Театральная студия «Инсайт»

Программа знакомит подростков с особенностями театрального искусства, с техникой работы актёра над ролью, с психотехникой переживания и воплощения театрального образа. С помощью актёрского тренинга, речевых и дыхательных упражнений, пластических этюдов происходит формирование и развитие артистических навыков учащихся. Всё это находит практическое воплощение в спектаклях, праздничных мероприятиях, театрализованных представлениях и квестах. Значительное место в программе отводится также мероприятиям, направленным на создание, сплочение и развитие детского творческого коллектива "Инсайт"– это и всевозможные тренинги, и игровые программы на взаимодействие и коммуникацию; совместные поездки и экскурсии, досуговые мероприятия и туристические походы.

преподаватели

Колчева Ирина Валентиновна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, кандидат филологических наук

Расписание

Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 занятия продолжительностью 40 минут

Содержание программы

1. Основы актёрского мастерства.

Теория: Распро-ультра-натуральное действие. Бессловесные элементы действия. Устный опрос.

Практика: Дальнейшее совершенствование в использовании бессловесных элементов действия. Упражнения, учебные игры.

2. Словесные элементы действия.

Теория: Понятие о словесных элементах действия. Простые (основные) словесные действия и их проявления. Составные словесные действия. Подтекст. Психофизическая выразительность речи. Речь и тело. Микромизансцена словесного воздействия как логика действия. Логика действия и предлагаемые обстоятельства. Заданные словесные воздействия как предлагаемые обстоятельства.

Практика: Составление словаря новых учебных терминов.

3. Словесные и бессловесные элементы действия.

Теория: Связь словесных и бессловесных элементов действия.

Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий. Зарождение представлений о действенном характере замысла этюда (парного).

Практика: Исполнение этюдов.

4. Работа над спектаклем. Сводные репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция спектакля.

5. Драматический материал как канва для выбора логики поведения (действий).

Теория: Значение и способы превращения своей логики действия в логику действия персонажа. Расширение представлений о специфичности замысла в театрально-исполнительском искусстве.

Практика: Исполнение этюдов.

6. Работа учащихся над ролью в отрывке.

Теория: Разные логики поведения одного и того же действующего лица в избранном отрывке.

Практика: Классные показы одного и того же отрывка в разных составах. Определение различий в характере действий в разных исполнениях.

7. Конфликт.

Теория: Главенствующая роль конфликта в создании сценической выразительности. Необходимость и неизбежность импровизационного разнообразия выбранной логики поведения при повторных показах. Необходимость развития сюжета при исполнении отрывка. Динамика в исполнении отрывка. Первое представление о средствах актёрского искусства, помогающих преодолеть статичность исполнения. «Купание в чувствах» по Станиславскому. Включение в представление о предлагаемых обстоятельствах заданного характера словесных действий.

Практика: Исполнение этюдов. Исполнение отрывков, анализ исполнения.

8. Актёр и его роли.

Теория: Параллельная работа каждого ученика над несколькими ролями как средство более активного овладения техникой действий. Импровизационное оправдание установленных мизансцен.

Практика: Работа над созданием сценического образа. Сочинение, подготовка, выполнение этюдов. Анализ собственной работы и работы других. Тестирование.

II. Культура и техника речи.

1.Морфологические нормы.

2. Синтаксические нормы.

3. Сценическая речь.

III. Театральные игры.

1. Упражнения на постановку сценической речи.

2. Ритмопластика. Игры и упражнения, развивающие умения владеть своим телом.

Игры и упражнения на развитие чувства ритма, быстроты реакции, координацию движений. Игры и упражнения, совершенствующие двигательные способности и пластическую выразительность.  Создание образов предметов через пластические возможности своего тела.  Игры и упражнения, развивающие воображение и способность к пластическим импровизациям.  Жесты как важное средство выразительности. Игры и упражнения, совершенствующие умения создавать образы с помощью жеста и мимики. 

3. Театральная игра. Практика: Игры, развивающие произвольное внимание, память, наблюдательность, готовность к творчеству.  Игры, развивающие умения согласовывать свои действия с партнёрами. Упражнения, развивающие умения менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёрам по игре.  Игры, совершенствующие навыки действий с воображаемыми предметами. Игры, развивающие умения оправдывать свои действия и своё мнение нафантазированными причинами. Игры, развивающие воображение и веру в сценический вымысел. Этюды на эмоции: гнев, удивление, страх, восторг и т.д. Игры и упражнения на развитие умений действовать на сценической площадке естественно. Игры, развивающие умения одни и те же действия выполнять в разных ситуациях, обстоятельствах по-разному.  Искусство быть разным: игры и упражнения на перевоплощение. Игры, развивающие доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками. Сочинение этюдов с нафантазированными обстоятельствами.

4. Основы театральной культуры.

Защита проектов по истории знаменитых театров России. 

 

Цели программы

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Формирование творчески мыслящей личности, способной к самореализации и к саморазвитию.

Результат программы

К концу обучения учащиеся должны знать и уметь:

• уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению образа, самостоятельно находить способы к устранению вышеуказанных помех и зажимов;

• различать компоненты актерской выразительности, включать в работу весь психофизический аппарат;

• определять сквозное действие роли, раскладывать сквозное действие на простые физические действия, целесообразно выполнять цепочки простых физических действий;

• находить элементы характерного поведения персонажа;

• овладеть пятью-десятью дыхательными упражнениями и уметь выполнять их индивидуально и в группе;

• знать комплекс упражнений артикуляционной гимнастики и уметь выполнять их индивидуально и в группе;

• уметь управлять высотой и громкостью голоса, длительностью звучания при дирижировании педагога и при самостоятельном контроле;

• знать пять-десять скороговорок и уметь четко произносить их в темпе, заданном педагогом;

• уметь выполнять словесное действие, заданное педагогом, на знакомом стихотворном или прозаическом материале.

Особые условия проведения

По данной программе принимаются дети и подростки, прошедшие курс обучения по программе «Музыкальный театр «Мистраль» или получившие первоначальные представления о театральной деятельности, базовые умения и навыки в результате обучения в других учреждениях образования или культуры.

Материально-техническая база

1. Техническое оснащение.

- Теоретические и практические занятия проводятся в кабинете, оборудованном ноутбуком, музыкальной аппаратурой. При необходимости также используется переносной проектор и экран. В кабинете имеется свободное пространство для выполнения практических заданий (этюдов, инсценировок, практических упражнений и учебных игр).

- Репетиционные занятия проводятся в зале (холле второго этажа), оборудованном световой и музыкальной аппаратурой.

- Музыкальная аппаратура: микшерный пульт, колонки, ноутбук, ручные и головные микрофоны.

- Световая аппаратура: прожекторы белые и цветные; приборы световых эффектов.

- Театральные костюмы (около 120 комплектов), театральная обувь, парики, грим.

- Декорации и театральный реквизит для оформления 18 спектаклей. Информационное обеспечение.

1. Аудиозаписи для музыкального оформления спектаклей, а также для практических работ и учебных игр.

2. Учебные видеофильмы и презентации.

3. Интернет-ресурсы, интернет-театр: просмотр спектаклей в интернете и обсуждение с учащимися.

Стоимость

Занятия проводятся на бюджетной основе