Самоделкин (стартовая)

Модуль 1 ПФДО.  Для доступа к полному курсу рекомендуем записаться на программу Начальное техническое моделирование (стартовая) модуль 2 бюджет

Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.

преподаватели

Романова Юлия Александровна

Содержание программы

Стартовый уровень (1 год обучения)

Раздел 1: Вводное занятие (8 ч.)

Тема 1.1. Знакомство с работой объединения. Техника безопасности. Правила дорожного движения. (3 ч.)

Теория: Значение техники в жизни людей. Достижения науки и техники. Порядок и план работы творческого объединения. Первичный инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по пожарной безопасности и охране труда. ПДД. Беседа о правилах дорожного движения.

Тема 1.2. Работа над пробной поделкой. (5 ч.)

Теория: Просмотр готовых моделей. Выбор модели. Основные приемы работы. Организация рабочего места.

Практика: Изготовление из картона и бумаги поделок на свободную тему с целью ознакомления с подготовкой учащихся. Просмотр и обсуждение работ.

Раздел 2: Понятие о материалах и инструментах (17 ч.)

Тема 2.1. Общее понятие о материалах. (5ч.)

Теория: Инструменты, применяемые в техническом моделировании при изготовлении изделий и макетов. Бумага. Как родилась бумага, экскурс в историю. Элементарные свойства бумаги. Картон. Виды картона. Способы обработки картона. Многофункциональность картона. Понятие о древесине, металле, пластмассах и других материалах, используемых в промышленности и техническом моделировании.

Практика: Наблюдение за физическими и механическими свойствами бумаги, древесины, металла, пластмассы.

Тема 2.2. Инструменты и приспособления. (12 ч.)

Теория: Инструменты, применяемые в техническом моделировании при изготовлении изделий и макетов, правила пользования ими. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Способы изготовления отдельных деталей из бумаги, картона и способы сборки самоделок. Отгадывание тематических загадок. Творческий просмотр работ.

Практика: Выполнение простейшей работы из бумаги. Изготовление игрушек с изгибом бумаги по оси симметрии. Изготовление из картона плоских динамических игрушек с подвижными частями.

Раздел 3: Первоначальные графические знания и умения (18 ч.)

Тема 3.1. Знакомство с черчением. (6 ч.)

Теория: Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея. Знакомство с линией невидимого контура, центровой линией и сплошной тонкой. Получение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, циркуле, угольнике, карандаше и т.д. Опрос в форме игры. Творческий просмотр.

Практика: Упражнения в проведении параллельных и перпендикулярных линий в процессе изготовления таблиц для расписания занятий, списка группы, часового циферблата со стрелками, солнечных часов, игольниц в виде 4-х, 6-ти, 8-ми, 12-ти лепестковых цветов. Изготовление бумажных моделей с целью закрепления умения применять в работе линии чертежа.

Тема 3.2 Увеличение и уменьшение плоских деталей по клеткам. (12 ч.)

Теория: Методика увеличения и уменьшения изображений плоских деталей по клеткам. Просмотр работ.

Практика: Изготовление шаблонов и выкроек для простейших изделий с увеличением и уменьшением размеров чертежей этих изделий с помощью клеток разной площади.

Раздел 4: Аппликации (17 ч.)

Тема 4.1. Знакомство с аппликацией. (5 ч.)

Теория: История возникновения техники аппликации. Работа по трафарету, способы скрепления деталей. Опрос в форме игры. Творческий просмотр.

Практика: Закрепление материала на примере аппликации "Аквариум".

Тема 4.2 Увеличение и уменьшение плоских деталей по клеткам. (12 ч.)

Теория: Методика и техники аппликаций. Пояснения по ходу работы. Опрос. Просмотр работ. Правила дорожного движения. Беседа о космосе.

Практика: Изготовление различных аппликаций для усвоения и закрепления материала.

Раздел 5: Пневматический ракетоплан (10 ч.)

Тема 5.1. Изготовление пневматического ракетоплана. (7 ч.)

Теория: Модель пневматического ракетоплана: основные этапы разработки и изготовления модели. Работа с чертежом. Инструктаж по ТБ.

Практика: Изготовление корпуса ракетоплана. Изготовление пневмотрубки. Запуски

Тема 5.2. Соревнования. (3 ч.)

Теория: Повторение техники безопасности. Правила соревнований

Практика: Подготовка к соревнованиям. Пробные соревнования.

 

Раздел 6: Оригами (19 ч.)

Тема 6.1. Знакомство с оригами. (5 ч.)

Теория: История оригами. Знакомство с оригами. Термины, принятые в оригами. Материалы и инструменты. Приемы работы.

Практика: Изготовление пробной оригами

Тема 6.2. Изготовление оригами. (14 ч.)

Теория: Повторение техники безопасности. Техника изготовления, пояснения по ходу работы

Практика: Изготовления различных оригами.

Раздел 7: Техническое моделирование (53 ч.)

Тема 7.1. Конструирование из геометрических фигур. (5 ч.)

Теория: Простейшие геометрические фигуры: треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб. Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги. Вырезание геометрических фигур из простого листа бумаги и по трафарету. Опрос в форме загадок.

Практика: Игра на геометрические фигуры. Самостоятельное конструирование простых предметов (фигур) из геометрических форм. Тематическое конструирование из геометрических фигур: автомобиль, грузовик, ракета и другое. Просмотр работ.

Тема 7.2 Конструирование из объемных фигур. (23 ч.)

Теория: Первоначальное понятие о простейших геометрических телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела в сопоставлении с геометрическими фигурами. Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов. Анализ формы технических объектов и сопоставление их с геометрическими телами. Создание макетов технических объектов. Элементарные понятия о развертках, выкройках простых геометрических тел. Приемы их вычерчивания, вырезания и склеивания.

Практика: Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми формами. Изготовление из бумаги или тонкого картона геометрических тел: призм, цилиндров, конусов с предварительным выполнением чертежей разверток. Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе выполнения разверток. Создание макетов машин из геометрических фигур и тел. Макет грузовика: основание (картонный прямоугольник), колеса (цилиндр), кузов и кабина (параллелепипеды), двигатель (куб). Макет железнодорожной платформы или вагона: рама (картонный прямоугольник), колеса (цилиндры или картонные диски на осях), кузов (параллелепипед), цистерна (горизонтально приклеенный цилиндр). Макеты автомобилей различного назначения: рама (картонный прямоугольник), колеса (диски на осях), кузова (различные геометрические тела и их комбинации). Творческий просмотр работ.

Тема 7.3. Элементы технической эстетики. (12 ч.)

Теория: Элементы технической эстетики. Понятия о гармоничности и цветовых сочетаниях. Закономерность формы (симметрия, цельность, пластичность). Пропорциональность частей изделия. Оформление изделия в зависимости от его назначения, формы и материала

Практика: Конструирование и художественное оформление поделок. Изготовление и оформление действующих моделей и игрушек с учётом элементарных закономерностей и технической эстетики. Выставка работ.

Тема 7.4. Конструирование из наборов готовых деталей. ПДД (13 ч.)

Теория: Ознакомление с деталями набора. Название и назначение !Входящих в конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей. Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели. Знакомство с основными принципами и технологией сборки по рисунку- схеме. Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по собственному замыслу. ПДД. Беседа с детьми "Наша улица. Где можно играть?"

Практика: Выполнение соединений различных деталей конструктора. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу. Сборка макетов и моделей по рисунку-схеме. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по собственному замыслу.

Раздел 8: Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей (33 ч.)

Тема 8.1. Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Создание силуэтов моделей. Правила дорожного движения. (2 ч.)

Теория: Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: различные прямоугольники треугольники, круг, половина круга и т. д. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами. ПДД. Беседа с детьми "Мой друг – светофор«.

Практика: Изготовление геометрических фигур из плотной бумаги (геометрические фигуры, различные по форме и размеру). Создание силуэтов моделей (корабля, грузовика, подъёмного крана, самолёта, ракеты, светофора, весов и т.д.).

Тема 8.2. Создание силуэтов моделей. Изготовление контурных моделей. (31 ч.)

Теория: Правила техники безопасности, пожарной безопасности, охраны труда. Методика и техника изготовления контурных моделей.

Практика: Изготовление контурных моделей со щелевидными соединениями (якоря, ракеты, самолёта, парохода и т. д.) из картона, дерева, фанеры по образцу, рисунку, шаблону, представлению, воображению и собственному замыслу. Просмотр готовых работ.

Раздел 9: Заключительное занятие (5 ч.)

Тема 9.1. Подведение итогов. Итоговый мониторинг. (2 ч.)

Теория: Подведение итогов работы за год. Беседа: «Чему мы научились на занятиях в кружке?». Итоговый мониторинг.

Тема 9.2. Итоговое мероприятие. (3 ч.)

Теория: Рекомендации по работе на летних каникулах, правилах безопасного поведения на водоемах. Перспективы работы в объединениях «Базового уровня», проверка склонностей к тем или иным направлениям деятельности. ПДД. Беседа с детьми «Правила движения для велосипедистов». Правила безопасного поведения на водоёмах.

Практика: Подготовка проектов и поделок к итоговой выставке. Проведение выставки.

Цели программы

Сформировать у детей начальное научно-техническое знание, желание и умение трудиться; овладение умениями и навыками работы с различными материалами и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения; развитие у детей тяги к творчеству и превращение процесса труда во вдохновенное созидание.

Результат программы

- основные свойства материалов для моделирования;

- принципы и технологию постройки плоских и объемных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;

- названия основных деталей и частей техники;

- необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

Должны уметь:

- самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона при помощи линейки и шаблонов;

- работать простейшим ручным инструментом;

- окрашивать детали модели и модель;

- разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;

- самостоятельно изготавливать модель от начала до конца

Материально-техническая база

Помещение, в котором проводятся занятия должно быть светлым, соответствовать Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

 

Материально-техническое обеспечение программы

 

·      Мебель для хранения инструмента.

·      Стеллажи для хранения моделей.

·      Столы и стулья для детей и педагога.

·      Инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули, пила, молоток, плоскогубцы, напильник, шило, тиски, нож, гвозди, рубанок, киянка, лобзик.

·      Материалы: цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, фольга, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, акварель, древесина, фанера, пластмасса, металл, проволока и другие материалы.

·      Методическая литература по профилю: журналы «Моделист-конструктор», «Моделизм – спорт и хобби», «Сделай сам», «Дети, техника, творчество», «Самоделкин». Профильные интернет издания:  технические форумы.

·      Дидактические материалы:

-  демонстрационные работы;

- схемы (базовые формы оригами, геометрические фигуры, трафареты для изготовления моделей, шаблоны фигур);

-  тематические загадки, пословицы, поговорки, кроссворды, задания, конкурсы, викторины;

-  иллюстрационный материал к тематическим занятиям;

-  работы обучающихся

·      Информационное обеспечение: видеозаписи соревнований, обучающие видео, фотографии.

Кадровое обеспечение: педагог с образованием не ниже  средне-специального.