнических работах. Элементарные понятия об электрической цепи и простой электрической схемы.

Практика: Условные обозначения элементов электрической цепи. Способы и приемы составления простейшей электрической цепи. Графическое изображение электрической цепи с одним потребителем. Сборка простейшей электрической цепи (батарейка, провод, выключатель, лампочка или звонок).

Тема 6.3 Сборка простейших моделей с электроосвещением. (22 ч.)

Теория: Простейшие технические модели с электроосвещением (автомобили с фарами, пароход с бортовыми сигнальными огнями и др.)

Практика: Изготовление простейшей модели автомобиля с фарами. Изготовление простейшей модели корабля с бортовыми сигнальными огнями. Изготовление простейшей модели самолёта с бортовыми сигнальными огнями.

Тема 6.4. Электрические двигатели. Источники питания. Электромеханический привод. Вибрационный двигатель. (20 ч.)

Теория: Электрические двигатели. Источники их питания. Электромеханический привод модели. Редуктор. Их назначение. Вибрационный двигатель. Игрушки виброходы. Повторение техники безопасности, основных понятий и приемов. Безопасность дорожного движения. Беседа с детьми "Наша улица. Где можно играть?«.

Практика: Установка электродвигателя и источника питания на модели. Соединение узлов и порядок их работы. Изготовление простейшей рамы (корпуса) модели (автомобиль, корабль). Установка электромеханического привода модели, источника питания. Испытания моделей с установленными электромеханическим приводом. Изготовление платформы и деталей виброхода. Изготовление электромеханизма виброхода. Изготовление кузова для модели виброхода по собственному замыслу. Сборка, испытание, просмотр готовых игрушек виброходов.

Раздел 7: Радиоуправляемые модели. (16 ч.)

Тема 7.1. Понятие об управлении работой технических устройств по радио. (8 ч.)

Теория: Понятие об управлении работой технических устройств по радио. Принцип действия, устройство и правила работы с аппаратурой для управления моделями по радио.

Практика: Проектирование, конструирование простейших радиоуправляемых автомоделей. Изготовление простейших радиоуправляемых автомоделей.

Тема 7.2. Правила установки радиоаппаратуры на модель. (8 ч.)

Теория: Правила установки радиоаппаратуры на модель.

Практика: Сборка, монтаж, регулировка, испытания модели. Пробные и тренировочные запуски моделей на радиоуправлении. Отработка навыков управления моделью на радиоуправлении.

Раздел 8: Постройка сложных объёмных моделей. (60 ч.)

Тема 8.1. Изготовление моделей наземного транспорта. (22 ч.)

Теория: Краткие сведения о наземном транспорте. Разработка и изготовление модели наземного транспорта (автомобиль).

Практика: Составление эскиза. Разработать чертёж общего вида модели автомобиля. Подобрать двигатели на модель. Изготовить раму модели. Изготовить механизм рулевого управления. Изготовление заднего моста. Изготовление колёс и дисков. Изготовление кузова (кабины). Изготовление системы освещения. Сборка модели. Окраска модели.

Тема 8.2 Изготовление моделей воздушного транспорта. (18 ч.)

Теория: Краткие сведения о летательных аппаратах. Подбор рисунков, фотографий и другой документации относящейся к модели воздушного транспорта (самолёт).

Практика: Составление эскиза. Разработать чертёж общего вида модели самолёта. Изготовление крыла и стабилизаторов. Изготовление фюзеляжа, киля. Изготовление шасси. Изготовление винта. Сборка модели. Окраска модели.

Тема 8.3 Изготовление моделей водного транспорта. (20 ч.)

Теория: Классификация судов и кораблей. Подбор рисунков, фотографий и другой документации относящейся к модели водного транспорта (корабль).

Практика: Составление эскиза. Изготовление теоретического чертежа. Изготовление корпуса модели. Подобрать двигатели на модель. Изготовить надстройку и рубку модели. Изготовить детали модели. Изготовление винтомоторных деталей. Сборка модели. Окраска модели.

Творческий просмотр работ.

Раздел 9: Заключительное занятие (6 ч.)

Тема 9.1. Подведение итогов. Подготовка к проведению выставки. (2 ч.)

Теория: Подведение итогов работы за год. Беседа: «Чему мы научились на занятиях в кружке?». Подготовка моделей и поделок к итоговой выставке.

Тема 9.2. Подведение выставки, беседа о правилах поведения на летних каникулах. Безопасность дорожного движения. (4 ч.)

Теория: Рекомендации по работе на летних каникулах, правилах безопасного поведения на водоемах. Перспективы работы в объединениях «Базового уровня», проверка склонностей к тем или иным направлениям деятельности. Безопасность дорожного движения. Беседа с детьми «Правила движения для велосипедистов». Правила безопасного поведения на водоёмах.

Практика: Подготовка моделей и поделок к итоговой выставке. Проведение выставки.

Цели программы

Цель программы «Начальное техническое моделирование» – сформировать у детей начальное научно-техническое знание, желание и умение трудиться; овладение умениями и навыками работы с различными материалами и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения. Основной целью программы является формирование у обучающихся научно–технической компетентности посредством моделирования, конструирования и проектирования технических моделей.

Результат программы

Программа направлена на постепенное воспитание у ученика чувства уверенности в своей способности решать многие проблемы, воспитание личности с хорошими духовными и интеллектуальными качествами, уверенными в своих силах. В результате обучения по программе ожидается профориентация школьника для дальнейшего занятия техническим творчеством и спортивно-техническими видами спорта и ориентация обучающихся для поступления в учебные заведения технического профиля.

Первый год обучения – использования навыков и знаний получении в школе, для повышения своего развития, в техническим творчестве.

Второй год обучения – полное овладение методом постройки и
технологии. Участие в соревнованиях, где прикладываются все умения
для достижения результата.

Материально-техническая база

Помещение, в котором проводятся занятия должно быть светлым, соответствовать Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

 

Материально-техническое обеспечение программы

 

· Мебель для хранения инструмента.

· Стеллажи для хранения моделей.

· Столы и стулья для детей и педагога.

· Инструменты: карандаши, линейки, ножницы, циркули, лекалы, цветные карандаши, кисти, краски и т. д..

· Материалы: бумага, картон, клей ПВА, проволока, нитки и др. подручные материалы.

· Методическая литература по профилю: журналы «Моделист-конструктор», «Моделизм – спорт и хобби», «Сделай сам», «Дети, техника, творчество». Профильные интернет издания: ФРМС России, технические форумы.

· Дидактические материалы: шаблоны деталей и моделей, чертежи, схемы.