Тяжёлая атлетика СП «Куровское»

Тяжелая атлетика, вид спорта, соревнования в поднятии тяжестей (штанга, гиря) в различных весовых категориях. В соревновательную программу входят два упражнения – рывок и толчок штанги.

Отличительной особенностью тяжелой атлетики как вида спорта является максимальная индивидуализация работы со спортсменами начиная с уровня совершенствования спортивного мастерства, что обусловлено необходимостью индивидуальной подгонки спортивного инвентаря, индивидуальными особенностями психики, биомеханики и тактильной чувствительности спортсменов. При организации работы необходимо учитывать и обеспечение безопасности спортсменов и окружающих во время тренировочных занятий и соревнований. Этим объясняется специфика организации тренировочного процесса.

Эффективность системы подготовки тяжелоатлета обусловлена современными организационными формами и материальной базой, передовой методикой подготовки, достижениями науки и образования. Создание условий для раскрытия физических и психологических способностей детей, привитие навыков личной и общественной гигиены, подготовку инструкторов – общественников и судей.

 

преподаватели

Фомин Игорь Фёдорович - первая квалифицированная работа

Карасёв Иван Николаевич - первая квалифицированная работа

Содержание программы

В работе с тяжелоатлетами должны учитываться определенные требования, отражающие специфику тяжелой атлетики.

1. Преимущественно техническая и тактическая направленность тренировочного

процесса.

Основным содержанием тренировки тяжелоатлета является наиболее полное овладение техникой и тактикой тяжелой атлетики. Это связано с тем, что, в конечном счете, спортивные достижения в основном определяются уровнем тактической и технической подготовленности. В свою очередь, тренированность тяжелоатлета характеризуется степенью специализированности двигательных действий, на основе которых происходит восполнение правильного подъема штанги, и уровнем тактических знаний, умений и навыков, обеспечивающих реализацию наиболее эффективной модели подхода с учетом сложившейся ситуации.

2. Постоянное специализирование психических и двигательных качеств, функциональной подготовленности.

Уровень развития психических и двигательных качеств во многом определяет сроки обучения, качество овладения как отдельными техническими элементами, так и техникой действий в целом, эффективность выполнения подхода в соревновательных условиях и уровень спортивных результатов. Это вызвано тем, что ведение эффективной подъема штанги требует от спортсменов проявления выносливости, координации, быстроты, внимания, памяти, мышления и т.д. Однако развитие психических и двигательных качеств постепенно должно приобретать все более специализированный характер с учетом специфики спортивной деятельности тяжелоатлетов и способствовать росту их спортивного мастерства. В связи с этим постоянное применение и усложнение упражнений, направленных на развитие и совершенствование специальных качеств и навыков тяжелоатлетов, ускоряет и повышает качество освоения необходимых действий и приемов в условиях тренировки и успешную их реализацию в процессе соревнований.

3. Индивидуализация состава действий, тактических моделей подъема штанги.

Индивидуальные особенности тяжелоатлета часто проявляются в особенностях техники выполнения подъема штанги, скорости и адекватности принятия тактических решений в правилах выбора и эффективной реализации тактической модели подхода в зависимости от сложившихся условий. Поэтому обучение тяжелоатлета технике выполнения подъема штанги и различным тактическим приемам и действиям целесообразно проводить с учетом его склонностей к проявлениям определенных двигательных и психических качеств. Это ускоряет процесс освоения необходимых технических и тактических действий в тренировках и обусловливает их успешное применение в соревнованиях.

4. Создание резервных функциональных возможностей у тяжелоатлетов для обеспечения надежности их выступлений в основных соревнованиях годичного цикла.

Технико-тактическое совершенствование предъявляет повышенные требования к двигательной и психической сфере тяжелоатлетов. В связи с этим установка на повышение уровня функциональной подготовленности реализуется на основе определенных соотношений между объемами и видами нагрузок, позволяющих адаптировать состояние спортсменов к деятельности в условиях высокой двигательной напряженности. В целях повышения надежности выступлений в спортивных состязаниях целесообразно проводить моделирование нагрузок, несколько превышающих соревновательные. Таким образом у спортсменов создаются резервные функциональные возможности. Это особенно актуально для тяжелоатлетов, входящих в группы совершенствования спортивного мастерства.

5. Ранжирование соревнований в годичных циклах тренировки.

Соревнования различного ранга являются обязательной частью всей системы круглогодичной подготовки тяжелоатлетов. Исходя из различной значимости результатов соревнований, степени их воздействия на физическую и психическую сферы тяжелоатлетов, целесообразно их ранжирование по месту расположения в годичном цикле и уровню квалификации участников. Это позволяет более рационально планировать тренировочный процесс, облегчает достижение необходимого уровня подготовленности, а затем более полного психофизического восстановления после соревнований.

6. Учет тренировочных эффектов при выборе упражнений и последовательности их выполнения.

Тренировка тяжелоатлета характеризуется поликомпонентностью построения занятий. Это выражается в использовании различных средств воздействия на спортсменов. Подбирая упражнения, следует учитывать эффект воздействия каждого из них на двигательную и психическую сферы спортсменов, их взаимовлияние. Например, выполнение в процессе разминки общеразвивающих упражнений с чрезмерным усилием и интенсивностью на некоторое время приводит к нарушению координации, снижению уровня точности выполняемых движений, ухудшению устойчивости, внимания и т.д. В то же время, если тяжелоатлет перед началом подхода выполняет ряд специализированных упражнений, а затем мысленные упражнения, направленные на актуализацию специализированных ощущений и восприятий, это дает хороший положительный эффект.

7. Повышение сложности, объемов и интенсивности тренировочных упражнений в процессе многолетней тренировки.

На различных возрастных этапах подготовки тяжелоатлетов, по мере роста их спортивного мастерства и квалификации, с увеличением количества соревнований и их ранга возрастают требования к технической, физической, психической, интеллектуальной и тактической подготовленности. Все это приводит к качественным изменениям в составе двигательных действий, тактических умений и навыков, вызывая необходимость увеличения объемов, интенсивности и сложности упражнений.

Рассматривая принципы подготовки, необходимо подчеркнуть их единство, вытекающее из самой сути спортивной деятельности, многообразной по форме и многофакторной по существу. Единство процесса обучения, воспитания и повышение функциональных возможностей следует рассматривать и как единство педагогических принципов и принципов тренировки. На этой основе строится и каждое занятие, и многолетняя подготовка с тяжелоатлетами высокой квалификации.

Отличительной особенностью тяжелой атлетики как вида спорта является максимальная индивидуализация работы со спортсменами начиная с уровня совершенствования спортивного мастерства, что обусловлено необходимостью индивидуальной подгонки спортивного инвентаря, индивидуальными особенностями психики, биомеханики и тактильной чувствительности спортсменов. При организации работы необходимо учитывать и обеспечение безопасности спортсменов и окружающих во время тренировочных занятий и соревнований. Этим объясняется специфика организации тренировочного процесса.

Цели программы

-формирование стойкого интереса и сознательного отношения к занятиям физической культурой, спортом вообще и тяжелой атлетикой в частности;

- укрепление здоровья и закаливание организма лиц, проходящих спортивную подготовку;

- обеспечение разносторонней физической подготовки тяжелоатлетов и формирования специальных качеств, определяющих спортивный рост и успехи в соревнованиях: силовой

выносливости, статической выносливости, координированности (движений и внутримышечной), ловкости, скоростных способностей, равновесия, произвольного мышечного расслабления;

- усвоение мер безопасности при обращении с инвентарем и оборудованием, правил поведения в местах проведения занятий и соревнований, доведение выполнения их до автоматизма;

- изучение и освоение основных элементов техники выполнения подъема штанги, соединение их в единое действие, закрепление навыка по выполнению целостного подъема штанги;

- совершенствование техники и тактики подъема штанги, накопление опыта участия в соревнованиях;

- формирование умения на основе анализа результатов выступлений вносить коррективы в тренировочный процесс, цель которого достижение вершин спортивного мастерства;

- совершенствование психических качеств, определяющих успешность овладения техникой и тактикой тяжелой атлетики и выступлений тяжелоатлетов на соревнованиях; воспитание черт характера, необходимых спортсмену и соответствующих нормам высокой морали, гражданской и спортивной этик;

- овладение навыками инструкторской и судейской практик.

Результат программы

- укрепление здоровья, повышение уровня развития физических и психических качеств спортсменов в соответствии с их возрастными возможностями и с учетом специфики данного вида спорта.

- освоение основных элементов техники и тактики тяжелой атлетики для достижения максимальных и стабильных спортивных результатов.

- развитие и совершенствование специализированных психических качеств, лежащих в основе выполнения сложнокоординационных и точностных движений, определяющих эффективность техники и тактики подъема штанги в соревновательных условиях.

- формирование личностных качеств, необходимых тяжелоатлету-спортсмену и соответствующих общепринятым нормам морали, гражданской и спортивной этики. Повышение уровня знаний в области материальной части, мер безопасности при обращении с ним, правил поведения в местах проведения соревнований и доведение их выполнения до автоматизма.

- формирование устойчивого интереса и сознательного отношения к занятиям тяжелой атлетики, на основе которого можно было бы обеспечить соблюдение спортивного режима, создающего базу для повышения уровня спортивного мастерства.

Особые условия проведения

В спортивную школу зачисляются лица, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие отбор
в соответствии с нормативами общей физической и специальной физической подготовки, установленными
федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта "тяжелая атлетика".

Материально-техническая база

Бокс плиометрический мягкий (различной высоты)
Весы электронные (до 200 кг)
Возвышение для помоста (подставка под ноги)
Гантели переменной массы (от 3 до 12 кг)
Гири спортивные (8 кг, 16 кг, 24 кг, 32 кг)
Гриф штанги (детский) (5 кг, 10 кг)
Гриф штанги (женский) 15 кг
Дорожка беговая электромеханическая
Зеркало настенное (0,6×2 м)
Кушетка массажная
Магнезия 0,5кг на человека
Магнезница
Мат гимнастический
Монитор жидкокристаллический
Мяч набивной (медицинбол) (от 1 до 5 кг)
Плинты для штангистов (разной высоты)
Помост тяжелоатлетический тренировочный
Скамейка гимнастическая
Скамья атлетическая (регулируемая)
Стенка гимнастическая
Стойки для приседания со штангой
Тренажер для развития мышц живота
Тренажер для развития мышц ног
Тренажер для развития мышц рук и плечевого пояса
Тренажер для развития мышц спины
Турник навесной на гимнастическую стенку
Штанга тяжелоатлетическая мужская (240 кг)

Стоимость

Программа реализуется на бюджетной основе.