Актуальность программы обусловлена потребностями и интересами обучающихся. С точки зрения возрастной психологии ведущей деятельностью в данном возрасте является общение. Подростки тянутся к общению, но часто не умеют общаться. Важно научить обучающихся владеть своими эмоциями, дать понять как правильно вести себя в конфликтных ситуациях, помочь найти свою роль в жизни. Программа содержит психологические знания по искусству общения, социальной адаптации в мире сверстников, в мире взрослых; знания, которые помогут подросткам становится личностями, постигнуть нравственные образы, идеалы, помогут достигнуть успехов. Речь пойдет о путях личностного и интеллектуального развития, об эмоциях и чувствах, о навыках бесконфликтного общения, о способах психологического влияния и защиты от него.
Программа «Я и другие» состоит из 4 разделов. В первой части речь пойдёт о личности, о том, как происходит общение подростков, о влиянии на них общения, о месте общения в жизни. Чем насыщенней и интересней будет повседневная жизнь, тем больше будет шансов у подростка развиваться и достигать успехов. А чтобы не упустить эти шансы – важно уметь пользоваться своим разумом и волей. Во второй части рассказывается об эмоциях, чувствах и настроении. Как научиться радоваться жизни, «не застревать» на отрицательных переживаниях. Что делать с гневом, страхом, завистью и прочими переживаниями? Как стать более счастливым человеком? Ответы на эти вопросы помогут сделать жизнь интереснее. Третья часть посвящена психологии общения (психологии привлекательности). От чего зависит взаимопонимание между людьми, что такое конфликт, почему некоторые люди нам нравятся, а некоторые – нет? В четвёртой, последней, части речь пойдёт о том, как люди влияют друг на друга, как управляют чужим поведением. Это влияние может использоваться во благо человеку, а может – во вред. Учащиеся узнают, что такое манипуляция, какими механизмами на нас воздействует реклама, как могут заманить в секту. Познавая всё это, подросток может стать менее восприимчивым к чужому влиянию.