Самоделкин (базовый)

Модуль 1 ПФДО.  Для доступа к полному курсу рекомендуем записаться  на  программу Начальное техническое моделирование (базовый) модуль 2 бюджет

Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.

преподаватели

Романова Юлия Александровна

Содержание программы

Базовый уровень

(1-й год обучения).

Раздел 1: Вводное занятие (5 ч.)

Тема 1.1. Знакомство с работой объединения. Техника безопасности. Безопасность дорожного движения. (2 ч.)

Теория: Значение техники в жизни людей. Достижения науки и техники. Порядок и план работы творческого объединения. Первичный инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по пожарной безопасности и охране труда. Безопасность дорожного движения. Беседа о правилах дорожного движения.

Тема 1.2. Организация рабочего места. (3 ч.)

Теория: Правила поведения на рабочем месте. Основные приемы работы, пользование инструментом на рабочем месте. Основные правила культуры и безопасности труда на рабочем месте.

Практика: Размещение инструмента, материалов и изготовляемой продукции на рабочем месте. Хранение готовых изделий.

Раздел 2: Модели и моделирование. Понятие о материалах и инструментах. (14 ч.)

Тема 2.1. Модели и моделирование. Общее понятие о материалах. (4ч.)

Теория: Понятие модели и моделирования. Инструменты, применяемые в техническом моделировании при изготовлении изделий и макетов. Бумага. Элементарные свойства бумаги. Картон. Виды картона. Понятие о древесине, металле, пластмассах и других материалах, используемых в промышленности и техническом моделировании.

Практика: Наблюдение за физическими и механическими свойствами бумаги, древесины, металла, пластмассы. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.

Тема 2.2. Инструменты и приспособления. (10 ч.)

Теория: Инструменты, применяемые в техническом моделировании при изготовлении изделий и макетов, правила пользования ими (нож, ножницы, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.). Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Способы изготовления отдельных деталей из бумаги, картона и способы сборки самоделок. Отгадывание тематических загадок.

Практика: Выполнение простейшей работы из бумаги. Изготовление игрушек с изгибом бумаги по оси симметрии (симметричная модель самолёта). Изготовление из фанеры плоских динамических игрушек с подвижными частями «Крокодил Гена», «Петрушка-плясун». Чистовая отделка, окрашивание, сборка деталей изделия. Творческий просмотр работ.

Раздел 3: Первоначальные графические знания и умения (15 ч.)

Тема 3.1. Знакомство с черчением. (5 ч.)

Теория: Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея. Знакомство с линией невидимого контура, центровой линией и сплошной тонкой. Получение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, циркуле, угольнике, карандаше и т.д. Опрос в форме игры. Творческий просмотр.

Практика: Упражнения в проведении параллельных и перпендикулярных линий в процессе изготовления таблиц для расписания занятий, списка группы, часового циферблата со стрелками, солнечных часов, игольниц в виде 4-х, 6-ти, 8-ми, 12-ти лепестковых цветов. Изготовление бумажных моделей с целью закрепления умения применять в работе линии чертежа.

Тема 3.2 Увеличение и уменьшение плоских деталей по клеткам. (6 ч.)

Теория: Методика увеличения и уменьшения изображений плоских деталей по клеткам. Просмотр работ.

Практика: Изготовление шаблонов и выкроек для простейших изделий с увеличением и уменьшением размеров чертежей этих изделий с помощью клеток разной площади.

Тема 3.3 Общее положение по составлению эскизов.(4 ч.)

Теория: Что такое эскиз. Чем отличается эскиз от чертежа. В какой последовательности выполняется эскиз. Инструмент, применяемый при обмере детали.

Практика: Выполнение эскиза деталей (уголок, втулка, болт).

Раздел 4: Двигатели на моделях. (6 ч.)

Тема 4.1. История двигателей, классификация. (1 ч.)

Теория: Краткая история развития двигателей. Классификация двигателей. Механические двигатели (резиновый, пружинный, вибрационный). Электрические микродвигатели постоянного тока и источники их питания.

Тема 4.2. Установка двигателей на модели. (5 ч.)

Теория: Правила установки двигателей на моделях.

Практика: Ознакомление с действием резиномоторов. Установка резиномотора на готовую модель. Включение электродвигателя в электрическую цепь. Установка электродвигателя на готовых моделях. Испытания моделей с установленными двигателями.

Раздел 5: Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей. (34 ч.)

Тема 5.1. Технология работы изготовления модели из плоских деталей.

Безопасность дорожного движения. (4 ч.)

Теория: Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Самостоятельное изготовление силуэтов модели по чертежам и эскизам. Чистовая отделка, окрашивание, сборка деталей изделия. Безопасность дорожного движения. Беседа с детьми "Мой друг – светофор".

Практика: Создание силуэтов моделей (корабля, грузовика, трактора, самолёта, и т.д.).

Тема 5.2. Изготовление контурных моделей. (30 ч)

Практика: Изготовление контурных моделей (самолёта, парохода, трактора, автомобиля и т. д.) из картона, дерева, фанеры по образцу, рисунку, шаблону, представлению, воображению и собственному замыслу. Просмотр готовых работ.

Раздел 6: Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам. (37 ч.)

Тема 6.1. Технология изготовления моделей из бумаги и картона. (1 ч.)

Теория: Простейшие геометрические фигуры: треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб. Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги. Вырезание геометрических фигур из простого листа бумаги и по трафарету. Опрос в форме загадок.

Практика: Игра на геометрические фигуры. Самостоятельное конструирование простых предметов (фигур) из геометрических форм. Тематическое конструирование из геометрических фигур: автомобиль, грузовик, ракета и другое. Просмотр работ.

Тема 6.2 Изготовление сложных геометрических фигур из бумаги. Построение выкроек деталей. (4 ч.)

Теория: Понятие о геометрических телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов. Анализ формы технических объектов и сопоставление их с геометрическими телами. Создание макетов технических объектов.

Практика: Элементарные понятия о развертках, выкройках простых геометрических тел. Приемы их вычерчивания, вырезания и склеивания.

Тема 6.3 Сборка отдельных узлов и деталей в единое целое. Изготовление и установка деталировки. (10 ч.)

Теория: Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми формами. Изготовление из бумаги или тонкого картона геометрических тел: призм, цилиндров, конусов с предварительным выполнением чертежей разверток. Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе выполнения разверток.

Практика: Создание макетов машин из геометрических фигур и тел. Макет грузовика: основание (картонный прямоугольник), колеса (цилиндр), кузов и кабина (параллелепипеды), двигатель (куб). Макет железнодорожной платформы или вагона: рама (картонный прямоугольник), колеса (цилиндры или картонные диски на осях), кузов (параллелепипед), цистерна (горизонтально приклеенный цилиндр). Макеты автомобилей различного назначения: рама (картонный прямоугольник), колеса (диски на осях), кузова (различные геометрические тела и их комбинации). Творческий просмотр работ.

Тема 6.4. Окраска и отделка деталей модели. Сборка модели.

Безопасность дорожного движения. (22 ч.)

Теория: Элементы технической эстетики. Понятия о гармоничности и цветовых сочетаниях. Закономерность формы (симметрия, цельность, пластичность). Пропорциональность частей изделия. Оформление изделия в зависимости от его назначения, формы и материала. Конструирование и художественное оформление поделок. Повторение техники безопасности, основных понятий и приемов. Безопасность дорожного движения. Беседа с детьми "Наша улица. Где можно играть?«

Практика: Изготовление и оформление действующих моделей и игрушек с учётом элементарных закономерностей и технической эстетики. Выставка работ.

Раздел 7: Постройка сложных объёмных моделей. (64 ч.)

Тема 7.1. Изготовление моделей домашней мебели. (13 ч.)

Теория: Знакомство с технологией изготовления моделей домашней мебели. Опрос в форме загадок.

Практика: Самостоятельное конструирование моделей домашней мебели (шкафчик настольный, скамеечка, табурет, стул, полка, подставка для цветов). Просмотр работ.

Тема 7.2. Изготовление моделей наземного транспорта. (19 ч.)

Теория: Краткие сведения о наземном транспорте. Разработка и изготовление модели наземного транспорта (автомобиль).

Практика: Составление эскиза. Разработать чертёж общего вида модели автомобиля. Подобрать двигатели на модель. Изготовить раму модели. Изготовить механизм рулевого управления. Изготовление заднего моста. Изготовление колёс и дисков. Изготовление кузова (кабины). Изготовление системы освещения. Сборка модели. Окраска модели.

Тема 7.3 Изготовление моделей воздушного транспорта. (15 ч.)

Теория: Краткие сведения о летательных аппаратах. Подбор рисунков, фотографий и другой документации относящейся к модели воздушного транспорта (самолёт).

Практика: Составление эскиза. Разработать чертёж общего вида модели самолёта. Изготовление крыла и стабилизаторов. Изготовление фюзеляжа, киля. Изготовление шасси. Изготовление винта. Сборка модели. Окраска модели.

Тема 7.4 Изготовление моделей водного транспорта. (17 ч.)

Теория: Классификация судов и кораблей. Подбор рисунков, фотографий и другой документации относящейся к модели водного транспорта (корабль).

Практика: Составление эскиза. Изготовление теоретического чертежа. Изготовление корпуса модели. Подобрать двигатели на модель. Изготовить надстройку и рубку модели. Изготовить детали модели. Изготовление винтомоторных деталей. Сборка модели. Окраска модели.

Творческий просмотр работ.

Раздел 8: Заключительное занятие (5 ч.)

Тема 8.1. Подведение итогов. Подготовка к проведению выставки. (1 ч.)

Теория: Подведение итогов работы за год. Беседа: «Чему мы научились на занятиях в кружке?». Подготовка моделей и поделок к итоговой выставке.

Тема 8.2. Подведение выставки, беседа о правилах поведения на летних каникулах. Безопасность дорожного движения. (4 ч.)

Теория: Рекомендации по работе на летних каникулах, правилах безопасного поведения на водоемах. Перспективы работы в объединениях «Базового уровня», проверка склонностей к тем или иным направлениям деятельности. Безопасность дорожного движения. Беседа с детьми «Правила движения для велосипедистов». Правила безопасного поведения на водоёмах.

Практика: Подготовка моделей и поделок к итоговой выставке. Проведение выставки.

 

Содержание учебного плана.

Базовый уровень (2-ой год обучения).

 

Раздел 1: Вводное занятие (5 ч.)

Тема 1.1. Знакомство с работой объединения. Техника безопасности. Безопасность дорожного движения. (2 ч.)

Теория: Значение техники в жизни людей. Достижения науки и техники. Порядок и план работы творческого объединения. Первичный инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по пожарной безопасности и охране труда. Безопасность дорожного движения. Беседа о правилах дорожного движения.

Тема 1.2. Организация рабочего места. (3 ч.)

Теория: Правила поведения на рабочем месте. Основные приемы работы, пользование инструментом на рабочем месте. Основные правила культуры и безопасности труда на рабочем месте.

Практика: Размещение инструмента, материалов и изготовляемой продукции на рабочем месте. Хранение готовых изделий.

Раздел 2: Модели и моделирование. Понятие о материалах и инструментах. (19 ч.)

Тема 2.1. Углубленное понятие о моделях и моделировании. Инструменты и приспособления. (2ч.)

Теория: Понятие модели и моделирования. Инструменты, применяемые в техническом моделировании при изготовлении изделий и макетов, правила пользования ими (нож, ножницы, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.). Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами.

Тема 2.2. Элементы технической эстетики. Понятие о гармоничности и цветовых сочетаниях. (3 ч.)

Теория: Элементы технической эстетики. Понятие о гармоничности и цветовых сочетаниях. Закономерность формы (симметрия, цельность, пластичность). Пропорциональность частей изделия.

Тема 2.3. Конструирование и художественное оформление поделок. (14 ч.)

Теория: Конструирование и художественное оформление поделок в зависимости от их назначения, формы и материала.

Практика: Изготовление и оформление действующих моделей из бумаги на основе выполнения разверток с учётом элементарных закономерностей и технической эстетики. (Простейшая модель корабля, самолета, автомобиля.) Показ и просмотр готовых моделей.

 

Раздел 3: Моделирование с применением наборов деталей конструктора. (20 ч.)

Тема 3.1. Ознакомление с деталями набора. Способы и приёмы соединения деталей. (3 ч.)

Теория: Моделирование с применением наборов деталей конструктора.

Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей.

Практика: Выполнение соединений различных деталей конструктора.

Тема 3.2 Знакомство с последовательностью и технологией сборки. Безопасность дорожного движения. (17 ч.)

Теория: Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели. Модель моста длиной 30 см. выдерживающий нагрузку 1-2 кг. Знакомство с основными принципами и технологией сборки узлов подвижных соединений вращающихся деталей. Знакомство с технологией сборки по технологической карте " Башенного крана ". Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по собственному замыслу. Творческий просмотр работ. Коллективное обсуждение работ с элементарным представлением о технике, свойствах материала, о действии инструментов. Безопасность дорожного движения. Беседа с детьми "Мой друг – светофор«.

Практика: Выполнение сборки модели конструктора «Мост» по предложенному образцу. Коллективная сборка модели «Башенного крана» по технологической карте. Выполнение сборки макетов и моделей из деталей конструктора по собственному замыслу.

Раздел 4: Выпиливание и выжигание. (6 ч.)

Тема 4.1. Выпиливание. (3 ч.)

Теория: Техника безопасности при работе с лобзиком. Устройство лобзика. Правила работы. Выпиливание по внешнему контуру геометрических фигур, углов.

Практика: Выпиливание фигуры. Обработка деталей.

Тема 4.2. Выжигание. (3 ч.)

Теория: Художественное выжигание. Техника безопасности при выжигании.

Практика: Выжигание сувенира из фанеры.

Раздел 5: Чертёж. (10 ч.)

Тема 5.1. Чертёж. Чтение чертежей. (4 ч.)

Теория: Чертёж. Формат чертежей, Масштабы чертежей. Линии чертежей. Как делается чертёж.

Практика: Чтение чертежей, разверток несложных объемных деталей при изготовлении моделей. Использование сборочного чертежа (из двух-трех деталей) при изготовлении моделей.

Тема 5.2. Разметка. Разметочный инструмент. (3 ч.)

Теория: Разметка и разметочный инструмент (линейка, рулетка, слесарный угольник, чертилки, кернер, рейсмус).

Практика: Приёмы разметки. Применение разметочного инструмента.

Тема 5.3. Контрольно-измерительный инструмент. (3 ч.)

Теория: Контрольно-измерительный инструмент (слесарный циркуль, кронциркуль, нутромер, штангенциркуль, микрометр, резьбомер).

Практика: Применение контрольно-измерительного инструмента.

Раздел 6: Электричество на моделях. (50 ч.)

Тема 6.1. Электричество. Источники электроэнергии. (4 ч.)

Теория: Изучение источников электроэнергии. Постоянный и переменный ток.

Практика: Знакомство с источниками тока (гальванический элемент, батарейка), проводниками, выключателями, переключателями и потребителями электрической энергии (лампочки, электромоторчики, звонки и др.)

Тема 6.2 Электротехнические работы. (6 ч.)

Теория: Электротехнические работы. Оснащение и организация рабочего места. Техника безопасности при электротехнических работах. Элементарные понятия об электрической цепи и простой электрической схемы.

Практика: Условные обозначения элементов электрической цепи. Способы и приемы составления простейшей электрической цепи. Графическое изображение электрической цепи с одним потребителем. Сборка простейшей электрической цепи (батарейка, провод, выключатель, лампочка или звонок).

Тема 6.3 Сборка простейших моделей с электроосвещением. (17 ч.)

Теория: Простейшие технические модели с электроосвещением (автомобили с фарами, пароход с бортовыми сигнальными огнями и др.)

Практика: Изготовление простейшей модели автомобиля с фарами. Изготовление простейшей модели корабля с бортовыми сигнальными огнями. Изготовление простейшей модели самолёта с бортовыми сигнальными огнями.

Тема 6.4. Электрические двигатели. Источники питания. Электромеханический привод. Вибрационный двигатель. (23 ч.)

Теория: Электрические двигатели. Источники их питания. Электромеханический привод модели. Редуктор. Их назначение. Вибрационный двигатель. Игрушки виброходы. Повторение техники безопасности, основных понятий и приемов. Безопасность дорожного движения. Беседа с детьми "Наша улица. Где можно играть?«.

Практика: Установка электродвигателя и источника питания на модели. Соединение узлов и порядок их работы. Изготовление простейшей рамы (корпуса) модели (автомобиль, корабль). Установка электромеханического привода модели, источника питания. Испытания моделей с установленными электромеханическим приводом. Изготовление платформы и деталей виброхода. Изготовление электромеханизма виброхода. Изготовление кузова для модели виброхода по собственному замыслу. Сборка, испытание, просмотр готовых игрушек виброходов.

Раздел 7: Радиоуправляемые модели. (15 ч.)

Тема 7.1. Понятие об управлении работой технических устройств по радио. (7 ч.)

Теория: Понятие об управлении работой технических устройств по радио. Принцип действия, устройство и правила работы с аппаратурой для управления моделями по радио.

Практика: Проектирование, конструирование простейших радиоуправляемых автомоделей. Изготовление простейших радиоуправляемых автомоделей.

Тема 7.2. Правила установки радиоаппаратуры на модель. (8 ч.)

Теория: Правила установки радиоаппаратуры на модель.

Практика: Сборка, монтаж, регулировка, испытания модели. Пробные и тренировочные запуски моделей на радиоуправлении. Отработка навыков управления моделью на радиоуправлении.

Раздел 8: Постройка сложных объёмных моделей. (47 ч.)

Тема 8.1. Изготовление моделей наземного транспорта. (17 ч.)

Теория: Краткие сведения о наземном транспорте. Разработка и изготовление модели наземного транспорта (автомобиль).

Практика: Составление эскиза. Разработать чертёж общего вида модели автомобиля. Подобрать двигатели на модель. Изготовить раму модели. Изготовить механизм рулевого управления. Изготовление заднего моста. Изготовление колёс и дисков. Изготовление кузова (кабины). Изготовление системы освещения. Сборка модели. Окраска модели.

Тема 8.2 Изготовление моделей воздушного транспорта. (15 ч.)

Теория: Краткие сведения о летательных аппаратах. Подбор рисунков, фотографий и другой документации относящейся к модели воздушного транспорта (самолёт).

Практика: Составление эскиза. Разработать чертёж общего вида модели самолёта. Изготовление крыла и стабилизаторов. Изготовление фюзеляжа, киля. Изготовление шасси. Изготовление винта. Сборка модели. Окраска модели.

Тема 8.3 Изготовление моделей водного транспорта. (15 ч.)

Теория: Классификация судов и кораблей. Подбор рисунков, фотографий и другой документации относящейся к модели водного транспорта (корабль).

Практика: Составление эскиза. Изготовление теоретического чертежа. Изготовление корпуса модели. Подобрать двигатели на модель. Изготовить надстройку и рубку модели. Изготовить детали модели. Изготовление винтомоторных деталей. Сборка модели. Окраска модели.

Творческий просмотр работ.

Раздел 9: Заключительное занятие (5 ч.)

Тема 9.1. Подведение итогов. Подготовка к проведению выставки. (3 ч.)

Теория: Подведение итогов работы за год. Беседа: «Чему мы научились на занятиях в кружке?». Подготовка моделей и поделок к итоговой выставке.

Тема 9.2. Подведение выставки, беседа о правилах поведения на летних каникулах. Безопасность дорожного движения. (2 ч.)

Теория: Рекомендации по работе на летних каникулах, правилах безопасного поведения на водоемах. Перспективы работы в объединениях «Базового уровня», проверка склонностей к тем или иным направлениям деятельности. Безопасность дорожного движения. Беседа с детьми «Правила движения для велосипедистов». Правила безопасного поведения на водоёмах.

Практика: Подготовка моделей и поделок к итоговой выставке. Проведение выставки.

Раздел 10: Соревнования (3 ч.)

Проведение и участие в соревнованиях.

Цели программы

Сформировать у детей начальное научно-техническое знание, желание и умение трудиться; овладение умениями и навыками работы с различными материалами и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения; развитие у детей тяги к творчеству и превращение процесса труда во вдохновенное созидание. Основной целью программы является формирование у обучающихся научно-технической компетентности посредством моделирования, конструирования и проектирования, а также формирование личности юного моделиста посредством вовлечения его в творческую деятельность по созданию динамических (подвижных) и неподвижных (стендовых) моделей.

Результат программы

 

- основные свойства материалов для моделирования;

- принципы и технологию постройки плоских и объемных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;

- названия основных деталей и частей техники;

- необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

Должны уметь:

- самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона при помощи линейки и шаблонов;

- работать простейшим ручным инструментом;

- окрашивать детали модели и модель;

- разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;

- самостоятельно изготавливать модель от начала до конца

Материально-техническая база

1.1. Ожидаемые результаты программы

По результатам прохождения стартового уровня программы обучающиеся

Должны знать:

- основные свойства материалов для моделирования;

- принципы и технологию постройки плоских и объемных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;

- названия основных деталей и частей техники;

- необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

Должны уметь:

- самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона при помощи линейки и шаблонов;

- работать простейшим ручным инструментом;

- окрашивать детали модели и модель;

- разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;

- самостоятельно изготавливать модель от начала до конца

Стоимость

пфдо