Техническое моделирование

Модуль 1 ПФДО.  Для доступа к полному курсу рекомендуем записаться на программу Техническое моделирование модуль 2 бюджет

Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. Это объединение для детей, интересующихся техникой и ручным делом.

преподаватели

Гогун Борис Борисович

Содержание программы

1-й год обучения.

Базовый уровень 1.

Раздел 1: Вводное занятие (7 ч.)

Тема 1.1. Знакомство с работой объединения. Техника безопасности. Правила дорожного движения. (5 ч.)

Теория: Значение техники в жизни людей. Достижения науки и техники. Порядок и план работы творческого объединения. Первичный инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по пожарной безопасности и охране труда. ПДД. Беседа о правилах дорожного движения.

Тема 1.2. Работа над пробной поделкой. (2 ч.)

Теория: Просмотр готовых моделей. Выбор модели. Основные приемы работы. Организация рабочего места.

Практика: Изготовление из картона и бумаги поделок на свободную тему с целью ознакомления с подготовкой учащихся. Просмотр и обсуждение работ.

Раздел 2: Понятие о материалах и инструментах (18 ч.)

Тема 2.1. Общее понятие о материалах. (7ч.)

Теория: Инструменты, применяемые в техническом моделировании при изготовлении изделий и макетов. Бумага. Как родилась бумага, экскурс в историю. Элементарные свойства бумаги. Картон. Виды картона. Способы обработки картона. Многофункциональность картона. Понятие о древесине, металле, пластмассах и других материалах, используемых в промышленности и техническом моделировании.

Практика: Наблюдение за физическими и механическими свойствами бумаги, древесины, металла, пластмассы.

Тема 2.2. Инструменты и приспособления. (11 ч.)

Теория: Инструменты, применяемые в техническом моделировании при изготовлении изделий и макетов, правила пользования ими. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Способы изготовления отдельных деталей из бумаги, картона и способы сборки самоделок. Творческий просмотр работ.

Практика: Выполнение простейшей работы из бумаги. Изготовление игрушек с изгибом бумаги по оси симметрии. Изготовление из картона плоских динамических игрушек с подвижными частями.

Раздел 3: Первоначальные графические знания и умения (17 ч.)

Тема 3.1. Первоначальные графические знания и умения. (6 ч.)

Теория: Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея. Знакомство с линией невидимого контура, центровой линией и сплошной тонкой. Получение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, циркуле, угольнике, карандаше и т.д. Опрос в форме игры. Творческий просмотр.

Практика: Упражнения в проведении параллельных и перпендикулярных линий в процессе изготовления таблиц для расписания занятий, списка группы, часового циферблата со стрелками. Изготовление бумажных моделей с целью закрепления умения применять в работе линии чертежа.

Тема 3.2 Увеличение и уменьшение плоских деталей по клеткам. (11 ч.)

Теория: Методика увеличения и уменьшения изображений плоских деталей по клеткам. Просмотр работ.

Практика: Изготовление шаблонов и выкроек для простейших изделий с увеличением и уменьшением размеров чертежей этих изделий с помощью клеток разной площади.

Раздел 4: Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей (38 ч.)

Тема 4.1. Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Создание силуэтов моделей. Правила дорожного движения. (8 ч.)

Теория: Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: различные прямоугольники треугольники, круг, половина круга и т. д. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами. ПДД. Беседа с детьми "Мой друг – светофор".

Практика: Изготовление геометрических фигур из плотной бумаги (геометрические фигуры, различные по форме и размеру). Создание силуэтов моделей (корабля, грузовика, подъёмного крана, самолёта, ракеты, светофора, весов и т.д.).

Тема 4.2. Создание силуэтов моделей. Изготовление контурных моделей. (30 ч.)

Практика: Изготовление контурных моделей со щелевидными соединениями (якоря, ракеты, самолёта, парохода и т. д.) из картона, дерева, фанеры по образцу, рисунку, шаблону, представлению, воображению и собственному замыслу. Просмотр готовых работ.

Раздел 5: Техническое моделирование (40 ч.)

Тема 5.1. Конструирование из геометрических фигур. (6 ч.)

Теория: Простейшие геометрические фигуры: треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб. Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги. Вырезание геометрических фигур из простого листа бумаги и по трафарету. Опрос в форме загадок.

Практика: Игра на геометрические фигуры. Самостоятельное конструирование простых предметов (фигур) из геометрических форм. Тематическое конструирование из геометрических фигур: автомобиль, грузовик, ракета и другое. Просмотр работ.

Тема 5.2 Конструирование из объемных фигур. (14 ч.)

Теория: Первоначальное понятие о простейших геометрических телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела в сопоставлении с геометрическими фигурами. Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов. Анализ формы технических объектов и сопоставление их с геометрическими телами. Создание макетов технических объектов. Элементарные понятия о развертках, выкройках простых геометрических тел. Приемы их вычерчивания, вырезания и склеивания.

Практика: Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми формами. Изготовление из бумаги или тонкого картона геометрических тел: призм, цилиндров, конусов с предварительным выполнением чертежей разверток. Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе выполнения разверток. Создание макетов машин из геометрических фигур и тел. Макет грузовика: основание (картонный прямоугольник), колеса (цилиндр), кузов и кабина (параллелепипеды), двигатель (куб). Макет железнодорожной платформы или вагона: рама (картонный прямоугольник), колеса (цилиндры или картонные диски на осях), кузов (параллелепипед), цистерна (горизонтально приклеенный цилиндр). Макеты автомобилей различного назначения: рама (картонный прямоугольник), колеса (диски на осях), кузова (различные геометрические тела и их комбинации). Творческий просмотр работ.

Тема 5.3. Элементы технической эстетики. (6 ч.)

Теория: Элементы технической эстетики. Понятия о гармоничности и цветовых сочетаниях. Закономерность формы (симметрия, цельность, пластичность). Пропорциональность частей изделия. Оформление изделия в зависимости от его назначения, формы и материала

Практика: Конструирование и художественное оформление поделок. Изготовление и оформление действующих моделей и игрушек с учётом элементарных закономерностей и технической эстетики. Выставка работ.

Тема 5.4. Конструирование из наборов готовых деталей. ПДД (14 ч.).

Теория: Ознакомление с деталями набора. Название и назначение !входящих в конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей. Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели. Знакомство с основными принципами и технологией сборки по рисунку- схеме. Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по собственному замыслу. ПДД. Беседа с детьми "Наша улица. Где можно играть?«

Практика: Выполнение соединений различных деталей конструктора. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу. Сборка макетов и моделей по рисунку-схеме. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по собственному замыслу.

Раздел 6: Творческие проекты (39 ч.)

Тема 6.1. Выбор и разработка проекта. (4 ч.)

Теория: Основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ.

Тема 6.2. Работа над проектом. (35 ч.)

Теория: Повторение техники безопасности, основных понятий и приемов.

Практика: Выполнение проектов, защита проекта, Подготовка и оформление проекта к выставке.

Раздел 7: Участие в мероприятиях (8 ч.)

Теория: подготовка к участию в мероприятиях, правила техники безопасности, пожарной безопасности, охраны труда.

Практика: участие в мероприятии по графику соревнований либо плану мероприятий образовательного учреждения.

Раздел 8: Заключительное занятие (10ч.)

Тема 8.1. Подведение итогов. Подготовка к проведению выставки. (2 ч.)

Теория: Подведение итогов работы за год. Беседа: «Чему мы научились на занятиях в кружке?». Подготовка проектов и поделок к итоговой выставке.

Тема 8.2. Подведение выставки, беседа о правилах поведения на летних каникулах. Правила дорожного движения. (8 ч.)

Теория: Рекомендации по работе на летних каникулах, правилах безопасного поведения на водоемах. Перспективы работы в объединениях «Базового уровня», проверка склонностей к тем или иным направлениям деятельности. ПДД. Беседа с детьми «Правила движения для велосипедистов». Правила безопасного поведения на водоёмах.

Практика: Подготовка проектов и поделок к итоговой выставке. Проведение выставки.

Размер текста ограничен 32 КБ

Цели программы

Развитие творческих и технических способностей детей посредством изготовления макетов и моделей несложных объектов.

Цель базового уровня 1 – формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организацию их свободного времени.

Цель базовых уровней 2 и 3- обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;

– обеспечение адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности;

– выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно- исследовательской) деятельности.

Результат программы

После первого года обучения учащиеся должны

Знать:
Уметь:
Название и назначение материалов-

бумага(ватман, копировальная,

цветная), картон, клей.
Определять материал из которого

изготовлено изделие. Резать бумагу

ножницами, соблюдая правила

безопасности
Название и назначение инструментов и

приспособлений-ножницы, линейка,

скрепки, кисточки.
Пользоваться копировальной бумагой

для изготовления частей

модели. Сгибать бумагу.
Правила безопасной работы с

перечисленными инструментами и

правила личной гигиены.
Контролировать правильность

выполнения рабочих операций на

каждом этапе работы
Графическое изображение линий-

видимого контура, сгиба
Выполнять различные отделочные

работы-раскрашивание, аппликация.
Название рабочих операций при

изготовлении модели – обводка по

шаблону, вырезание, отделка,

склеивание.
Оценивать качество готовой модели и

определить пути исправления

недостатков.

После второго года обучения учащиеся должны

Знать:
Уметь:
Условные обозначения графических

изображений-линий сгиба, линии

видимого и невидимого контура.
Организовывать свое рабочее место.
Геометрические фигуры -квадрат,

круг, треугольник, прямоугольник, овал.
Грамотно работать с шаблонами
Геометрические тела-шар, куб, конус,

цилиндр.
Грамотно работать с инструментами
Отличие геометрических тел от

геометрических фигур.
Грамотно обрабатывать линии сгиба на

бумаге
Технику безопасности при работе с

ножницами, шилом.
Планировать свою работу
Простейшую схему устройства

автомобиля-колесо, кузов, кабина,

рама, багажник, капот.
Эстетично оформлять модели
Корабля-корма, палуба, дно, каюта,

мачта, парус, якорь
Доводить начатое дело до конца
Самолета-фюзеляж, киль,

стабилизатор, крыло, шасси
Работать с различными видами

бумаги- ватман, картон, цветная

бумага.
Простые этапы работы с моделью
Работать с клеем и красками
Приёмы разметки

После третьего года обучения учащиеся должны

Знать:
Уметь:
Условные обозначения чертежа.
Грамотно работать с чертежами
Иметь представления о таких

понятиях, как чертёж, рисунок, эскиз
Читать чертёж
Простую схему устройства самолёта,

вертолёта, автомобиля, корабля
Планировать свою работу поэтапно
Основные технологические операции

по изготовлению модели
Грамотно обращаться с

инструментами, трафаретом
Общие сведения об объёмном

моделировании, геометрический

фигуры
Отличать шаблон от трафарета или

чертежа
Способы самоконтроля, самооценки
Составлять технологический план

изготовления модели
Графические обозначения

Материально-техническая база

Занятия проводятся в классе. Помещение для работы объединения должно отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности, установленным для помещений, где работают дети.

Для реализации успешной работы необходимо следующее:

Инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули, пила, молоток, плоскогубцы, напильники, надфили, шило, тиски, монтажный нож,макетный нож, макетный резиновый коврик гвозди, рубанок, киянка, лобзик, кисточки и др.

Материалы: цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, фольга, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, акриловые краски, древесина, фанера, пластмасса, металл, проволока и другие материалы.

Информационное обеспечение:

– интернет источники;

- демонстрационные работы;

- схемы ( геометрические фигуры, трафареты для изготовления моделей, шаблоны фигур);

- иллюстрационный материал к тематическим занятиям;

- работы обучающихся.

На занятиях учащиеся также знакомятся с историей и современным уровнем развития российской и мировой техники. Немаловажно и то, что, занимаясь в коллективе единомышленников, воспитывается уважение к труду и человеку труда, самодеятельность и ответственность за собственные действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, ребята могут научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам адекватно воспринимать окружающую действительность, что является ориентиром в выборе детьми интересной профессии. Моделирование является перспективным направлением для формирования базы инженеров-специалистов. Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента, несложные приёмы работы с бумагой дают возможность привить этот вид моделизма у детей школьного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности (детализации и копийности). Овладевая навыками моделирования, учащиеся видят объект не просто на плоскости, а объёмную конструкцию (модель), что позволяет более полно оценить этот объект. На протяжении всего периода обучения с учащимися проводятся теоретические занятия по темам программы, а также беседы по истории авиации, флота, бронетанковой техники, направленные на воспитание патриотизма и любви к родине.