Учебная программа "Футбол"

Программа для ДЮСШ по футболу составлена в соответствии с Законом российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ), типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 7.03.1995 г. №233), нормативными документами Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, типовой программы по футболу, регламентирующих работу спортивных школ.

преподаватели

Уколов Вячеслав Егорович

Лошкарев Дмитрий Геннадьевич

Шакиров Дмитрий Геннадьевич

Бугров Александр Владиславович 

Титов Роман Александрович

Стрекалов Дмитрий Евгеньевич

 

Содержание программы

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ 
1.Теоретическая подготовка 
1. Вводное занятие. История развития футбола. 
Развитие футбола в России. Значение и место футбола в системе физического воспитания. Участие российских футболистов в международных соревнованиях. Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Федерация футбола.  
2. Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. 
     Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви футболиста. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля, подсчет пульса. 
4. Сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. 
   Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности всего организма. 
Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся. Совершенствование функций мышечной системы, органов дыхания, кровообращения под воздействием  регулярных занятий футболом. Значение систематических занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов. 
5. Правила соревнований по футболу. 
   Права и обязанности участников соревнований по футболу. Функции и обязанности главного судьи соревнований. Функции и обязанности судейской бригады. Положение о соревнованиях. Правила соревнований по футболу. 
6. Основные средства восстановления. 
  Педагогические средства восстановления. Медико-биологические и психологические средства: рациональное питание, физические факторы, массаж, фармакологические средства восстановления и витамины, психологические средства восстановления. 
7. Физиологические основы спортивной тренировки. 
   Мышечная деятельность как необходимое условие физического развития, нормального функционирования организма, поддержания здоровья и работоспособности. 
     Тренировка как процесс формирования двигательных навыков и расширения функциональных возможностей организма.  
Физиологические закономерности формирования двигательных навыков, фазы формирования двигательных навыков. 
Утомление и причины, влияющие на временное снижение работоспособности. 
Восстановление физиологических функций организма после нагрузки. Повторяемость нагрузок, интервалы отдыха между ними. Показатели динамики восстановления работоспособности футболиста.  
     2. Практическая подготовка 
1. Общая физическая подготовка (развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости) 
Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении. 
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях. 
Упражнения для туловища. Упражнения для формирования правильной осанки. В различных исходных положениях – наклоны, повороты, вращения туловища. В  
11 
 
положении лежа – поднимание и опускание ног, круговые вращения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища. 
Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями. 
Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах  - повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседание, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления. 
   Упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывания с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лежа) и в движении. Упражнения в парах и группах с передачами, бросками и ловлей мячей. 
Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты  и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания. 
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперед, назад, прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе. 
Упражнения с малыми мячами -  броски и ловля мячей на месте, в прыжке, после кувырка, в движении. 
Акробатические упражнения. Кувырки вперед в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега. Длинный кувырок вперед. Кувырки назад. Соединение нескольких кувырков. Перекаты и перевороты. 
Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию. 
Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.  
Легкоатлетические упражнения. Бег 30, 60, 100, 400, 500, 800 метров. Кроссы 1000 до 3000 м (в зависимости от возраста). 6-ти минутный и 12-ти минутный бег. 
Прыжки в длину с места и разбега. Многоскоки. 
Метания малого мяча на дальность и  в цель.  
Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол. 
       
 2. Специальная физическая подготовка  
Упражнения на развитие быстроты. 
Упражнения для развития стартовой скорости. Эстафеты с элементами старта. Подвижные игры типа «день и ночь», «вызов», «рывок с мячом». 
Стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам, в соревнованиях с партнером за овладение мячом. 
Упражнения на развитие дистанционной скорости. Ускорения. Бег прыжками. Эстафетный бег. Обводка препятствий на скорость. Подвижные игры типа «салки по кругу», «бегуны», «сумей догнать». 
Упражнения для развития скорости переключения от одного действия к другому. Бег с быстрым изменением способа передвижения. Бег с изменением направления движения. Бег с изменением скорости. Челночный бег. 
Выполнение элементов техники в быстром темпе. 
Для вратарей. Из «стойки вратаря» рывки из ворот: на перехват или отбивание высоко летящего мяча, на прострел мяча с фланга. Из положения приседа, широкого выпада, седа, лежа – рывки на 2-3 м с последующей ловлей  и отбиванием мячей. Упражнения в ловле мячей, пробитых по воротам. Упражнения в ловле теннисного мяча. Игра в баскетбол по упрощенным правилам. 
12 
 
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. 
   Приседания с отягощениями (гантели, набивные мячи, мешки с песком, диск от штанги) с последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением. Прыжки на одной и двух ногах с продвижением, с преодолением препятствий. То же с отягощением. Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью. Прыжки в глубину. Спрыгивание с последующим прыжком вверх или  рывком на 7-10 м. Беговые и прыжковые эстафеты с элементами бега, прыжков, переносом тяжестей. Подвижные игры типа «челнок», «скакуны», прыжковая эстафета». 
Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность. Броски набивного мяча на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. Удар по мячу ногой и головой на силу в тренировочную стенку, ворота; удары на дальность. 
Толчки плечом партнера. Борьба за мяч. 
Для вратарей. Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястном суставе; то же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами; в упоре лежа хлопки ладонями. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевыми амортизаторами. Сжимание теннисного мяча. Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками. Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность. Упражнения в ловле и бросках набивного мяча, бросаемых партнерами с разной стороны. Серия прыжков в «стойке вратаря» толчком двух ног в стороны, то же приставным шагом, от же с отягощениями. 
Упражнения на развитие специальной выносливости. 
Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. Тоже, но с ведением мяча. Попеременный бег. Кроссы с переменной скоростью. 
Многократно повторяемые специальные технико-тактические упражнения. Игровые упражнения с мячом большой интенсивности. Двусторонние тренировочные игры с увеличенной продолжительностью. Игры с уменьшенным по численности составом.   
Для вратарей. Повторная, непрерывная в течение 5-12 минут ловля и отбивание мяча, ловля мяча с падением, когда удары по воротам выполняются с минимальным интервалом 3-5 игроками. 
Упражнения на развитие ловкости. 
Прыжки с разбега толчком одной и двумя ногами, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой; то же, выполняя в прыжке с поворотом на 90-180 гр.. Прыжки вверх с поворотом и имитацией удара головой или ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячу. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо. Держание мяча в воздухе, чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой; ведение мяча головой. Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек обманными движениями. Эстафеты с элементами акробатики. Подвижные игры типа «живая цель», «салки мячом», «ловля парами».  
Для вратарей. Прыжки с короткого разбега, доставая высоко подвешенный мяч руками, тоже с поворотом. Упражнения в различных прыжках с короткой скакалкой. Переворот в сторону с места и с разбега. Стойка на руках. Из стойки на руках кувырок вперед. Кувырок назад через стойку на руках. Переворот вперед с разбега.  
  
3. Изучение техники и тактики игры 
Для групп начальной подготовки 
Техника игры 
Техника передвижения. Бег обычный, спиной вперед, скрестным и приставным шагом. Бег по прямой, дугами. С изменением направления и скорости. 
Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двумя ногами с места и толчком одной ногой и двумя ногами с разбега. Для вратарей – прыжки в сторону с падением «перекатом».  
 
13 
 
Удары по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема, по неподвижному и катящемуся мячу. Удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной подъема. 
Выполнение ударов после остановки, рывков, ведения, обманных движений, посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее расстояние. 
Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход двигающемуся партнеру. 
Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу. 
Удары на точность6 в определенную цель на поле, в ворота, партнеру. 
Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча – на месте, в движении вперед и назад. Остановка внутренней стороной стопы, бедром и грудью летящего навстречу мяча.  
Остановки с переводом в стороны, подготавливая мяч для последующих действий и закрывая его туловищем от соперника. 
Ведение мяча. Ведение внутренней частью подъема, внешней частью подъема. Ведение правой, левой ногой и поочередно по прямой и кругу, а также меняя направление движения, между стоек и движущихся партнеров; изменяя скорость, выполняя ускорения и рывки, не теряя контроль над мячом. 
Обманные движения (финты).Обманные движения «уход» выпадом. Финт «остановкой» мяча ногой. Обманные движения «ударом» по мячу ногой. 
Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником, находящимся на месте, движущимся навстречу или сбоку, применяя выбивание мяча ногой в выпаде. 
Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага. Вбрасывание мяча на точность: в ноги или на ход партнеру. 
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным, приставным шагом или скачками. 
Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения и с падением. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке с мета и разбега. 
Ловля летящего в сторону на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения. 
Отбивание мяча одной или двумя руками без прыжка и в прыжке; с места и разбега. 
Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.  
Выбивание мяча ногой: с земли и с рук на точность. 
Тактика игры  
Тактика нападения 
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнеров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. 
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки в зависимости от игровой ситуации. 
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку». 
Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях; начале игры, угловом,  штрафном и свободном ударах, выбрасывание мяча. 
14 
 
Тактика защиты 
Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча. Выбор момента и способа действия для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом. 
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником «стандартных» комбинаций. 
Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру открывшемуся игроку, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот. 
Для Учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения 
Техническая подготовка 
Техника передвижения. Различные сочетания приемов бега с прыжками, поворотами и резкими остановками. 
Удары по мячу ногой. Удары внутренней, средней, внешней частью подъема, внутренней стороной стопы по неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу. Резаные удары по неподвижному и катящемуся мячу. Удары носком и пяткой. Удары правой и левой ногой. 
Выполнение ударов на точность и силу после остановки, ведения и рывком, посылая мяч на короткое, среднее и дальнее расстояние, придавая мячу различное направление и траекторию полета. Удары по мячу ногой в единоборстве, с пассивным и активным сопротивлением.   
Удары по мячу головой. Удары серединой и боковой частью лба без прыжка и в прыжке по летящему с различной скоростью мячу. Удары на точность вниз и верхом, вперед и в стороны, посылая мяч на короткое и среднее расстояние. Удары головой в единоборстве с пассивным и активным сопротивлением. 
Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы с различной скоростью и траекторией, с различных расстояний и направлений, на высокой скорости движения с последующим ударом или рывком. 
Ведение мяча. Ведение внешней частью и серединой подъема, носком и внутренней стороной стопы. 
Ведение всеми изученными способами с увеличением скорости движения, выполняя рывки, не теряя контроль над мячом, с обводкой движущихся и противодействующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом. 
Обманные движения (финты). Обманные движения «уход» выпадом и переносом ноги через мяч. Финты «ударом» ногой с «убиранием» мяча под себя и с «пропусканием» мяча партнеру; «ударом» головой. Обманные движения «остановкой» во время ведения с наступанием и без наступания на мяч подошвой, после передачи мяча партнером с пропусканием мяча. 
Выполнение обманных движений в единоборстве с пассивным и активным сопротивлением. 
Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником ударом и остановкой ногой в широком выпаде и в подкате. 
Выбрасывание мяча.  Выбрасывание мяча из различных исходных положений с места и после разбега. Выбрасывание мяча на точность и дальность. 
Техника игры вратаря. Ловля двумя руками снизу, сверху, сбоку катящихся и летящих с различной скоростью и траекторией полета мячей. Ловля на месте, в движении, в прыжке, без падения и с падением. Ловля мячей на выходе.  
Отбивание ладонями и пальцами мячей, катящихся и летящих в стороне от вратаря без падения и с падением. Отбивание мяча кулаком на выходе, без прыжка и в прыжке. Перевод мяча через перекладину ладонями в прыжке. 
15 
 
Броски мяча одной рукой сверху, снизу и на точность и дальность. 
 Выбивание мяча с земли и с руки на точность и дальность. 
Тактическая подготовка 
Тактика нападения 
Индивидуальные действия. Уметь оценивать целесообразность той или иной позиции, своевременно занимать наиболее выгодную позицию для получения мяча. Эффективно использовать изученные технические приемы, способы и разновидности для решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации. 
Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнерами при равном соотношении и численном  превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание». Комбинация «пропуск мяча». Начинать и развивать атаку из стандартных положений. 
Командные действия. Уметь выполнять основные обязанности в атаке на своем игровом месте, играя по избранной схеме в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр. 
Тактика защиты 
Индивидуальные действия. Противодействие маневрированию, т.е. осуществлять «закрывание» и препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученными способами. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам. 
Групповые действия. Уметь взаимодействовать в обороне при равном соотношении сил и при численном преимуществе соперника, осуществлять правильный выбор позиции и страховку партнеров. Организация противодействия комбинациям «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Уметь взаимодействовать в обороне при выполнении противником стандартных «комбинаций». Организация и построение «стенки». Комбинация с участием вратаря. 
Командные действия. Уметь выполнять основные обязательные действия в обороне на своем игровом месте, согласно избранной тактике в составе команды. Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр. 
Тактика вратаря. Уметь организовывать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного удара вблизи своих ворот; играть на выходах из ворот при ловле катящегося по земле и летящего на различной высоте мяча; подсказывать партнерам по обороне, как  
занять правильную позицию; выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот; введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнеру. 
Учебные и тренировочные игры 
Обязательное применение в играх изученного программного материала по технической и тактической подготовке. 
Для Учебно-тренировочных групп 3-го и 4-го годов обучения 
Техническая подготовка 
Техника передвижения. Различные сочетания приемов техники передвижения с техникой владения мячом. 
Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой различными способами по катящемуся и летящему с различными направлениями, траекторией, скоростью. Резанные удары. Удары в движении, в прыжке, с поворотом, через себя без падения и в падении. Удары на точность, силу, дальность, с оценкой тактической обстановки перед выполнением удара, маскируя момент и направление предполагаемого удара. 
Удары по мячу головой. Удары серединой и боковой частью лба без прыжка и в прыжке с поворотом. Удары головой по мячу в падении. Удары на точность, силу, дальность с оценкой тактической обстановки перед выполнением удара. 
 
16 
Остановка мяча. Остановка с поворотом 180 градусов – внутренней и внешней частью подъема опускающегося мяча, грудью – летящего мяча. Остановка подъемом опускающегося мяча. Остановка на высокой скорости движения, выводя мяч на удобную позицию для последующих действий. Остановка мяча головой. 
Ведение мяча. Совершенствование всех способов ведения мяча, увеличивая скорость движения, выполняя рывки и обводку, контролируя мяч и отпуская его от себя на 8-10 м. 
Обманные движения. Совершенствование в финтах «уходом», «ударом», «остановкой» в условиях игровых упражнений с активным единоборством и учебных игр. 
Отбор мяча. Совершенствование в отборе мяча изученными приемами в выпаде и подкате, атакуя соперника спереди, сбоку, сзади, в условиях игровых упражнений и в учебных играх. Отбор с использованием толчка плечом. 
Вбрасывание мяча. Вбрасывание мяча изученными способами на дальность и точность. 
Техника игры вратаря. Ловля, отбивание, переводы мяча на месте, в движении. Без падения и в падении; без фазы полета и с фазой полета. Совершенствование ловли и отбивания при игре на выходе. Действие вратаря против вышедшего с мячом противника; ловля мяча без падения и с падением в ноги. 
Совершенствование бросков мяча рукой и выбивание мяча ногой с земли и с руки на дальность и точность. 
Уметь применять технику полевого игрока для обороны ворот.   
Тактическая подготовка 
Тактика нападения 
Индивидуальные действия. Уметь маневрировать на поле: «открываться» для приема мяча, отвлекать соперника, создавать численное преимущество на отдельном участке поля за счет скоростного маневрирования по фронту и подключения из глубины обороны. Уметь из нескольких возможных решений данной игровой ситуации выбрать наиболее правильное и рационально использовать изученные технические приемы. 
Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнером при организации атаки с использованием различных передач6 на ход, в ноги, коротких, средних, длинных, продольных, поперечных, диагональных, низом, верхом. Игра в одно касание. Менять фланг атаки путем точной длинной передачи мяча на свободный от игроков соперника фланг. Правильно взаимодействовать на последней стадии развития атаки вблизи ворот соперника. Совершенствовать игровые и стандартные комбинации. 
Командные действия. Организация быстрого и постепенного нападения по избранной схеме тактики. Уметь взаимодействовать с партнерами при разном числе нападающих; внутри линий и между ними. 
Тактика защиты 
Индивидуальные действия. Совершенствовать «закрывание», «перехват» и отбор мяча. 
Групповые действия. Совершенствовать правильный выбор позиции и Страхову при организации противодействия атакующим комбинациям. Создавать численное превосходство в обороне. Уметь взаимодействовать при создании искусственного положения «вне игры». 
Командные действия. Организовывать оборону против быстрого и постепенного нападения и с использованием персональной, зонной и комбинированной защиты. Быстро перестраиваться от обороны к началу и развитию атаки. 
Тактика вратаря. Уметь выбирать место при ловле мяча на выходе и на перехвате; точно определять момент для выхода из ворот и отбора мяча в ногах; руководить игрой партнеров по обороне; вводя мяч в игру, организовать атаку. 
Учебные и тренировочные игры 
 Совершенствовать индивидуальные, групповые и командные тактические действия при игре по избранной тактической системе. 
Инструкторская и судейская практика 
Уметь организовать группу, подавая основные строевые команды – для построения, расчета, поворота и перестроения на месте и в движении, размыкании. Принятие рапорта. 
17 
 
Судейство игр, в процессе учебных занятий. 
Для учебно-тренировочных групп 5-го и 6-го годов обучения 
  Техническая подготовка 
Техника передвижения. Совершенствование различных приемов техники передвижения в сочетании с техникой владения мячом. 
Удары по мячу ногой. Совершенствовать удары правой и левой ногой различными способами по катящемуся и летящему с различными направлениями, траекторией, скоростью. Резанные удары. Удары в движении, в прыжке, с поворотом, через себя без падения и в падении. Совершенствовать удары на точность, силу, дальность, с оценкой тактической обстановки перед выполнением удара, маскируя момент и направление предполагаемого удара. 
Удары по мячу головой. Совершенствовать удары серединой и боковой частью лба без прыжка и в прыжке с поворотом. Удары головой по мячу в падении. Удары на точность, силу, дальность с оценкой тактической обстановки перед выполнением удара. 
Остановка мяча. Совершенствовать остановку с поворотом 180 градусов – внутренней и внешней частью подъема опускающегося мяча, грудью – летящего мяча. Остановка подъемом опускающегося мяча. Остановка на высокой скорости движения, выводя мяч на удобную позицию для последующих действий. Остановка мяча головой. 
Ведение мяча. Совершенствование всех способов ведения мяча, увеличивая скорость движения, выполняя рывки и обводку, контролируя мяч. 
Обманные движения. Совершенствование в финтах «уходом», «ударом», «остановкой» в условиях игровых упражнений с активным единоборством и учебных игр. Совершенствование «коронных» финтов в условия игровой деятельности. 
Отбор мяча. Совершенствование в отборе мяча изученными приемами в выпаде и подкате, атакуя соперника спереди, сбоку, сзади, в условиях игровых упражнений и в учебных играх. Отбор с использованием толчка плечом. 
Вбрасывание мяча. Совершенствовать вбрасывание мяча изученными способами на дальность и точность. 
Техника игры вратаря. Совершенствовать ловлю, отбивание, переводы мяча на месте, в движении. Без падения и в падении; без фазы полета и с фазой полета. Совершенствование ловли и отбивания при игре на выходе. Действие вратаря против вышедшего с мячом противника; ловля мяча без падения и с падением в ноги. 
Совершенствование бросков мяча рукой и выбивание мяча ногой с земли и с руки на дальность и точность. 
Уметь применять технику полевого игрока для обороны ворот.   
Тактическая подготовка 
Тактика нападения 
Индивидуальные действия. Совершенствовать умение маневрировать на поле: «открываться» для приема мяча, отвлекать соперника, создавать численное преимущество на отдельном участке поля за счет скоростного маневрирования по фронту и подключения из глубины обороны. Уметь из нескольких возможных решений данной игровой ситуации выбрать наиболее правильное и рационально использовать изученные технические приемы. 
Групповые действия. Совершенствовать умение взаимодействовать с партнером при организации атаки с использованием различных передач6 на ход, в ноги, коротких, средних, длинных, продольных, поперечных, диагональных, низом, верхом. Игра в одно касание. Менять фланг атаки путем точной длинной передачи мяча на свободный от игроков соперника фланг. Правильно взаимодействовать на последней стадии развития атаки вблизи ворот соперника. Совершенствовать игровые и стандартные комбинации. Выполнять продольные и диагональные передачи. 
 
 
18 
 
Командные действия. Совершенствовать в организации быстрого и постепенного нападения по избранной схеме тактики. Уметь взаимодействовать с партнерами при разном числе нападающих; внутри линий и между ними. 
Тактика защиты 
Индивидуальные действия. Совершенствовать «закрывание», «перехват» и отбор мяча. 
Групповые действия. Совершенствовать правильный выбор позиции и страховку при организации противодействия атакующим комбинациям. Создавать численное превосходство в обороне. Уметь взаимодействовать при создании искусственного положения «вне игры». 
Командные действия. Организовывать оборону против быстрого и постепенного нападения и с использованием персональной, зонной и комбинированной защиты. Быстро перестраиваться от обороны к началу и развитию атаки. 
Тактика вратаря. Совершенствовать умение выбирать место при ловле мяча на выходе и на перехвате; точно определять момент для выхода из ворот и отбора мяча в ногах; руководить игрой партнеров по обороне; вводя мяч в игру, организовать атаку. 
Учебные и тренировочные игры 
 Совершенствовать индивидуальные, групповые и командные тактические действия при игре по избранной тактической системе. Уметь переключаться в тактических действиях с одной системы игры в нападении и защите на другую с применением характерных для этой системы групповых действий.  
Инструкторская и судейская практика 
В качестве помощника тренера – уметь показать и объяснить выполнение отдельных общеразвивающих упражнений, технических приемов, простейших тактических комбинаций. 
Уметь составить комплекс упражнений утренней зарядки, подобрать упражнения для разминки и провести их самостоятельно. 
Практика судейства на соревнованиях внутри школы, района, города. 
4. Контрольные нормативы 
Для полевых игроков и вратарей 
По общей физической подготовке: 
1. бег 30 м. 
2. бег 300 м. 
3. Бег 400 м. 
4. 6-минутный бег. 
5. 12-минутный бег. 
6. Тройной прыжок с места. 
7. бег 10х30 м. 
 
Для полевых игроков по специальной физической подготовке: 
1. Бег 30 м с ведением мяча выполняется с высокого старта, делая на отрезки не менее  3-х касаний. 
2. Удар по мячу на дальность выполняется правой и левой ногой по неподвижному мячу с разбега любым способом. 
3. Вбрасывание мяча на дальность выполняется в соответствии с правилами игры в футбол по коридору шириной 2 м. 
По технической подготовке: 
1. Удары по воротам на точность выполняются по неподвижному мячу правой и левой ногой  с расстояния 17 м. 
3. Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам выполняется с линии старта. В случае если мяч не будет забит в ворота попытка не засчитывается. 
4. жонглирование мячом – выполнение удара правой и левой ногой, бедром, головой. Из них не менее раза головой, правым и левым бедром. 
19 
 
Для вратарей: 
1. доставание подвешенного мяча кулаком вытянутой руки в прыжке – выполняется с разбега, отталкиваясь любой ногой. 
На каждую высоту дается 3 попытки. Учитывается лучший результат. 
2. Удар по мячу ногой с руки на дальность – выполняется с разбега, не выходя из пределов штрафной площадки, по коридору шириной в 10 м. мяч упавший за приделы коридора, не засчитывается. Даются 3 попытки. Учитывается лучший результат. 
3. Вбрасывание мяча рукой на дальность выполняется по коридору шириной 3 м. 
 
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 
 
Все используемые средства психологической подготовки подразделяются на две основные группы: 
- вербальные – лекции, беседы, доклады, идеомоторная, аутогенная и психорегулирующая тренировка; 
- комплексные – всевозможные спортивные и психолого-педагогические упражнения. 
Методы психологической подготовки делятся на сопряженные и специальные. 
Сопряженные методы включают общие психолого-педагогические методы, методы моделирования и программирования соревновательной и тренировочной деятельности. 
Специальными методами являются: стимуляция деятельности в экстремальных условиях, методы психической регуляции, идеомоторных представлений, методы внушения и убеждения. 
На этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации важнейшей задачей общей психологической подготовки является формирование спортивного интереса, перспективной цели, дисциплины, самооценки, образного мышления, непроизвольного внимания, психосенсорных процессов.  
Основной задачей психологической подготовки на этапах углубленной тренировки и спортивного совершенствования является формирование спортивной мотивации, уверенности в достижении цели, настойчивости, самостоятельности, эмоциональной устойчивости. 
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ 
1. Контроль за состоянием здоровья спортсмена. 
Осуществляется на базе поликлиники или специалистами врачебно-физкультурного диспансера.  
К занятиям футболом допускаются дети и подростки, отнесенные к основной  медицинской группе. 
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И МЕРОПРИЯТИЯ 
1. Этап предварительной подготовки и начальной спортивной специализации 
   Основной путь оптимизации восстановительных процессов на этих этапах подготовки – рациональная тренировка и режим юных спортсменов, предусматривающий интервалы отдыха, достаточные для естественного протекания восстановительных процессов, полноценное питание. 
Из дополнительных средств восстановления рекомендуется систематическое применение водных процедур гигиенического и закаливающего характера. Витаминизация с учетом сезонных изменений. Релаксационные и дыхательные упражнения. 
2. Этап углубленной тренировки 
 В учебно-тренировочных группах 3-6 года обучения применяется значительно более широкий арсенал восстановительных мероприятий. Помимо педагогических средств, широко используются медико-биологические и психологические средства: рациональное питание, физические факторы, массаж, фармакологические средства восстановления и витамины, психологические средства восстановления. 
 
20 
 
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА 
Правильное использование методов воспитания заключается в организации сознательных целесообразных действий юных футболистов. При этом тренер должен понимать, что направленное влияние на развитие личности спортсмена лишь тогда эффективно, когда оно согласуется с законами формирования личности.  
С учетом этого методы воспитания можно сгруппировать в систему методов убеждения и методов приучения.  
Методы убеждения нацелены на изменение сознания. В результате использования этих методов спортсмен должен действовать, руководствуясь знанием и благоразумием. Он  
должен быть убежден в необходимости и правильности своих установок и форм поведения в свете общественных требований. 
В спорте используют различные методические формы убеждения: беседы, дискуссии. 
Методы приучения не следует противопоставлять методам убеждения. Они многопланово связаны между собой. Поэтому в центре методов приучения находится соблюдение заданных норм и правил, выражающих социально обязательные требования. Они весьма разнообразны, но наиболее концентрированно проявляются в сознательной дисциплине и подчиненном интересам коллектива поведении.  
Успешное применение методов зависит от влияния личного примера тренера, степени выраженности его убеждений, моральных качеств, психических свойств и привычек. Спортсмен должен быть убежден, что тренер справедлив, предъявляя высокие требования к самому себе и всегда стремится к совершенствованию собственных познаний, моральных качеств, опыта и профессионального мастерства.   

Цели программы

  Организация учебно-тренировочной процесса в спортивной школе осуществляется на основе современной методики тренировки, освоения юными спортсменами высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, достижения ими разностороннего физического развития.   
     Задачи: 
Группы начальной подготовки:   
- укрепление здоровья; 
- привитие интереса к занятиям футболом; 
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного ---- применения упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр; 
- овладение основами техники футбола и других физических упражнений; 
-  воспитание черт спортивного характера; 
- формирование должных норм общественного поведения; 
- выявление задатков, способностей и спортивной одаренности. 
Учебно-тренировочные группы 1-го и 2-го годов обучения:   
- укрепление здоровья и закаливание организма; 
- привитие устойчивого интереса к занятиям футболом; 
- обеспечить всестороннюю физическую подготовку с развитием быстроты, ловкости и координации движений;  
- овладевать техническими приемами; 
- обучиться основам индивидуальной, групповой и командной тактике игры в футбол; 
- участвовать в соревнованиях по футболу. 
Учебно-тренировочные группы 3-го и 4-го  годов обучения:   
- совершенствование физической подготовки с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств, ловкости и общей выносливости; 
- овладение всем арсеналом технических приемов игры; 
- совершенствование индивидуальной и групповой тактики игры, овладение основами командной тактики игры; 
- совершенствование тактических действий в звеньях и линиях команды; 
- развитие тактического мышления, определение игровых наклонностей юных футболистов; 
- воспитывать навыки судейства; 
- участие в соревнованиях по футболу. 
Учебно-тренировочные группы 5-го и 6-го  годов обучения:  
- совершенствовать физическую подготовку с преимущественным развитием силы, быстроты, общей и специальной выносливости; 
- совершенствование технических приемов игры, доведение до уровня высокого выполнения в условиях ограниченного пространства и времени, с активным сопротивлением противника;  
- совершенствовать индивидуальную, групповую и командную тактику игры, изучить «стандартные» положения; 
- определить игровые места в составе команды, приобрести опыт участия в соревнованиях высокого ранга; 
- усвоить основные положения методики спортивной тренировки футболистов; 
- овладеть навыками судейства, воспитывать инструкторские навыки; 
- совершенствовать навыки самостоятельных занятий.  

Результат программы

 Контрольные нормативы 
Для полевых игроков и вратарей 
По общей физической подготовке: 
1. бег 30 м. 
2. бег 300 м. 
3. Бег 400 м. 
4. 6-минутный бег. 
5. 12-минутный бег. 
6. Тройной прыжок с места. 
7. бег 10х30 м. 
 
Для полевых игроков по специальной физической подготовке: 
1. Бег 30 м с ведением мяча выполняется с высокого старта, делая на отрезки не менее  3-х касаний. 
2. Удар по мячу на дальность выполняется правой и левой ногой по неподвижному мячу с разбега любым способом. 
3. Вбрасывание мяча на дальность выполняется в соответствии с правилами игры в футбол по коридору шириной 2 м. 
По технической подготовке: 
1. Удары по воротам на точность выполняются по неподвижному мячу правой и левой ногой  с расстояния 17 м. 
3. Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам выполняется с линии старта. В случае если мяч не будет забит в ворота попытка не засчитывается. 
4. жонглирование мячом – выполнение удара правой и левой ногой, бедром, головой. Из них не менее раза головой, правым и левым бедром. 
19 
 
Для вратарей: 
1. доставание подвешенного мяча кулаком вытянутой руки в прыжке – выполняется с разбега, отталкиваясь любой ногой. 
На каждую высоту дается 3 попытки. Учитывается лучший результат. 
2. Удар по мячу ногой с руки на дальность – выполняется с разбега, не выходя из пределов штрафной площадки, по коридору шириной в 10 м. мяч упавший за приделы коридора, не засчитывается. Даются 3 попытки. Учитывается лучший результат. 
3. Вбрасывание мяча рукой на дальность выполняется по коридору шириной 3 м.