Юный художник (Базовый уровень)

Как известно, целью дополнительного образования детей является выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально-активной личности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества. Эта цель может быть достигнута путем реализации соответствующих программ, имеющих Художественно-эстетическую, профориентационную направленность.

Актуальность данной программы по изодеятельности заключается в возможности программы на базе общего образования, ориентировать ребенка по видам деятельности, дать возможность творческому развитию личности по выбранному виду деятельности, закрепить и умножить знания, умения и навыки на более профессиональном уровне, заполнить досуг ребенка, помочь выбрать будущую профессию.

В переходном возрасте у подростков сильно развито стремление к анализу, суммарное изображение начинает не удовлетворять. Дети хотят получить знания и навыки реалистичного изображения действительности на более профессиональном уровне. Визуализация эмоций на бумаге, красками или карандашом позволяет выразить переживания, ощущения там, где их сложно выразить другими способами.

Данная программа построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, передачи жизненных впечатлений через цвет, форму, пластические материалы

преподаватели

Пантелеева Лора Анатольевна

Расписание

Занятия проводятся во второй половине дня, группой 10 – 12 человек два раза в неделю по 3 академических часа

Содержание программы

Раздел "живопись"

Первый год обучения

Техника безопасности.
Введение в специальность. Знакомство с возможностями и художественной выразительностью живописных материалов(акварель, гуашь).
Характеристика цвета. Три основных свойства цвета ("Листья")
Цветовая гармония. Полярная гармония (этюд фруктов или овощей на дополнительных цветах).
Трехцветная и многоцветная гармонии.
Гармония по общему цветовому тону (натюрморт с простым предметом быта цилиндрической формы).
Многоцветная гармония на светлых тонах (зимний пейзаж).
Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль.
Цветовой контраст (хроматический) (два натюрморта на красном и зеленом фоне)
Фигура человека (конкурсная тема)
Гармония по насыщенности. Этюд чела птицы
Гармония по общему цветовому тону(этюды живых цветов, гуашь).
Пленэрная практика.

Второй год обучения

Техника безопасности
Гармония по общему цветовому тону (этюд фруктов на нейтральном фоне)
Контрастная гармония на ненасыщенных цветах (натюрморт овощей или грибов с деревянными предметами быта на контрастном фоне)
Световой контраст (ахроматический). Гризайль.
Контрастная гармония (натюрморт из контрастных по форме и цвету предметов) в акварели, в гуаши.
Фигура человека(пейзаж с фигурами людей)
Гармония по общему цветовому тону (этюд со стеклянным кувшином на теплом фоне)
Гармония по общему цветовому тону. Нюанс (этюд стеклянной бутылки на холодном фоне)
Гармония по общему цветовому тону и светлоте (натюрморт из трех с предметом из металла)
Гармония по общему цветовому тону (натюрморт с музыкальным струнным инструментом).
Гармония по общему цветовому тону и светлоте (итоговая постановка)
Живописная сюжетная композиция(конкурсная тема).
Пленэрная практика.

Третий год обучения

Техника безопасности. Контрастная гармония на насыщенных цветах (натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов)
Контрастная гармония (натюрморт из трех предметов быта, контрастных по тону и цвету с различные по фактуре на темном фоне).
Фигура человека.
Гармония по общему цветовому тону и насыщенности на ненасыщенных цветах (постановка с белым чайником).
Гармония по общему цветовому тону и насыщенности на ненасыщенных цветах (натюрморт с введением гипса).
Гармония по насыщенности и светлоте (натюрморт с предметами из стекла)
Портрет человека со стаффажем.
Гармония по общему цветовому тону. Итоговый натюрморт.
Знакомство с техникой работы маслом. Натюрморт с искусственными цветами на нейтральной драпировке в мазковой технике

Раздел "рисунок".

Первый год обучения

Вводная беседа о рисунке. Организация работы. Практические упражнения.
Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива.
Светотеневая зарисовка простых по форме предметов.
Светотеневая зарисовка куба.
Графический пейзаж.
Рисование фигуры человека.
Тональная зарисовка чучела животного.
Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах.
Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар).
Натюрморта из одного предмета быта цилиндрической формы и фрукта или овоща.
Основы графической декоративной композиции. Материалы, приемы, техники.
Декоративная композиция натюрморта.
Пленэр

Второй год обучения

Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне.
Зарисовки предметов быта, имеющих призматическую форму с натуры.
Натюрморт из предметов призматической и цилиндрической формы.
Натюрморт из предметов различных по материалу.
Доминанта и акцент в композиции.
Натюрморт из гипсовых геометрических тел.
Натюрморт с чучелом птицы.
Сквозной рисунок предметов комбинированной формы.
Зарисовки фигуры человека в движении.
Графическая композиция "Люди моего двора"
Понятие "Книжная графика"
Пленэр

Третий год обучения

Тематический натюрморт «Осенний»
Натюрморт из трех гипсовых геометрических тел.
Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа.
 Зарисовка головы человека.
Рисунок драпировки со сложной конфигурацией складок, лежащей на геометрическом предмете.
Натюрморт из предметов с разной фактурой и материальностью и четким композиционным центром.
Зарисовка фигуры человека в интерьере.
Графический лист с визуальным эффектом.
Стилизация и трансформация фигуры человека.
Графический диптих на свободную тему.

 

Цели программы

Цель программы объединения «Юный художник» (базовый уровень) предусматривает воспитание цельной, эмоционально отзывчивой, социализированной личности путем развития индивидуальных творческих способностей средствами изобразительного искусства, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, формирование опыта нравственного и профессионального самоопределения.

Результат программы

Программа «Юный художник» включает в себя два блока: живопись и рисунок. Разделение на блоки выполнено исходя их особенностей выразительных средств материалов живописных и графических. Задачи станковой и декоративной композиции присутствуют в каждом разделе.

 Раздел "Живопись"

обучаемые должны знать и уметь:

-уметь компоновать на листе, в соответствии с основными правилами композиции;

-приобрести навыки работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами;

-изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека в соответствии с основными законами станковой композиции;

– знать свойства живописных материалов, их возможности;

– знать и применять разнообразные техники живописи;

-видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

-иметь навыки последовательного ведения живописной работы и ее завершения;

Раздел "Рисунок"

обучаемые должны знать и уметь:

– знать и понимать основную терминологию предмета "Рисунок";

– грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;

– создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач;

– приобрести навыки работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами;

– формировать навыки передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.

– знать и применять основы графической станковой и декоративной композиции в работе.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Занятия по изобразительной деятельности проводятся в оборудованном помещении. 2/3 занимают мольберты-хлопушки, 1/3 – школьные парты, что позволяет вести разные виды деятельности (рисование с натуры). Для обеспечения выполнения образовательной программы необходимо следующее оборудование: мольберты-хлопушки 12шт., постановочные столы 2шт., софиты, стулья 24шт, парты 6шт., телевизор или мультимедийное оборудование.

Для занятий необходимы следующие материалы: гуашь художественная 12 цв., акварель художественная 24 цв., простые карандаши различной твердости 6 шт., резинка, бумага формата А3, А2, восковые мелки, пастель, гелевая ручка или рапитограф, тушь, воск, кисти (№ 3,6,8,12), фломастеры (не менее 7 шт.), отрез хлопчатобумажной белой ткани (1м.). Для обеспечения практических занятий возможно приобретение фартуков и нарукавников, так же нужны бумажные салфетки или полотенца. Для выполнения работ на пленэре необходим раскладной туристический стульчик и планшет, или этюдник.

Для доступного объяснения материала и постановки цели и задач урока часто используются интернет ресурсы (см. интернет ресурсы). Большое количество видео и фото материала позволяют детям объективнее оценивать свои знания и умения и правильнее формулировать для себя задачи урока.