«Народные промыслы» (Базовый уровень)

Программа Народные промыслы познакомит детей с увлекательным миром народных промыслов. Дети приобретут практический опыт росписи деревянных изделий в различных техниках, изучат приёмы кистевого письма, основы цветоведения, композиции, лепки керамических игрушек, работы на гончарном круге, узнают историю возникновения и развития народных промыслов. На занятиях развивается мелкая моторика рук, внимание, образное мышление, фантазия, воспитывается трудолюбие, аккуратность, формируется художественно-эстетический вкус, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. Приобретаются навыки написания исследовательских работ и участий в мастер-классах и в выставках-конкурсах.

Педагоги

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Черкасова Ирина Юрьевна

Расписание

Расписание

Занятия проводятся по адресу г. Протвино ул. Гагарина 2 А, в МАОУ ДО «ДЮЦ «Горизонт» в кабинете № 9, 1 год – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, 2 год – 2 раза в неделю по 3 учебных часа, 3 год – 2 раза в неделю по 3 учебных часа.

Режим занятий

1 год обучения 144 учебных часа в год (2 раза в неделю по 2 академических часа) 

2 год обучения 216 учебных часа в год (2 раза в неделю по 3 академических часа).

3 год обучения 216 учебных часа в год (2 раза в неделю по 3 академических часа).

Продолжительность учебного часа – 45 мин.

Содержание программы

Керамическая игрушка, гончарное дело и роспись по дереву относятся к наиболее древним видам деятельности человека, в котором накоплен опыт многих столетий. Многообразие методов формования и декорирования изделий из глины и дерева, многостадийность технологии, делают изготовление изделий сложным, но интересным и увлекательным занятием. Этим и обусловлен подбор видов народных промыслов.

Принцип освоения материала строится «от простого к сложному». Дети на основе дымковской игрушки изучают технику лепки и способы росписи игрушек. Осваивают приёмы кистевого письма, основы композиции и цветоведения. Знакомятся с историей возникновения и развития дымковской игрушки. На следующем этапе освоения программы закрепляют полученные навыки и знакомятся с другими способами формования из глины и с другими видами керамической игрушки (Филимоновская, Каргопольская, Торжокская). «Гончарное дело» позволяет закрепить и развить полученные навыки и умения, а также овладеть новым для обучающихся видом народного промысла. Следующий этап включает в себя изучение четырёх видов росписи: хохломской, городецкой, полхов-майданской и семёновской. Выбор видов росписи не случаен. Первой изучается хохломская роспись, так как она «ставит руку», на основе хохломской росписи изучается кистевое письмо. Следующая роспись городецкая она позволяет углублённо познакомить детей с основами цветоведения и закрепить знания полученные ранее. Полхов-майданская роспись знакомит детей с новым для них приёмом росписи – лессировкой. В заключении обучающиеся знакомятся с семёновской росписью. Семёновская роспись как бы обобщает весь изученный материал. Для овладения этой росписью потребуется весь ранее приобретённый опыт: кистевое письмо, сложное цветовое решение и техника лессировки.

Дети, обучающиеся по программе «Народные промыслы», учатся творчески подходить к выполнению работы, не нарушая традиционную форму и колорит изучаемых промыслов. У них развивается устойчивый интерес к русской культуре, к традициям и самобытности народных промыслов.

Цели программы

Создание условий для формирования и развития творческих способностей ребёнка в процессе занятий различными видами народных промыслов, обучение основам традиционных технологий изготовления изделий, воспитание общечеловеческих ценностей, через уважение к истории и традициям русского народа.

Результат программы

Прогнозируемые результаты

1 год обучения

• развился интерес к народным промыслам;

• сформировалось уважение к истории и традициям русского народа;

• развились коммуникативные качества;

• развиваются творческие способности;

• обучающиеся усидчивы, трудолюбивы, аккуратны;

• дети знают технику безопасности и соблюдают инструкции по охране труда;

• познакомились с историей возникновения и развития двух видов росписи по дереву – хохломского и городецкого, дымковского промысла и гончарного дела;

• изучили технику лепки дымковской игрушки, росписи хохломы и городецкой росписи по дереву, работе на гончарном круге;

• познакомились с основами цветоведения и композиции;

2 год обучения

• развился устойчивый интерес к народным промыслам;

• формируется чувство патриотизма, через изучение традиционных техник изготовление народной керамической игрушки;

• развиваются доброжелательные межличностные отношения;

• формируется художественный вкус;

• проявляется интерес к самостоятельному поиску информации по народно-художественному творчеству;

• сформировался навык самостоятельной работы по изготовлению композиций на заданную тему;

• обучающиеся имеют теоретические знания по народным промыслам России

• знают историю возникновения и особенности техник лепки и росписи филимоновской игрушки, изучить фоновой вид хохломской росписи – кудрина, городец «сюжетный» и тонкостям работы на гончарном круге;

• знают композиционные особенности изучаемых росписей и керамических изделий;

3 год обучения

• повысился уровень творческой активности и интереса к народным промыслам;

• развивается чувство патриотизма, через изучение традиционных техник изготовление изделий народных промыслов России;

• формируются доброжелательные межличностные отношения;

• развивается художественный вкус;

• обучающиеся проявляют интерес к самостоятельному поиску информации по народно-художественному творчеству;

• могут самостоятельно составить композицию на заданную тему;

• обучающиеся имеют углублённые теоретические знания по народным промыслам России

• знают историю возникновения и особенности техник лепки и росписи каргопольской и торжокской игрушки, росписи полхов-майдан, семёновской росписи и изготовлению на гончарном круге сосудов сложной формы;

• свободно применяют знания по цветоведению и композиции

Особые условия проведения

Для обучения по программе «Народные промыслы» обучающиеся объединяются в группы на основе добровольного вступления в объединение по заявлению от родителей и вступительного испытания в виде практической работы (рисунок на заданную тему). Так как дети приходят в объединение с разным уровнем знаний и умений, формирование группы происходит по итогам вступительного испытания. Состав группы может меняться, после промежуточного контроля дети могут быть переведены в группу другого уровня.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

• занятия проводятся в отдельном кабинете соответствующим нормам Сан Пин;

• освещение естественное и искусственное;

• кабинет оборудован столами аудиторными и стульями;

• пластиковая доска для общего показа;

• книжный шкаф;

• шкафы и стеллажи для хранения заготовок и готовых изделий;

• выставочные витрины;

• металлический сейф для хранения красок и лаков и других материалов для работы;

• цикли и губки;

• электромуфельная печь;

• круглые станочки для лепки;

• кисти для росписи и лакирования: круглые (беличьи и колонковые № 1, 2, 3, 5), флейцевые (щетина и синтетика № 3 – 24);

• карандаши и стёрки;

• краски: гуашь, акварель, акрил, темпера, водоэмульсионная;

• палитра;

• калька;

• наждачная бумага;

• бумага формата А2, А3, А4;

• глина голубая и красная;

• наглядный и раздаточный материал;

• компьютер.

 

Информационное обеспечение

• литература по изучению народных промыслов России;

• книги-альбомы с репродукциями, фотографиями изделий;

• методические разработки по темам изучаемых видов керамической игрушки;

• подбор разработанных пособий по дымковской игрушке, филимоновской, каргопольской, торжокской;

• плакаты по тематике изучаемого материала;

• образцы изделий;

• раздаточный материал;

• интернет источники;

• презентации и видеоматериалы по технологии и истории видов лепки и росписи.

Видео