- Главная
- Направления
- Художественная
- Декоративно-прикладное искусство
- Объединение «Домовята» (лепка из глины и солёного теста)
Рекомендуем посмотреть
Объединение «Домовята» (лепка из глины и солёного теста)
Обучение детей основным приёмам лепки из глины, изучение её свойств, как материала для лепки. Изучение локальных промыслов народной игрушки-Дымковской, Каргопольской, Филимоновской. Овладение традиционными навыками лепки народных игрушек.
преподаватели
Роднова Маргарита Владимировна педагог высшей категории, педагогический стаж 30 лет.
Содержание программы
На базовом уровне вводится народная игрушка. Начинаем с лепки «дымковских» животных (собачка, лошадка, козлик, барашек). Из фигурок людей – барынька. Знакомимся с филимоновской народной игрушкой (лепка животных, птиц и женская фигурка). Знакомимся с солёным тестом, как материалом для лепки. Лепим декоративные предметы. Знакомимся с каргопольской и тверской народной игрушкой, возвращаемся к «дымке», и «Сказочной Гжели»; совершенствуем навыки, приобретаем новые.
На данном уровне, ставятся более сложные задачи: больше объём, много фигурок людей мужских и женских, композиционные работы, обучение настраиванию свистулек, самостоятельные творческие работы, и, естественно совершенствование всех навыков.
Цели программы
Развитие творческих способностей детей через приобретение навыков в лепке и росписи на основе народных традиций.
Результат программы
В процессе реализации программы будут сформированы такие качества личности как: трудолюбие, внимание и уважение к старшим и членам коллектива; уважение к традициям русской народной культуры и творчеству мастеров, умение работать в коллективе, будут развиты коммуникативные навыки; сформированы навыки здорового и безопасного образа жизни.
Будут реализованы метапредметные задачи такие как:
-рациональное использование материала, содержание в порядке рабочего места;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
-развита мотивация организационно-управленческой деятельности, умение планировать свою деятельность, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; умение добиваться результата.
В области образовательных задач к концу обучения на базовом уровне обучающиеся должны знать:
-историю возникновения и развития изученных промыслов народной игрушки (дымковской, филимоновской, каргопольской, тверской);
-историю возникновения и развития гжельского керамического промысла;
-краткие исторические сведения о древнеславянской керамике, традициях и обычаях связанных с гончарным промыслом;
-основные даты народного календаря;
-технологические процессы подготовки глины к лепке;
-технологические процессы формовки, сушки, обжига изделий (кратко);
-способы и основные приёмы лепки как, классические так и традиционные для каждого из промыслов;
-основные правила построения композиций в лепке и росписи;
-способы декорирования изделий;
-основы цветоведения;
-виды орнамента;
-виды рельефа;
-знаковую символику в народных росписях
-простейшие способы лепки сосудов (ленточный, жгутовый, по шаблону);
-правила безопасности труда;
-правила организации рабочего места.
Уметь:
-отличать один промысел от другого по стилю и манере исполнения (традиции, объём, пропорции, формы, элементы и цветовая палитра росписи);
-лепить фигурки традиционным способом для данного промысла;
-лепить с натуры, образца, по замыслу, по представлению, по иллюстративному материалу, используя изученные приёмы (конструктивный, пластический, традиционный и др.);
-лепить небольшие по объёму сосуды ленточным способом.
-лепить полуобъёмные, рельефные изделия из солёного теста;
-уметь настраивать свистульки;
-расписывать изделие по образцу, по замыслу, используя знания о цветовых сочетаниях, оттенках, основных элементах росписи и традициях;
-видеть, анализировать предмет, определять величину, формы, пропорции, объём, передавать всё это в работе;
-лепить малые и большие формы, используя все изученные способы и приёмы;
-создавать предметные, сюжетные и декоративные композиции;
-декорировать предмет изученными способами;
-в росписи уметь отличать промысел по стилю, цветовой гамме, элементам, знаковой символике;
-равномерно заполнять узором заданное пространство (форму), чередуя элементы, соблюдая ритм.
-уметь выполнять несложные узоры в работах декоративного плана;
-создавать по замыслу композиции в росписи, опираясь на технические и художественные навыки, приобретённые в процессе обучения;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-создавать самостоятельно творческие проекты.
Материально-техническая база
Для реализации программы необходимо хорошо освещённое помещение, наличие водопровода следующие
материалы и инструменты: глина, солёное тесто, стеки (желательно деревянные), деревянные дощечки или пластиковые салфетки на стол. Водоэмульсионная краска (белая), гуашь или темпера для детского творчества, кисти (белка, пони) № 1, 2, 3, 5, ватные палочки или тычки, скрученные из бумаги, палитры, ёмкость для воды, фартуки, плотная белая бумага для росписи силуэтов, поворотные станки небольшого размера.
Наглядные пособия: керамические изделия разнообразных форм, изделия народных мастеров (игрушки), изделия гжельского народного промысла, иллюстративный материал. Схемы, таблицы, образцы игрушек, выполненные педагогом, а так же коллекция керамической посуды, мелкая скульптура. Рабочие альбомы издательства «Мозаика – Синтез» автор Шпикалова Тамара Яковлевна.
Материалы для декорирования изделий: бисер, стеклярус, бусинки, пайетки, пуговицы, ткань, перья, тесьма, камушки, ракушки, макароны (в изделиях из солёного теста), фольга.
Художественная литература: русские народные сказки, стихотворные произведения, сборник загадок, народный календарь.
Подборка музыкальных произведений: детские песенки из мультфильмов и кинофильмов, русские народные мелодии. Классические произведения для детей.
Техническое оборудование: магнитола, компьютер.
Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, аудио-записи.
Кадровое обеспечение: программу могут реализовывать педагоги со специальным художественным образованием.
Стоимость
Бюджет