«Открытое небо»

Настоящая программа оригинальна тем, что объединяет в себе обучение ребят построению различных моделей планеров и самолетов с тем, чтобы каждый мог выбрать свою направленность в занятиях авиамоделизмом и рассчитана, кроме того, на подготовку моделистов - спортсменов. В отличие от типовой, предлагаемая программа, в качестве мотивирующего фактора в занятиях авиамоделизмом, предусматривает постройку ребятами летающих моделей, участвующих в соревнованиях и конструктивно обеспечивающих стабильность траектории, дальности полета и маневренности. Увеличено и время для тренировочных полетов и подготовки к соревнованиям. Программа личностно - ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него

преподаватели

педагог дополнительного образования Балобанов Виталий Александрович

Расписание

Группа первого года обучения (стартовый уровень) занимается в лаборатории 2 раза в неделю по 1,5 часа

Группы первого и второго года обучения (базовый уровень) занимаются 2 раза в неделю по 3 часа

Содержание программы

Теория и практика авиамоделизма выстраиваются в логике трех образовательных уровней, которые распределяются по трём годам обучения.

На занятиях лаборатории, обучающиеся знакомятся с технологией изготовления различных летающих моделей, с приемами работы различными инструментами, получают сведения о материалах, с которыми им приходится сталкиваться.

Программа начального образовательного стартового уровня обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей, усвоение этики общения в результате работы в лаборатории и участия в соревнованиях. Основная задача теоретических занятий – объяснить в основных чертах конструкцию, принцип действия летающего аппарата, не вникая во второстепенные детали, познакомить с историей развития авиации.

Углубленный образовательный базовый уровень обучения направлен на расширение знаний по авиационной и авиамодельной технике, по основам аэродинамики и методике несложных технических расчетов. Основная задача теоретических занятий – расширить знания по физике полета, аэродинамике моделей и технике моделирования при постройке летающих моделей. В практической деятельности посильность занятий координируется с личностными возможностями обучающихся.

Итоговый профессионально-ориентированный продвинутый уровень обучения достигается расширением и закреплением знаний по авиационной и авиамодельной технике, по основам аэродинамики. Обучающиеся самостоятельно рассчитывают модели, в том числе, с применением ПЭВМ, отрабатывают технологию их изготовления, строят модели и принимают участие в соревнованиях по авиамодельному спорту, готовятся и сдают нормы по спортивным разрядам.

Участию в соревнованиях предшествует большая психологическая подготовка: должна быть уверенность в своих силах, в поддержке товарищей по команде, умение сконцентрировать волю в критический момент. Кроме этого, соревнования – возможность самооценки и обмена информацией.

Для проведения занятий используются журналы, подборки литературы, периодические издания по тематике детского объединения. Обучающиеся со своими работами участвуют в выставках технического творчества и соревнованиях.

Образовательные уровни авиамодельной лаборатории формируют главный стимул для воспитанников – ощущение постоянного внутреннего движения.

Цели программы

Создание условий для индивидуального развития творческого потенциала обучающихся через занятия авиамодельным спортом

Результат программы

По окончании первого года стартовый уровень обучающиеся должны

Знать:

· технику безопасности и предъявляемые требования к организации рабочего места;

· инструменты и приспособления, используемые при выполнении работ;

-сведения по истории развития авиации;

-общие понятия об аэродинамике;

-формирование практических умений и навыков конструирования простейших самолётов (летательных аппаратов).

Уметь:

-пользоваться инструментами;

-разрабатывать рабочие чертежи изготовляемых моделей; -самостоятельно изготавливать простейшие авиамодели; -пользоваться справочной литературой.

Иметь следующие личностные результаты:

- дисциплинированность

- ответственность

- бережное отношение к материалам и оборудованию кабинета

По окончании первого года базовый уровень обучающиеся должны

Знать:

· правила техники безопасности при работе с электрооборудованием (паяльник, электролобзик) и работе на сверлильном станке;

· основные характеристики и элементы моделей (самолётов);

-регулировка авиамоделей, проведение испытаний.

-общие устройства и принцип работы несущих плоскостей и силовых агрегатов моделей;

- знать основы проектной и исследовательской деятельности.

Уметь:

· изготавливать более сложные модели;

· общие сведения о метеорологии;

· творчески подходить к изготовлению моделей, использовать в процессе работы личные наблюдения и фантазию; -работать с электроинструментом (паяльник, электролобзик) и на сверлильном станке;

· выполнять чертежи моделей самолетов;

- конструировать и запускать более сложные модели самолета;

- создавать проекты.

Личностные результаты:

- опыт взаимодействия в коллективе и сотрудничество.

По окончании второго года базовый уровень обучающиеся должны

Знать:

· классификацию авиационных моделей;

· аэродинамику модели самолета;

· особенности регулировки и управления моделью самолета;

Уметь:

· владеть навыками аккуратного и творческого подхода к изготовлению деталей стендовых моделей и их последовательной сборки;

· -оформлять результаты своих проектов и уметь представлять выполненную работу;

-изготавливать модели самолета по собственному замыслу и принимать участие с ними в различных соревнованиях.

- создавать проекты.

Личностные результаты:

- умение взаимодействовать с другим человеком в условиях конкурсов (соревнований), выставок;

- умение создавать исследовательские проекты.

Материально-техническая база

Приборное и станочное оборудования:

Токарно-винторезный станок.
Фрезерно-сверлильный станок.
Мини циркулярная пила.
Электролобзик по дереву.
Круговой шлифовальный станок.
Заточный станок.
Зарядное устройство для силовых Li-Pol аккумуляторов.
Электрорубанок.
Фрезерный станок по дереву.
Аэрограф.
Терморезак.


Инструменты:

Ножи.
Ножовки по дереву и металлу.
Молотки различных размеров.
Отвёртки.
Разметочный инструмент.
Паяльники.
Измерительный инструмент.


Комплектующие моделей:

Безколлекторные электродвигатели.
Сервоприводы управления.
Приёмники бортовые.
Регуляторы хода двигателей.
Силовые Li-Pol аккумуляторы.
Передатчики и пульты управления моделями.


Расходные материалы:

Пенополистирол толщиной 3, 4, 30 и 50 мм.
Древесина различных пород (сосна, ель, дуб, бальза).
Стальные и дюралевые прутки и пластины различного сечения.
Плёнка лавсановая.
Клеи (циакрин, ПВА, «титан», полиуретан)
Лакокрасочные материалы на водорастворимых полиуретановой или акриловой основах.