Программа по баскетболу

-Баскетбол – очень интересная и захватывающая игра, поэтому дети (особенно мальчишки) с удовольствием в нее играют. Кроме прекрасного влияния на физическое развитие ребенка, эта игра помогает воспитать характер, учит работать в команде, быстро принимать решения, искать нестандартные решения. Баскетбол дисциплинирует, помогает в социализации ребенка, развивает чувство ответственности, повышает самооценку. Баскетболом  дети начинают заниматься в младшем школьном возрасте.

преподаватели

Скворцов Николай Сергеевич ( Отличник физической культуры и спорта, высшая квалификационная категория).

Косьянова Наталья Викторовна (высшая квалификационная категория).

Ильин Владислав Дмитриевич (первая квалификационная категория, действующий игрок).

Лапин Михаил Анатольевич ( первая квалификационная категория,действующий игрок).

Расписание

Занятия проводятся согласно расписания, с которым можно ознакомится на сайте спортивной школы.

Содержание программы

ПРОГРАММА

 1.Общее представление об игре с помощью словесных и наглядных методов.

2.Техника передвижения в баскетболе.

Стойка –постановка стоп, распределение тяжести тела, сгибание ног.

Бег на полной стопе в различном темпе по прямой, по кругу, диагоналям.

Бег с носка при ускорениях.

Техника бега с использованием "двух шагов".

Прыжки – толчком одной ногой;

– толчком двумя ногами (с места, с разбега).

Остановки – шагом, прыжком, после получения мяча, после ведения.

Вышагивания и повороты:

- повороты на сзади стоящей ноге и вышагивания;

- повороты на стоящей впереди ноге (без мяча на месте, после остановок, после ходьбы, после бега, в сочетании с ловлей, передачей и другими способами владения мяча).

3. Техника владения мячом – жонглирование мяча (одним, двумя).

4. Техника владения мячом в нападении.

Ловля мяча двумя руками:

- на уровне груди (1);

– высокого (2);

– низкого (3).

-на месте, с шагами и рывками вперед и в стороны, ловля в движении мяча, направленного вперед по диагонали или по прямой партнером, стоящим на месте, а затем перемещающимся параллельно с ловящим мяч, ловля при встречном движении, в сочетании с остановками, с использованием "двух шагов«.

Ловля одной рукой:

– высокого (3);

– низкого (2);

– катящегося (2);

– с низкого отскока (3).

/разновидности такие же, как и при ловле двумя руками/.

Передача мяча:

- двумя руками: от груди (1); сверху (3); снизу (3);

- одной рукой: от плеча (2); сбоку (3).

/передачи на месте, после предварительного движения, после остановки, поворотов, в процессе разнохарактерных передвижений с ведением мяча, с отскоком от пола, дальние (3), средние, ближние, встречные, поступательные, на одном уровне, сопровождающие.../.

 

Ведение мяча:

– на месте и при прямолинейном движении вперед, передвижение приставными шагами вперед, назад, вправо, влево;

– правой рукой, левой рукой на месте, при беге на месте, с небольшим перемещением в разные стороны;

– передвижение в разные стороны с ведением со сменой рук;

- передвижение с ведением по прямой на различные расстояния, с варьированием места ударов о пол и высотой отскока мяча при передвижении в зависимости от характера и его темпа;

– переход на ведение мяча после его ловли в движении;

– ведение по дугам и кругам, переводы мяча перед собой.

Обводка соперника:

– с изменением высоты отскока;

- с изменением скорости;

- с поворотом и переводом мяча.

Обучение финтам: без мяча; с мячом.

Финты без мяча – это обманные движения для отвлечения и вывода из равновесия защитника.

Финты с мячом:

– финт на проход – проход /с ведением/ – 1;

– финт на проход двойной – проход /с ведением/ – 1;

– финт на бросок – бросок −1. Сочетание разных финтов (1):

– финт на бросок – передача;

- финт на передачу – проход;

– финт на ведение – передача;

- финт на бросок – проход – бросок;

– ведение – поворот – бросок;

- финт на бросок – поворот- бросок;

– финт на бросок – финт на передачу – бросок;

- финт на ведение – поворот – бросок;

– и другие варианты, в зависимости от ситуации...

5. Техника защиты.

Техника овладения мячом и противодействие:

– стойка защитника, способы передвижения защитника, тактическое использование стойки и передвижения в различных игровых ситуациях – 1;

- положение и движение рук в защите, применительно к тому, владеет подопечный мячом или нет – 1;

– выбивание мяча из рук нападающего, стоящего на месте – 1;

- выбивание мяча из рук нападающего, выполняющего мячом «двух шагов» или прыжка – 2;

- перехват мяча при поперечной передаче с выходом вперед или в стороны – 2;

- перехват при продольной передаче с выходом из-за опекаемого игрока – 3;

- выпрыгивание – 1;

– взятие отскока- 3;

- отбивание – 1;

-накрывание при броске с места и при броске с «двух шагов» – 2.

6. Тактика нападения.

Индивидуальные действия:

- действие игрока без мяча (выход для отвлечения мяча, выход для получения мяча для броска) – 1;

- действия игрока с мячом (розыгрыш мяча, атака корзины) – 1.

Групповые действия:

- взаимодействие двух игроков (передай мяч и выходи – 1, заслон – 2, наведение – 3, пересечения – 3);

- взаимодействие трех игроков («треугольник» – 1, ройка со сменой мест – 3, малая восьмерка – 2, скрестный выход – 2).

Командные действия:

- стремительное нападение – система быстрого прорыва – 1;

- нападение без центрового – 1.

7. Тактика защиты.

Индивидуальные действия:

- действие против игрока без мяча – 1 – противодействие получению мяча, противодействие выходу на свободное место;

– действие против игрока с мячом – 1 противодействие розыгрышу мяча, противодействие атаке корзины.

Групповые действия:

- взаимодействие двух игроков (подстраховка – 2, переключение – 2, проскальзывание – 3, групповой отбор мяча – 3);

– взаимодействие трех игроков (3) против тройки, против «треугольника» (1), против малой восьмерки (2),против скрестного выхода (2).

Командные действия:

– система личной защиты −1;

- система зонной защиты – 2;

- прессинг – 3.

 

П Р О Г Р А М М А

 

по баскетболу для групп первого, второго, третьего, четвертого и пятого годов обучения учебно-тренировочной работы.

 

Учебно-тренировочные группы первого года обучения.

 

Техническая подготовка.

1. Техника нападения.

Передвижения:

– прыжки толчком одной и двух ног в движении;

- сочетание выполнения изученных способов передвижения с техническими приемами. Владение мячом:

а) ловля мяча:

- одной рукой высокого мяча;

– одной рукой низкого мяча;

- одной рукой катящего мяча;

– одной рукой с низкого отскока.

Сочетание изученных способов передач мяча в движении, различных по:

- направлению;

– скорости движения;

- расстоянию.

б) передачи мяча:

- одной рукой с отскоком от пола;

– одной рукой сбоку;

- одной рукой сбоку от пола.

Сочетание изученных способов передачи мяча в движении, различных по;

- направлению;

– скорости передвижения;

- расстоянию.

в) броски мяча:

- штрафной бросок;

– броски мяча одной рукой после проходов в различных направлениях к щиту в движении;

– сочетание выполнения изученных способов бросков мяча из различных точек, равноудаленных от щита;

– броски мяча изученными способами с сопротивлением противника;

– броски мяча в прыжке одной рукой сверху;

- броски мяча изученными способами после выполнения других технических приемов нападения;

– добивание мяча с отскоком от щита.

г) ведение мяча:

– чередование различных способов ведения мяча;

- ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости передвижения без зрительного контроля;

– обводка с асинхронным ритмом движения руки с мячом и ног;

- изменение способа ведения мяча и скорости передвижения в зависимости от зрительного сигнала;

– ведение мяча с сопротивлением;

– сочетание изученных приемов ведения мяча с изученными техническими приемами нападения;

– ведение мяча с маневрированием.

д) обманные действия:

сочетание финтов с последующим выполнением технического действия в нападении.

2. Техника защиты.

Передвижения:

– сохранение защитной стойки во время передвижения и остановок;

- работа рук и ног защитника при движении противника справа и слева;

- сочетание способов передвижения защитника с выполнением технических приемов игры в защите.

Овладение мячом:

- перехват мяча при передачах в движении;

- овладение катящимся мячом;

– выбивание мяча сзади при его ведении;

- накрывание мяча при бросках в движении.

3. Тактическая подготовка.

Тактика нападения.

Индивидуальные действия:

- выбор места для действия в передней и задней линиях нападения;

– выбор позиции, момента для получения мяча в трехсекундной зоне;

– выбор способа и момента для передачи мяча игроками передней и задней линии нападения между собой;

– применение изученных приемов техники нападения в зависимости от вида опеки;

- адекватное применение сочетания изученных способов техники нападения.

Групповые действия:

- взаимодействие двух игроков с заслонами в движении;

– взаимодействие двух игроков с наведением;

– взаимодействие трех игроков – против "тройки";

– взаимодействие двух игроков с заслонами в условиях низкого сопротивления. Командные действия:

– распределение обязанностей и организация действий игроков при позиционном нападении и нападение быстрым прорывом;

– позиционное нападение с применением изученных групповых взаимодействий.

 

 

Тактика защиты.

Индивидуальные действия:

– опека нападающего находящегося в трехсекундной зоне;

– опека нападающего находящегося в передней и задней линиях площадки;

– опека нападающего, расположенного у лицевой линии, в зависимости у местонахождения мяча;

– опека нападающего при личном прессинге.

Групповые действия:

- взаимодействие двух игроков – противодействие наведению;

– взаимодействие трех игроков – противодействие "тройке«;

– взаимодействие трех игроков – групповой отбор мяча.

Командные действия:

– плотная личная защита;

– рассредоточенная личная защита;

– личная система защиты с групповым отбором мяча;

- личная система защиты с переключением;

- личный прессинг;

– организация командных действий при противодействии быстрому прорыву.

 

Учебно-тренировочная группа второго года обучения.

 

Техническая подготовка.

1. Техника нападения.

Передвижения:

- сочетание выполнения различных способов передвижения;

- сочетание различных способов передвижения с выполнением изученных технических приемов нападения.

Владение мячом:

а) ловля мяча:

– ловля мяча изученными способами в прыжке;

– сочетание выполнения различных приемов ловли.

б) передача мяча:

- передача мяча двумя руками и одной рукой при сопровождающем движении;

– передачи мяча на различные расстояния и направления;

– сочетание выполнения передач мяча различными способами передвижения. в) броски мяча:

– броски мяча изученными способами после выполнения других технических приемов нападения;

– сочетание выполнения бросков мяча из различных точек, равноудаленных от щита.

г) ведение мяча:

- перевод мяча перед собой шагом;

- перевод мяча за спиной;

– ведение мяча в сочетании с исполнением других технических приемов;

– чередование выполнения различных способов ведения.

2. Техника защиты.

Передвижения:

– сочетание способов передвижения, остановок, поворотов с выполнением технических приемов игры в защите.

Овладение мячом:

- накрывание мяча при броске в прыжке;

– отбивание мяча при броске в прыжке;

– овладение мячом при борьбе за отскок у своего щита;

– накрывание мяча при броске одной рукой снизу из-под корзины при продвижении нападающего вдоль лицевой линии;

– овладение мячом при розыгрыше и начальных мячах.

3. Тактическая подготовка.

Тактика нападения.

Индивидуальные действия:

а) индивидуальные действия игрока без мяча:

- выбор места для действия игрока без мяча на место защитника, крайнего нападающего, центрового;

- выход на свободное место для получения мяча и последующий выбор действия в позиции центрового, крайнего нападающего, защитника.

б) индивидуальные действия игрока с мячом:

– выбор и применение изученных приемов ловли, передач, бросков, ведения мяча в условиях выполняемых функций;

- выбор изученных способов добивания мяча в зависимости от направления полета мяча, отскочившего от щита;

- выбор способа и момента для передачи мяча центровому игроку.

в) групповые действия:

– взаимодействие двух игроков при пересечениях, отступании, проскальзывании;

– взаимодействие трех игроков – «малая восьмерка»; – применение изученных взаимодействий между игроками, выполняющие различные игровые функции;

– применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения;

– применение изученных взаимодействий в условиях быстрого прорыва;

– применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга.

г) командные действия:

– нападение "большой восьмеркой";

– нападение с одним центровым;

– быстрый прорыв через центр поля.

 

Тактика защиты.

Индивидуальные действия:

- противодействие нападающим различного игрового амплуа.

Групповые действия:

- взаимодействие двух игроков – переключение, проскальзывание, отступание;

– взаимодействие трех игроков – противодействие "малой восьмерке";

– применение взаимодействий между игроками различного амплуа;

- противодействие в численном меньшинстве;

– применение изученных взаимодействий в системе личной защиты. Командные действия:

- организация действий команды против применения быстрого прорыва через центр площадки;

– чередование изученных систем защиты в процессе игры (концентрированная личная защита, личный прессинг на своей площадке, на ¾ поля по условным сигналам).

 

Учебно-тренировочная группа третьего года обучения.

 

Техническая подготовка.

1. Техника нападения.

Передвижения:

- сочетание выполнения различных способов передвижения, остановок, поворотов в усложненных условиях;

– сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях.

Владение мячом:

а) ловля мяча:

- сочетание выполнения различных приемов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления.

б) передача мяча:

– скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол;

– откидка.

в) броски мяча:

– бросок мяча над головой /полукрюк, крюк/;

– бросок мяча с поворотом в движении после прохода вдоль лицевой линии с правой и левой стороны;

- бросок мяча в движении с одного шага;

– бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов нападения в усложненных условиях;

– сочетания выполнения бросков мяча из различных точек, разноудаленных от щита, в условиях жесткого сопротивления.

г) ведение мяча:

– ведение мяча с поворотом кругом;

– чередование выполнения различных способов ведения в условиях, приближенных к игровым ситуациям.

2. Техника защиты.

Передвижения:

- сочетание способов передвижения с выполнением технических приемов игры в защите при групповых и командных действиях.

Овладение мячом:

– борьба при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита;

- накрывание мяча сзади при броске в корзину.

3. Тактическая подготовка.

Тактика нападения.

Индивидуальные действия:

а) индивидуальные действия игрока без мяча:

– перемещения в зонах действия центрового игрока, крайнего нападающего, защитника;

– выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке;

– выбор места и момента для групповых взаимодействий игроков, выполняющих различные игровые функции.

б) индивидуальные действия игрока с мячом:

– адекватное применение технических приемов нападения в условиях, свойственных выполняемой игровой функции в команде.

Групповые действия:

– взаимодействие двух игроков – "заслон в движении";

– взаимодействие трех игроков – "сдвоенный заслон";

- взаимодействие трех игроков – "скрестный выход";

– применение изученных взаимодействий между игроками, выполняющими различные игровые функции в соответствующих позициях;

- применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения;

- применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга;

- применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва. Командные действия:

- нападение с двумя центровыми игроками;

– нападение перегрузкой;

– применение комбинаций при введении мяча в игру.

Тактика защиты.

Индивидуальные действия:

- применение блокировки в борьбе за отскочивший мяч от щита;

- противодействие игрокам различных игровых ситуаций при разных системах игры в нападении.

Групповое действие:

- противодействие взаимодействию двух игроков – "заслон в движении";

– противодействию взаимодействия трех игроков – "скрестному выходу";

– противодействие изученным взаимодействиям игроков различных игровых функций в соответствующих позициях по отношению к корзине.

Командные действия:

– система зонной защиты 2-3 и 2-1-2;

– сочетание личной и зонной защиты в процессе игры.

Смена систем защиты при введении мяча из-за боковой линии, после забитого мяча, пробивание штрафного броска, спорных мячей и т. п..

 

 

 

Учебно-тренировочная группа четвертого и пятого годов обучения.

 

1. Техническая подготовка.

 

Техника нападения.

Передвижения:

– сочетание различных способов передвижения с выполнением технических приемов нападения при активном сопротивлении защитников в условиях, приближенных к игровым;

- прыжки вверх с разворотом от 90 до 360 градусов;

– прыжки с разворотом на 90-360 градусов после ускорений, различных по направлению и способу передвижения.

 

Владение мячом.

Передачи мяча:

– передача мяча в прыжке с разворотом на 180 градусов;

– передача назад на месте;

– передача в сторону в движении;

– передача мяча с поворотом на 180 градусов в движении;

– передача мяча из-за спины в движении;

- передача мяча назад в движении; – передача мяча из-за спины в пол в движении;

– чередование различных способов передач после выполнения других приемов нападения в условиях, приближенных к игровым ситуациям. Ведение мяча:

– ведение мяча с различными комбинациями сочетания шагов;

– ведение мяча с резким изменением направления движения в усложненных условиях;

– проходы к кольцу с последующей атакой корзины при активном сопротивлении защитников;

– чередование различных способов ведения мяча в игровых ситуациях;

- сочетание различных способов ведения с выполнением других технических приемов нападения в усложненных условиях.

Броски мяча:

- бросок одной рукой с места с разворотом вправо, влево;

- бросок мяча в прыжке с разворотом направо, налево;

– бросок мяча в движении с поворотом кругом;

- добивание мяча без отскока от щита;

– броски мяча изученными способами после выполнения других технических приемов нападения в условиях, приближенным к игровым ситуациям;

- сочетание выполнения бросков мяча из различных точек, разноудаленных от щита, в условиях жесткого сопротивления и установленного лимита времени.

 

 

Техника защиты.

Передвижения:

– сочетание способов передвижения с выполнением технических приемов игры в защите в игровых ситуациях.

Овладение мячом:

– выбивание мяча при броске в движении двумя и одной рукой мячей, отскочивших от щита;

– сочетание передвижения в защите с выполнением различных способов овладения мячом, отскочившим от щита, кольца.

 

2. Тактическая подготовка.

Тактика нападения.

Индивидуальные действия:

а) индивидуальные действия игрока без мяча:

– выбор места и времени для индивидуальных тактических действий игроков различных игровых функций в условиях применения различных систем игры в нападении.

б) индивидуальные действия игрока с мячом:

– адекватное применение индивидуальных технических действий в рамках изученных групповых тактических взаимодействий.

Групповые взаимодействия:

– взаимодействие трех игроков – "нападение на двух";

– применение изученных взаимодействий при быстром прорыве.

Командные действия:

– эшелонированный быстрый прорыв;

- нападение против смешанной системы защиты;

– применение комбинаций в ходе изученных систем нападения.

 

Тактика защиты.

Индивидуальные действия:

- выбор места и способа противодействия игрокам различных игровых функций при действиях в рамках разных систем игры в нападении;

– выбор места и способа противодействия при применении смешанной системы защиты.

Групповые действия:

- противодействие взаимодействию трех игроков – 2нападению двух";

– групповые взаимодействия игроков при применении эшелонированного быстрого прорыва (вначале, в развитии, при завершении);

– групповые взаимодействия в рамках смешанной защиты.

Командные действия:

- организация защитных действий против эшелонированного быстрого прорыва;

– смешанная система защиты;

- противодействие применению комбинаций.

 

1. Прыжок в длину с места

Из исходного положения стоя, стопы врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой выполняется прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние.

2. Прыжок с доставанием

Используется для определения скоростно-силовых качеств. Иг­рок располагается под щитом и отталкиваясь двумя ногами прыга­ет вверх, стремясь достать рукой как можно более высокую точку на ленте с сантиметровыми делениями, укрепленную на баскетболь­ном щите. В зачет идет лучший результат из трех попыток. Пока­затель прыгучести рассчитывается по разнице между высотой доставания в прыжке и высотой доставания рукой, стоя на полу на носочках.

3. Бег 40 с

Из положения высокого старта по сигналу арбитра выполняют­ся рывки от лицевой до лицевой линии в течение 40 с. По оконча­нии времени фиксируется количество пройденных дистанций.

4. Бег 300 м, 600 м,

 

 

Цели программы

   Основная цель программы – реализация тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки, конечной целью которой является включение выпускников спортивных школ в составы команд мастеров.

Результат программы

- повышение функциональных возможностей организма спортсменов;

- совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки;

- стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на всероссийских и региональных официальных спортивных соревнованиях;

- поддержание высокого уровня спортивной мотивации;

- сохранение здоровья спортсменов.

Особые условия проведения

В спортивную школу зачисляются лица, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие отбор
в соответствии с нормативами общей физической и специальной физической подготовки, установленными
федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта баскетбол.

Материально-техническая база

Материально-техническая база включает в себя наличие: оборудования, спортивного инвентаря, а также спортивную экипировку, которые соответствуют требованиям, необходимым для прохождения спортивной подготовки, установленным Федеральным стандартом спортивной подготовки по данному виду спорта.

Стоимость

Тренировочный процесс проходит на бюджетной основе.

Видео