Ракетомоделирование

Модуль 1 ПФДО.  Для доступа к полному курсу рекомендуем записаться на программу Ракетомоделирование модуль 2 бюджет

Ракетомоделизм – конструирование и постройка моделей летательных аппаратов, моделей ракет, в технических и спортивных це¬лях Всё лучшее и передовое, что накоплено и разработано человечеством за века своего существования впитали в себя современная наука и промышленное производство ракетно-космических аппаратов.

преподаватели

Стрелов Кирилл Сергеевич

Содержание программы

 

Вводное занятие (2 ч.)

Тема 1.1. Знакомство с работой объединения. Техника безопасности. Безопасность дорожного движения. (2 ч.)

Теория: Развитие ракетного моделизма и моделирования в России. Понятие о методе моделирования как форме научного познания. Моделирование в большой технике. Обсуждение плана работы объединения. Организационные вопросы. Правила безопасности труда. Безопасность дорожного движения. Опрос

Раздел 2: Классификация моделей ракет (2 ч.)

Тема 2.1. Параметры моделей ракет, их ограничения по правилам. Запуск готовых моделей ракет. (2ч.)

Теория: Параметры моделей ракет, их ограничения по правилам. Виды моделей ракет и их классификация.

Практика: Запуск готовых моделей ракет. Определение характерных точек траектории полета. Разбор полетов.

Раздел 3: Методика расчета времени полета моделей ракет категорий S-3 и S-6. Особенности конструкции. Материалы. (33 ч.)

Тема 3.1. Проектирование. (4 ч.)

Теория: Проектирование. Круглый парашют в плане, лента (стример), проектированеи парашюта. Парашюты различных схем: полусферические с принудительным открытием, с аэродинамическим качеством.

Тема 3.2 Материалы для парашютов и лент. (2 ч.)

Теория: Материалы для парашютов и лент. Окраска. Цвет модели и удобство слежения за ней.

Практика: Выброс парашюта и ленты.

Тема 3.3 Конструкция и материалы моделей ракет на время полета (27 ч.)

Теория: Конструкция и материалы моделей ракет на время полета.

Практика: Сборка и укладка парашюта. Изготовление моделей ракет на время парашютирования. Сбросы парашютов с грузом, испытания. Изготовление системы выброса парашюта. Запуски моделей. Разбор полетов.

Раздел 4: Аэродинамика малых скоростей тел вращения. (20 ч.)

Тема 4.1. Основные понятия гидроаэродинамики. (2 ч.)

Теория: Основные понятия гидроаэродинамики.

Тема 4.2 Особенности аэродинамики малых скоростей. (18 ч.)

Теория: Аэродинамические подобия и спектры обтекания. Пограничный слой. Особенности аэродинамики малых скоростей.

Практика: Демонстрация спектров обтекания в дымовой аэродинамической трубе на телах различной формы. Определение лобового сопротивления моделей ракет в аэродинамической трубе. Запуски и замер параметорв полета моделей ракет различной формы.

Раздел 5: Расчет надежности модели ракет. Компоновка. (8 ч.)

Тема 5.1. Определение надежности всех систем модели. (4 ч.)

Теория: Определение надежности всех систем модели. Определение суммарной надежности для последовательно срабатывающих систем. Надежность модели в зависимости от компоновки.

Тема 5.2 Использование отработанных деталей и систем. (4 ч.)

Теория: Использование отработанных деталей и систем.

Раздел 6: Методика расчета максимальной и оптимальной высоты полета моделей ракет категорий S-1 по компьютерной программе. Особенности конструкции. Материалы. (34 ч.)

Тема 6.1 Методика определения соотношений для получения максимальной высоты полета. (3 ч.)

Теория: Методика определения соотношений для получения максимальной высоты полета.

Тема 6.2 Многодвигательные нижние ступени. (3 ч.)

Теория: Конструктивные решения для многодвигательных нижних ступеней.

Тема 6.3 Высотные модели ракет. (28 ч.)

Теория: Материалы, применяемые для высотных моделей ракет.

Практика: Изготовление высотных моделей ракет различных схем. Изготовление системы расстыковки ступеней, систем спасения и их выброс. Запуск моделей ракет, замеры высоты полета,получение данных для проверки расчетных параметров. Математическая отработка результатов.

Раздел 7: Раздел: Компьютерная программа. Определение оптимальных параметров моделей ракет. (8 ч.)

Тема 7.1. Методика расчета вариантов компоновки и геометрических соотношений моделей ракет. (1 ч.)

Теория: Методика расчета вариантов компоновки и геометрических соотношений моделей ракет, унификация и агрегатирование ступеней моделей ракет.

Тема 7.2. Изготовление моделей. (7 ч.)

Теория: Повторение техники безопасности, основных понятий и приемов. Безопасность дорожного движения.

Практика Изготовление моделей и получение результатов при контроле полета по траектории.

Раздел 8: Баллистика моделей ракет (8 ч.)

Тема 8.1. Баллистические ракеты. (4 ч.)

Теория: Баллистические ракеты. Полет, участок траектории. Методы расчета.

Тема 8.2. Запуск готовых моделей ракет (4 ч.)

Практика: Запуск готовых моделей ракет. Замер характерных точек траектории полета.

Раздел 9: Наземное оборудование для многодвигательных нижних ступеней. (16 ч.)

Тема 9.1. Теоретические понятия. (1 ч.)

Теория: Стартовое оборудование. Понятие о конструкциях наземных комплексов в большой технике. Наземная пиротехника. Правила безопасности. Правила безопасного дорожного движения.

Тема 9.2. Изготовление и испытание. (15 ч.)

Практика: Изготовление наземного оборудования для многодвигательных нижних ступеней. Испытание. Запуски моделей ракет с многодвигательными системами. Разбор полетов.

Раздел 10: Запуски моделей ракет (20 ч.)

Тема 10.1: Правила безопасности на старте и запуски моделей (20 ч.)

Теория: Правила безопасности на старте. Порядок работы на старте. Правила дорожного движения.

Практика: Запуски моделей ракет. Контроль полета модели ракеты. Определение результатов полета. Разбор полетов.

Раздел 11: Подготовка и проведение соревнований (26 ч.)

Тема 11.1: Правила и отбор (2 ч.)

Теория: Правила проведения соревнований. Отбор моделей для участия в соревнованиях, подготовка запасных моделей. Изготовление тары для перевозки моделей. Оформление технической документации для участия в соревнованиях. Правила безопасности. Обеспечение стартов. Распорядок дня. Инструментальный ящик.

Тема 11.2: Участие в соревнованиях (24 ч.)

Практика: Запуски моделей ракет. Техническая конференция.

Раздел 12: Заключительное занятие (3 ч.)

Теория: Подведение итогов работы за год. Итоговая выставка. Конференция с участием специалистов по ракетной технике. Безопасность дорожного движения.

 

Содержание учебного плана

Вводное занятие (2 ч.)

Тема 1.1. Организация работы объединения и техника безопасности. (2 ч.)

Теория: Понятие о методе моделирования как форме познания. Обсуждение плана деятельности объединения. Организационные вопросы. Правила безопасности труда. Опрос

Раздел 2: Вопросы техники безопасности (3 ч.)

Тема 2.1. Безопасность дорожного движения. (1 ч.)

Теория: Проведение беседы по безопасности дорожного движения. Тематическая игра-проверка.

Тема 2.2. Ознакомление с правилами и приемами безопасной работы с инструментами, на станках и приборах. (2 ч.)

Теория: Ознакомление обучающихся с правилами и приемами безопасной работы с инструментами, на станках и приборах. Опрос

Практика: Овладение приемами правильной работы на занятиях объединения.

Раздел 3: Материалы, применяемые в ракетно-космическом моделировании. (6ч.)

Тема 3.1. Физико-механические свойства материалов. (1ч.)

Теория: Физико-механические свойства материалов. Требования к материалам для моделей ракет, Разновидности материалов: бумага, древесина, пластмассы, клей. Лакокрасочные покрытия, растворители к ним. Опрос.

3.2 Подбор материалов для изготовления моделей ракет и методы их обработки. (4ч.)

Теория: Подбор материалов для изготовления моделей ракет и методы их обработки. Опрос.

Практика: Подбор материалов для изготовления моделей ракет. Просмотр работ.

Раздел 4 Классификация моделей ракет. (2 ч.)

Тема 4.1. Категории и классы моделей ракет. (2 ч.)

Теория: Категории и классы моделей ракет по Правилам соревнований в России и Правилам ФАИ. Технические требования к моделям.

Раздел 5: Модели ракет на продолжительность и высоту полета. (30 ч.)

Тема 5.1. Виды моделей. (2ч.)

Теория: Модели на высоту полета S1 и S2. Модели на продолжительность полета S3 и S6. Разработка и изготовление моделей названных классов. Технологическая оснастка

Тема 5.2 Изготовление моделей. (28 ч.)

Практика: Изготовление моделей на высоту и продолжительность полета. Окраска и отделка моделей. Контрольный полет.

Раздел 6: Понятие о баллистике ракет. (8 ч.)

Тема 6.1 Баллистические ракеты (2 ч.)

Теория: Баллистические ракеты. Полет, участки траектории. Упрощенный метод расчета баллистической кривой.

Тема 6.2 Определение траектории полета. (6 ч.)

Практика: Запуск готовых моделей ракет. Определение траектории полета.

Раздел 7: Модели ракетопланов. (26 ч.)

Тема 7.1. Схемы моделей. (2 ч.)

Теория: Выбор схемы моделей. Вычерчивание чертежа. Постройка моделей ракетопланов

Тема 7.2. Изготовление моделей. (24 ч.)

Практика Изготовление моделей ракетопланов схем «рогалло» или самолетной схемы. Запуск моделей

Раздел 8: Основы аэродинамики. (6 ч.)

Тема 8.1. Основные понятия аэродинамики. (4 ч.)

Теория: Работы Н.E. Жуковского. Планирующий полет. Ламинарный и турбулентный потоки. Подъемная сила крыла. Лобовое сопротивление. Аэродинамическое качество. Устойчивость модели. Понятие о центровке. Механизация крыла.

Тема 8.2. Расчет профиля крыла (2 ч.)

Практика: Расчет профиля крыла.

Раздел 9: Модели-копии на высоту полета (категории S5) и реализм полета (категории S7). (50 ч.)

Тема 9.1. Технология изготовления моделей-копий. (4 ч.)

Теория: Технология изготовления моделей-копий. Технологическая оснастка (оправки, шаблоны).

Тема 9.2. Изготовление моделей-копий (46 ч)

Практика: Подготовка рабочего чертежа несложного узла. Конструирование и изготовление деталей моделей. Сборка копий. Запуск весового макета модели-копии. Доводка. Окраска и отделка.

Раздел 10: Стартовое оборудование (14 ч.)

Тема 10.1 Оборудование для запуска моделей ракет.(2ч.)

Теория: Оборудование для запуска моделей ракет: пульт управления запуском, направляющая штанга, воспламенитель.

Тема 10.2 Изготовление стартового оборудования (12ч.)

Практика: Изготовление стартовой установки, пульта для запуска модели ракет. Испытания, доработка.

Раздел 11: Запуски моделей ракет. (10 ч.)

Тема 11.1: Различные запуски моделей ракет (10 ч.)

Практика: Запуски моделей ракет на высоту, продолжительность полета, а также модели-копии можно проводить после прохождения соответствующих тем. Работа на старте. Контроль и слежение за моделями. Послеполетный разбор.

Раздел 12: Организация и проведение соревнований по ракетомодельному спорту. (21 ч.)

Тема 12.1: Правила и отбор (2 ч.)

Теория: Правила проведения соревнований. Отбор моделей для участия в соревнованиях, подготовка запасных моделей. Изготовление тары для перевозки моделей. Оформление технической документации для участия в соревнованиях. Правила безопасности.

Тема 12.2: Участие в соревнованиях (19 ч.)

Практика: Работа стартов. Сдача норм на спортивные разряды. Определение результатов.

 

Раздел 13: Заключительное занятие (2 ч.)

Тема 13.1 Безопасность дорожного движения (2ч.)

Теория: Беседа о безопасном дорожном движении. Игра.

Тема 13.2 Подведение итогов (1ч.)

Теория: Итоги работы кружка. Выставка работ. Вручение грамот и классификационных спортивных билетов.

 

Цели программы

Сформировать у детей начальное научно-техническое знание, желание и умение трудиться; овладение умениями и навыками работы с различными материалами и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения. Основной целью программы является формирование у обучающихся научно–технической компетентности посредством моделирования, конструирования и проектирования летательных аппаратов.

Результат программы

Программа направлена на постепенное воспитание у ученика чувства уверенности в своей способности решать многие проблемы, воспитание’ личности с хорошими духовными и интеллектуальными качествами, уверенными в своих силах.

Первый год обучения – использования навыков и знаний получении к в школе, для повышения своего развития, в техническим творчестве

Второй год обучения – полное овладение методом постройки и
технологии. Участие в соревнованиях, где прикладываются все умения
для достижения результата.

После прохождения программы «Ракетомоделирование» «Базового уровня» обучающиеся могут перейти к программе "Продвинутого уровня".

 

К числу планируемых результатов освоения программы относятся:

· личностные результаты – готовность и способность обучающихся к са­моразвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценност­но-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные пози­ции детей, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

· метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсаль­ные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

· предметные результаты – освоенные обучающимися за время обучения в объединении учебные знания, опыт по получению нового знания, его пре­образованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В результате обучения по данной программе у выпускников будут сфор­мированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Материально-техническая база

Помещение, в котором проводятся занятия должно быть светлым, соответствовать санитарно–гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

 

Материально-техническое обеспечение программы

· Мебель для хранения инструментов.

· Стеллажи для хранения моделей.

· Столы и стулья для детей и педагога.

· Инструменты: слесарный, столярный, измерительный и электрифицированный.

· Материалы: бумага, картон, клей ПВА, фанера, древесина, наждачная бумага различной зернистости,, проволока.

· Методическая литература по профилю: журналы «Моделист-конструктор», «Моделизм – спорт и хобби», «Сделай сам», "Дети, техника, творчество".

· Дидактические материалы: шаблоны деталей и моделей, чертежи, схемы.

· Информационное обеспечение: видеозаписи соревнований, обучающие видео, фотографии.

· Кадровое обеспечение: педагог с образованием не ниже средне-технического.