Музыкальный фольклор. Предпроф.

Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства "Музыкальный фольклор" учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области ансамблевого пения;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;

- подготовку одаренных детей к поступлению в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

преподаватели

Реализация программы «Музыкальный фольклор» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

Расписание

Занятия проходят в будние дни после 14.00, в выходные дни – в первой половине дня, три-четыре раза в неделю.

Содержание программы

Срок освоения программы «Музыкальный фольклор» для детей, поступивших в МБУДО ЖДШИ № 1 в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Учебный план программы «Музыкальный фольклор» содержит следующие предметные области: музыкальное исполнительство; теория и история музыки и разделы:

консультации;

промежуточная аттестация;

итоговая аттестация.

Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

Учебные предметы: Фольклорный ансамбль, Музыкальный инструмент (Фортепиано), Народное музыкальное творчество, Сольфеджио, Слушание музыки, Музыкальная литература (зарубежная и отечественная), Сольное пение.

Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных.учебных занятий.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании МБУДО ЖДШИ № 1.

Цели программы

Развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства и народного творчества;

Выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.

Результат программы

 Результатом освоения программы «Музыкальный фольклор» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

а) вокального ансамблевого:

- знания характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах фольклорных коллективов;

- умения самостоятельно разучивать вокальные партии;

- умения сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;

- навыков фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

б) инструментального:

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на народном инструменте;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- умения создавать художественный образ при исполнении на народном инструменте музыкального произведения;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- умения аккомпанировать при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- навыков подбора по слуху музыкальных произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:

- знания музыкальной грамоты;

- первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области музыкального искусства;

- знаний особенностей национальной народной музыки и ее влияния на специфические черты композиторских школ;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- сформированных вокально-интонационных навыков и ладового чувства;

- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков записи музыкального текста по слуху;

- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

- умения использовать полученные теоретические знания при вокальном ансамблевом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

Особые условия проведения

Индивидуальный отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти, вокальных данных. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленное вокальное произведение с собственным сопровождением.

Материально-техническая база

Материально-техническая база ОУ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Для реализации программы «Музыкальный фольклор» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием,

библиотеку,

учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,

учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Фольклорный ансамбль» со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).

Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебного предмета «Фортепиано», оснащены роялями или пианино.

Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиком (настройка, мелкий и капитальный ремонт).

Стоимость

Обучение осуществляется на бюджетной основе, в рамках муниципального задания