Кукольный театр «Балаганчик» «Лицедеи»

Данная программа является дополнительной общеразвивающей разноуровневой программой, так как предполагает обучение на стартовом уровне в течение 1 года для обучающихся в возрасте от 4 до 7 лет, и на базовом уровне в течение 3-х лет для обучающихся 12– 14 лет.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Кукольный театр «Балаганчик дополнительного образования» имеет общекультурную направленность. Здесь проявляется самостоятельность детей, их творчество, коммуникабельность. Они постигают здесь то, чего не всегда может добиться от них стандартный общеобразовательный процесс. Занятия в кукольном театре вырабатывают чувство ответственности, дисциплинируют, прививают чувство коллективизма. Процесс обучения мастерству управлять куклой может стать средством профилактики эмоциональной бедности, школой поддержки и ободрения любого человека. Театр кукол, как и всякий другой вид искусства, обладает безграничными возможностями для эксперимента и творчества. Поиск и эксперимент составляют основу существования творческого коллектива учреждения.

Кукольный театр– это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одаренности. Сегодня сценическому творчеству уделяется внимание практически в каждом российском образовательном учреждении. И это вполне закономерно. Ведь театр – это благоприятная среда для самовыражения и самореализации, позволяющая многим «найти себя», поверить в себя, преодолеть собственную робость, застенчивость, комплексы неполноценности.

преподаватели

Белова Наталья Николаевна

Расписание

среда, пятница 15.00-16.00

воскресенье 12.00-14.00

Содержание программы

1.Вводное занятие. Ознакомление с планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности. (2ч)

Теория: Введение в мир кукольного театра.

Знакомство с историей кукольного театра. Расширение и углубление представления о театре кукол. Знакомство с функциями кукольного театра. Классификация кукольных театров. Кукольный театр как часть театрального искусства. Основы театральной культуры. Сценическое действие как основа актёрского творчества. Современный отечественный театр кукол. Театр С.В. Образцова.

Практика: Дыхательные упражнения: «Насос», «Ветер», " Голоса зверей«

 

2.Виды кукол: перчаточные, тростевые, марионетки (6ч)

Теория: Знакомство с видами театральных кукол, с их устройством, изготовлением. Демонстрация кукол разных видов. Как рождаются куклы. Модерновые современные куклы. Куклы – перевертыши. Сценическая характерность и «зерно» образа. «Анатомия» куклы, глубина и тонкость психологических оттенков «живого» предмета. Знаменитые герои театра кукол.

Практика: Работа с куклой. Движение куклы.

3.Особенности работы с куклами(8ч)

Теория: Задачи, выполняемые актером-кукольником. Методика работы различных систем кукол. Формирование навыков управления куклами различных систем.

Практика: Выполнение упражнений по сценическому движению с куклами: пластическая точка, фиксация поз, прерванные и подавленные движения, посыл и отказ в пластике куклы. Обучение кукловождению. Создание пластических этюдов «руки актера» Жесты – важное средство выразительности при работе с куклой.

 

4.Экскурсия в кукольный театр.(2ч)

Мастер-класс "Работа с куклой на тростях"

Просмотр видиофильма. «Путешествие по театральным мастерским театра кукол им С.В Образцова. Знакомство со способами изготовления кукол и декораций. Участие в мастер-классе актера-кукловода, режиссера театра. «Работа с куклой на тростях». Роль музыки, спецэффектов в кукольном спектакле – театральном произведении, подтверждающим единство замысла режиссёра и актёрской игры.

 

5.Особенности театральной терминологии"(2ч)

Теория: Специфика театральной лексики. Свойства и функции театральных терминов, их классификация. Источники происхождения театральной терминологии. Термины театрального искусства с точки зрения способа образования и характера обозначаемых ими понятий. Терминологические сочетания как способ образования театральных терминов.

Практика: Театрализованная игра " Мы идём в театр"

6. Дыхание и речь. Тренинг на дыхание.(4ч)

Теория:Виды дыхания. Тренинг на правильное дыхание. Наблюдение за дыханием, переключение дыхания. Тонус дыхания, дыхательный "стиль«.

Практика:Упражнения на выработку правильного дыхания: «Осознавание дыхания», «Дыхание в ритме пульса», «Дыхание на счет» и др. Развитие навыков правильного фонационного дыхания.

 

7. Нормы и правила произношения сценической речи(4ч)

Теория: Сценическая речь: темп, тембр, громкость голоса. Правила произношения в сценической речи. Основные орфоэпические правила. Средства логической эмоционально-образной выразительности речи: интонация, пауза, темпо – ритм.

Практика: Упражнения для тренировки основных органов речи: губы, нижняя челюсть, язык, гортань. Упражнения для отработки гласных и согласных звуков.

 

8.Голос и дикция. Речевой тренинг(4ч)

Теория: Основные свойства голоса. Сила голоса, его высота, тембр, благозвучность, полётность, подвижность, тон. Гимнастика для лица. Голосовая разминка. Понятие «четкая дикция». Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов.

Практика: Упражнения на выработку чистой дикции с соблюдением правил дыхания. Работа над словом. Правильность произношения, устранение дикционных недостатков.

 

9. Развитие голосового диапазона(4ч)

Теория: Понятие «диапазон», «сильный» «слабый» голос.

Практика: Упражнения на развитие голосового диапазона и силы звучания голоса: «Стон», «Поход», «Маляр», «Этажи» и др. Приёмы для лучшего владения своим голосом.

Теория: Знакомство с темпом и тембром речи.

Практика: Отработка благозвучности голоса. Развитие мышечной свободы фонационных путей и ощущение резонанса.

 

10.Урок актерского мастерства "Виды сценической речи"(4ч)

Теория: Выразительность речи. Виды сценической речи. Развитие сценической речи. Интонационно-смысловой анализ звучащих образцов устной речи. Средства выразительности устной речи. Выразительная речь, невыразительная речь, монотонная речь. Интонация (вопросительная, повествовательная, восклицательная). Темп речи. Медленный и быстрый темп речи.

Практика: Артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие интонационного, эмоционального богатства речи.

 

11.Урок актерского мастерства "Отработка речи"(4ч)

Теория: Речь как средство воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля.

Практика: Упражнения на отработку речи. Речь в движении. Психофизическая выразительность речи: словесные воздействия как подтекст. Энергетика речи. Шкала для измерения энергетики речи. Демонстрация разных уровней. Что создаёт высокую, низкую энергетику. Отработка навыков работать на разных уровнях энергетики. Проверка самостоятельной работы, проведение упражнений на отработку речи, подготовленных самостоятельно.

 

12.Учебный тренинг "Скороговорки"(6ч)

Теория: Знакомство со скороговорным жанром. Скороговорки, работа над произношением звуков. Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, дикции на материале скороговорок.

Практика: Упражнения, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение. Проверка самостоятельной работы, проведение упражнений, подготовленных самостоятельно.

 

13. Урок актерского мастерства "Формы диалога«(6ч)

Теория: Диалог и монолог. Прослушивание отрывков из сказок Ф.Баум «Волшебник Изумрудного города», Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине», Бр. Гримм «Бременские музыканты», анализ звучащих диалогов и монологов, диагностика стиля общения.

Практика: Упражнения с использованием разных форм диалога между героями разных сказок. Управление куклами, участвующими в диалоге. Создание диалогов по предлагаемым схемам. Озвучивание диалогов. Разыгрывание диалогов по ролям.

 

14. Постановка и репетиция спектакля (12ч)

Теория: Этапы работы над кукольным спектакле. Чтение, выявление идеи, определение «сверхзадачи». Разбор по событиям. Анализ произведения, взаимоотношений действующих лиц; словесное действие в сочетании с движением куклы. Пробы на разные роли. Распределение ролей, читка слов по ролям. Ведущие выразительные средства театрализации – символ, метафора, аллегория, гипербола.

Практика: Работа над интонацией, выразительностью речи. Продолжение работы по обучению приёмам кукловождения. Отработка устойчивых навыков правильного ведения куклы. Овладение сценическим пространством. Репетиции с декорациями. Распределение технических обязанностей по спектаклю.

 

15. Музыкальное оформление спектакля (2ч)

Практика: Звуковое оформление спектакля.

Подбор музыки к характерам героев. Работа с куклами, ширмой, декорациями, музыкой. Теория: Представление о сверхзадаче. Ответственность за точное выполнение психологического рисунка роли.

 

16. Выступление со спектаклем. Текущий контроль(2ч)

Выступление со спектаклем перед детьми детского сада, в рамках педагогической практики, мероприятие "Праздник кукол".

 

17. Тренинг "Уверенность"(4ч)

Теория: Понятия "стресс, релаксация, личностный рост по процессу и по результату«.

Практика: Комплекс упражнений на эмоциональное раскрепощение. Тренировка навыков уверенного поведения в ситуациях, когда нужно оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Коррекция замкнутости. Тренировка умения брать на себя ответственность за свою часть в общей работе. Упражнения «Автопилот», «Ступеньки», «Слалом», «Событие», «Подарок» и др.

 

18.Тренинг "Выражение основных эмоций«(6ч)

Теория: Понятие «эмоции». Виды эмоций. Способы выражения основных эмоций. Саморегуляция эмоциональных состояний.

Практика: Упражнение «Властелин эмоций». Упражнения и этюды на выражение основных эмоций: удовольствия, радости, печали, грусти, гнева, страха и т.д. Упражнения, помогающие тренировать репрезентативные элементы, которые помогают выразить определенную эмоцию. Выполнение этюдов с музыкальным сопровождением.

 

19. Роль импровизации в кукольном спектакле(4ч)

Теория: Взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе. Чтение главы из книги С.В. Образцова «Всю жизнь я играю в куклы», обсуждение. Исходный и заключительный моменты импровизации. Приём «импровизация по последнему слову». Отработка навыка словесной импровизации, сохраняя контакт глазами.

Практика: Упражнения на раскрепощение сознания. Выполнение индивидуальных и групповых этюдов с элементами импровизаций с различными условиями.

 

20. Ритмопластика (4ч)

Практика: Упражнения на развитие чувства ритма и координации движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. Этюды на выразительность жеста «Расскажи стихи руками». Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений, слияние актера с куклой. Музыкально – пластические импровизации.

 

21.Учебный тренинг "Концентрация внимания«(4ч)

Теория: Сценическое внимание, различные способы концентрации внимания. Оценка способности концентрации внимания. Распределяемость и переключаемость внимания.

Практика: Упражнения на сосредоточенность мыслей, зрения, слуха на объекте. Развитие способности оперативно регулировать объем внимания. Поиск приемов борьбы с отвлечением внимания. Способность поддерживать в течение необходимого периода сосредоточенность внимания достаточной интенсивности. Развитие переключаемости, гибкости в управлении вниманием, способности быстро менять объект концентрации внимания. Упражнения «Палач», «Селектор», «Фокусировка», «Сверхвнимание», «Карусель» и др.характерность. Создание противоположных по настроению образов в группах. Понятие "мизансцена«.

Практика: Разыгрывание мизансценок с передачей противоположных образов «Пчёлка и медведь», «Паучок», «Полянка». Достижение максимального эффекта перевоплощения. Упражнения и техники на развитие искусства переживания – "вживания в роль«.

 

22.Куклы на эстраде (2ч)

Теория: Искусство кукольной агит-эстрады. Пародийные романсы с куклами. Взаимодействие в современном театре приёмов и методов разных видов искусства: живопись, свет. Новые аудио-видео и компьютерные технологии. Художественный образ – категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством. Слово и пластика как средства создания художественного образа.

Практика:

23.Подготовка номера с ростовой куклой(10ч)

Теория: Постановка и репетиция эстрадной миниатюры с использованием ростовой куклы. Определение идеи постановки. Сценическая задача и ее элементы. Композиционное построение сценария миниатюры. Отработка движений. Подбор музыки.

Практика: Выступление с миниатюрой.

 

24.Тренинг «Воображение». Создание этюдов – фантазий с куклами. Текущий контроль (4ч)

Теория: Офантазирование предметов. Игры, направленные на совершенствование воображения, эмоций, нравственных представлений, развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы. Понятие «внутреннего зрения». Острота

 

25.Тренинг "Групповые контрасты«(2ч)

Теория: Характер и понимание «внутреннего зрения». Проверка самостоятельной работы.

Практика: Демонстрация этюдов – фантазий, созданных самостоятельно.

 

26.Урок актерского мастерства "Имитация"(2ч)

Теория: Имитация – искусство подражать чему – либо. Способы воспроизведения с возможной точностью.

Практика: Имитационные речевые упражнения. Театрально – творческие учебные упражнения и игры на действия с воображаемыми предметами. Этюды на предлагаемые обстоятельства.

 

27.Подготовка миниатюры с куклами(4ч)

Теория: Постановка и репетиция миниатюры с использованием кукол. Идейно – художественный и композиционный замысел. Музыкальное оформление миниатюры. Распределение ролей. Работа над интонацией, выразительностью речи. Продолжение работы по обучению приёмам кукловождения.

Практика: Выступление с миниатюрой.

 

28.Урок актерского мастерства "Сценическое внимание"(4ч)

Теория: Органическое сценическое внимание.

Практика: Упражнения на сосредоточенность мыслей, зрения на объекте. Концентрация внимания, не смотря на внешние раздражители. Проверка самостоятельной работы, проведение упражнений на выработку сценического внимания.

 

29. Тренинг "Специфика сценического движения«(4ч)

Теория: Организация движения во времени и пространстве. Отработка движений, схем взаимодействий кукол на сцене. Плавное хождение куклы на сцене. Отработка появления и ухода персонажа. Дистанция между главными персонажами. Взаимодействие персонажей. Сочетание движения куклы со словесным действием. Обучение движению за ширмой.

Практика: Театрально – творческие учебные упражнения на освоение сценического пространства, развития пластической выразительности, двигательных способностей.

 

30. Постановка и репетиция кукольного спектакля (20ч)

Практика: Работа над кукольным спектаклем. Чтение, выявление идеи, определение «сверхзадачи». Поиск мизансцен – мест нахождения действующих лиц в каждый отдельный момент. Пробы на разные роли. Распределение ролей, читка слов по ролям. Работа над интонацией, выразительностью речи. Овладение сценическим пространством. Репетиции с декорациями. Обсуждения, замечания. Доработка отдельных сцен. Распределение технических обязанностей по спектаклю.

 

31. Музыкальное оформление спектакля (2ч)

Теория: Звуковое оформление спектакля. Подбор музыки к характерам героев. Работа с куклами, ширмой, декорациями, музыкой. Представление о сверхзадаче. Ответственность за точное выполнение психологического рисунка роли. Монтирование декораций, проверка готовности всех компонентов: музыки, бутафории, декораций.

Практика: Генеральная репетиция.

 

32. Работа рассказчика перед ширмой и за ширмой(2ч)

Теория: Стиль, форма поведения рассказчика перед ширмой. Движения рассказывающего возле лицевой стороны ширмы. Общение рассказчика с аудиторией зрителей. Вовлечение зрителя в действие. Изменение стиля поведения рассказчика в зависимости от возраста зрителя. Работа рассказчика за ширмой. Заключительный выход актеров на представлении публике в конце спектакля.

 

33. Выступление со спектаклем. Текущий контроль(2ч)

Практика: Выступление со спектаклем " " перед детьми детского сада.

 

34. Урок актерского мастерства «Создай свой образ» (8ч) Самостоятельная работа

Теория: Художественный образ – категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством. Творчество, творец – субъект творческого процесса. Развитие умений самостоятельной творческой деятельности. Практика: Создание собственных этюдов на воспроизведение отдельных черт характера.

35. Постановка концертного номера.(36ч.)

Теория: Понятие концертный номер. Выбор сюжета номера.

Практика: Рисование эскизов кукол. Изготовление кукол для номера. Репетиции. Подбор музыкального сопровождения.

36. Выступления. (6ч)

37.Подведение итогов. Итоговый контроль(2ч)

Практика: Демонстрация итогов самостоятельной творческой деятельности детей на отчетном мероприятии. Фиксация в листах оценки умений результатов деятельности, определение уровня сформированности основных компетентностей, исходя из умений

Цели программы

Создание условий для формирования коммуникативной, креативной личности, способной управлять театральной куклой и организовать кукольное представление на сцене.

 

Результат программы

Содержание программы, формы и методы работы позволяют достичь следующих результатов:

Внешние результаты деятельности:

-выступление со спектаклями для детей дошкольных и школьных образовательных учреждений в рамках каникул;

-демонстрация художественных номеров с использованием кукол на мероприятиях МУ "ДДТ".

- выступления перед родителями.

Внутренние результаты деятельности:

- формирование у детей следующих компетентностей:

Информационной компетентности:

- умение осуществлять поиск информации;

- умение систематизировать информацию;

- умение оценивать информацию;

- умение анализировать информацию;

- умение обобщать информацию;

-умение формулировать и задавать вопросы.

Коммуникативной компетентности:

- умение вести вербальное и невербальное общение;

- умение строить взаимодействие;

- умение вести диалог;

- умение владеть речеведческой культурой;

-умение самостоятельно договориться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с задачей, поставленной перед группой.

Эстетической компетентности:

-умение презентовать свою деятельность;

-умение создавать продукт творческой деятельности;

-умение выбрать приемы, методы для самовыражения;

-умение придать результатам своего труда особые эстетические качества;

-умение вести самостоятельную творческую деятельность.

Управленческой компетентности:

-умение мотивировать в группе;

-умение прогнозировать результаты деятельности в группе;

-умение организовать деятельность;

-умение корректировать ход деятельности в группе;

-умение оценить вклад члена команды в общее дело.

Особые условия проведения

Особенности организации образовательного процесса по данной программе обусловлены соответствием учебному плану. Группа детей сформирована по принципу разновозрастной группы, которая является основным составом объединения.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

· Кабинет для занятий, актовый зал, оборудованный зеркалами.

· Мультимедийное оборудование: компьютер, телевизор, DVD-проигрыватель, музыкальный центр.

· Краски, цветные карандаши, альбомы, пластилин, клей, бумага.

· Элементы костюмов и декораций.

· Театральные куклы: планшетные, пальчиковые, перчаточные, тростевые, ростовые.

Стоимость

0 рублей