Историческое краеведение

Концепция модернизации российского образования, утверждённая Правительством РФ, определила важнейшие задачи обучения и воспитания школьников. В их числе сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своих предков, развитие национальной культуры, формирование гражданской позиции, чувство гордости за свою Родину.

В селе современной практикой востребован социокультурный подход в формировании содержания образования. Он предполагает образование, имеющее ценность для конкретного социума (России, региона, района, где живет и трудится человек), нацеленное на формирование жизнеспособной личности, основанное на традиционной культуре; направленное на воспитание человека, любящего свой край, труд на земле, сельский образ жизни. 

А есть ли силы, которые поднимут Россию? С чего начнется возрождение?

Возрождение нужно начинать с привития интереса к изучению истории своей малой Родины. Интерес к тому, что ближе всего, – основа интереса ко всему остальному... Поэтому данная программа ориентирована на изучение краеведения.

Программа повышает интерес к истории,воспитывает уважение к родной земле, её природным особенностям и преданиям. 

преподаватели

Дерягина Елизавета Владимировна

Расписание

Вторник, четверг с 15.00 до 15.45 и с 15.55 до 16.40

Содержание программы

Тема № 1. «Краеведение – «Родиноведение», "Отчизноведение".Что такое краеведение?

Овладение первичными навыками работы с различными видами исторических источников на практическом уровне, основами археологических знаний и умений.

Форма занятий: лекция.

Тема № 2. Пойми живой язык природы – И скажешь ты: прекрасен мир!

Знакомство с природой района. Северная часть Серпуховского района – лесная географическая зона, южная – лесостепная географическая зона. Легенды и предания.

Форма занятий: беседа, конкурс фоторабот "Природа Серпуховского района«.

Тема № 3. Жемчужина южного Подмосковья.

Прио́кско-Терра́сный госуда́рственный приро́дный биосфе́рный запове́дник – особо охраняемая природная территория Российской Федерации. Расположен на левом берегу Оки, в Серпуховском районе Московской области. Заповедник занимает площадь 4945 га, является одной из самых небольших природоохранных территорий России. Это единственный государственный природный заповедник на территории Московской области. Изучение истории, природы, климата, рельефа, гидрологической ситуации,флоры, фауны, птицы заповедника, звери заповедника.

Формы занятий: чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива библиотеки СДК «Васильевское», составление презентация "Жемчужина южного Подмосковья«

 

Тема № 4. Топонимика нашего района

Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Серпуховского района.

Городское поселение Оболенск.

Городское поселение Пролетарский.

Васильевское сельское поселение.

Данковское сельское поселение.

Дашковское сельское поселение.

Калиновское сельское поселение.

Липицкое сельское поселение.

Тема № 5. Река, давшая жизнь нашему району.

Река Ока. Ока – река, правый приток реки Волга. Общее направление течения реки с юга на север до г. Калуга, далее на северо-восток. Исток реки Ока и его устье. Рельеф и почвы. Средне-Русской возвышенность. Окская низина (Мещерская низменность), Почвы серые лесные и дерново-подзолистые и дерново-подзолистые железистые. Растительность широколиственные леса, преимущественно восточноевропейские леса из дубов черешчатых; местами дубово-елово-сосновые леса. Полупогруженные в воду Оки растения – камыш, аир, тростник, рогоз, манник наплывающий, манник водный, стрелолист обыкновенный. Погруженные в воду растения – плавающий, рдест блестящий, рдест узколистный, рдест Фрисса, рдест пронзеннолистный, рдест курчавый, телорез, элодея, роголистник. Растения с плавающими листьями на поверхности воды – ряска малая, многокоренник, кубышка желтая, трехдольница трехбороздчатая, водокрас лягушачий.

Гидрологический режим. Ока в творчестве В.Д. Поленова. Современное состояние реки. Экология.

Формы занятий: практические (лабораторные) занятия, работа с местной литературой, монографиями, периодической печатью, документами, вещественными памятниками, методам составления сложного плана, конспектов, рефератов.

 

Тема № 6. Мой поселок – моя малая Родина.

Васильевское – место базирование мотобазы «Красные крылья» и место проведения ралли российского масштаба.

На территории дома отдыха «Авангард» расположены остатки дворянского имения «Воздвиженское» XVIII века.

Остатки дворянской усадьбы в деревне Васильевское: деревянная Никольская церковь 1869 года (реставрирована в 1969 и 1980-х годах); подъездная дорога, вымощенная булыжником; остатки старинного парка.

Форма занятий: экскурсия.

 

Тема № 7. Любовь к родине начинается с семьи.

Создание проекта "Моя родословная".

Этапы работы над проектом Подготовительный, поисковый (анализ имеющейся информации, определение и анализ проблемы, определение потребности в новой информации, сбор и изучение информации), аналитический (составление плана реализации проекта: пошаговое планирование, анализ ресурсов информации, сбор и изучение информации) практический (выполнение плана работ, текущий контроль) презентационный (планирование презентации и подготовка презентационных материалов презентация), контрольный (анализ результатов выполнения проект, оценка продукта (проекта)).

Форма занятий: выполнение проектов, защита проектов

 

Тема № 8. Серпуховская земля в литературе, живописи, музыке.

Знакомство с литературными произведениями. Встреча с поэтессой, уроженцем д.Васильевское Воеводиной Юлией.

Форма занятия: литературная гостиная.

 

Тема № 9 Южное Подмосковье – мой регион!

Экскурсия по уголкам Серпуховского района.

Цели программы

- Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся посредством изучения историко-культурного наследия Московской области;
- формирование у учащихся поисково-исследовательских навыков;
- углубление знаний об историко-культурном прошлом своего города, района, страны;
- воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры, природного наследия своего региона;
- внедрение информационных технологий как средства поиска, обработки и анализа информации, повышение информационно- коммуникационной культуры.

 

Результат программы

- Освоение учащимися содержания разделов программы «Интерактивное краеведение» в индивидуальной траектории освоения предмета;

- Развитие информационной компетентности (умений работать с электронной информацией);

- Выполнение презентаций учащимися, создание и поддержание виртуальной страницы "Виртуальный музей по краеведению "Пегас""

 

Особые условия проведения

Программа реализуется на базе МОУ "Туровская ООШ"

Реализация программы особых условий не требует.

Материально-техническая база

Материально – техническое обеспечение:

- кабинет истории;

- библиотека;

- кабинет информатики;

- ноутбук, проектор, экран, фотоаппарат;

- карты, учебные пособия;

- иллюстративный материал, вещественные источники.

Стоимость

Программа реализуется в рамках ПФДОД