Кукольный театр "Балаганчик" 2022-2023 стартовый уровень

Данная программа является дополнительной общеразвивающей, предполагает обучение на стартовом уровне в течение 1 года для обучающихся в возрасте от 4 до 7 лет.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Кукольный театр «Балаганчик» разработана в соответствии и обусловлена требованиями современного общества к развитию и воспитанию подрастающего поколения, решением проблем адаптации ребенка в социуме, в частности, адаптации среди сверстников и взрослых.

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей детей, которые не всегда удается рассмотреть на занятиях в ДОУ и начальной школе.

Занятия театральным творчеством, синтетический характер театрального искусства, коллективность и игровая природа театрального творчества помогают снять зажатость и комплексы, эмоционально раскрепостить детей, лучше адаптироваться среди сверстников и взрослых, активизировать познавательный интерес и устойчивую мотивацию к учебной деятельности.

преподаватели

Белова Наталья Николаевна

Расписание

среда, пятница 18.00-19.00

Содержание программы

1. Вводное занятие. (1ч)

Теория: Знакомство с детьми. Как мы знакомимся. Игра «Знакомство» (по кругу). Игра «Вежливые слова». Правила поведения и техника безопасности на занятиях (работа с ножницами).

Особенности занятий в театральном объединении. Игра «Нос, пол, потолок». Игра «Расскажи о себе». Рисуем автопортрет (в альбоме).

2. Азбука театра. (6ч)

2.1.Кукольный театр как вид искусства. (1ч)

Повторение игры «Нос, пол, потолок». Игра «Капитаны». Теория: Что такое искусство. Беседа «Кукольный театр как вид искусства» с демонстрацией видеофильма (презентации). Отличительные особенности кукольного театра от других видов искусства. Что ты знаешь о кукольном театре? Был ли ты в кукольном театре, на каком спектакле? Что тебе запомнилось, твои впечатления от посещения кукольного театра? Игра «Найди пару» («Символы искусства»). Школа -Театр. Актер-Учитель. Актер-Ученик. Найди общее, сравни.

Театральный словарик: Кукольный театр. Актер.

Беседа " Дети и проблемы дорожной безопасности«

2. 2. История кукольного театра. (1ч)

Теория: Повторение упражнения «Капитаны». Игра «Запрещенное движение». Как вы думаете, когда появился кукольный театр. Просмотр в/ф или презентации «Происхождение кукольного театра». Игра-танец "Охотники«.

Практика: «Рисуем маску» (в альбоме).

Театральный словарик: Маска.

2.3. Виды театров. (1 ч)

Практика: Повторение упражнения «Запрещенное движение». Новая игра «Поймай хлопок». Просмотр в/ф или презентации "Виды театров«.

Теория: Особенности и отличия разных видов театра. Игра «Собери пазл» («Лабиринт») (по группам). Театры в нашей области: кукольный театр, драматический театр. Игра «Найди картинки по описанию» (по группам). Театр-экспромт.

Театральный словарик: «Опера», «Балет», «Драматический театр», "Кукольный театр".

2. 4. Этикет в театре. (1ч)

Практика: Повторение упражнений "Поймай хлопок«.

Теория: Беседа «Что такое этикет». Просмотр в/фильма (беседа) «Культура поведения в театре. Основные правила этикета в театре». Игра "Что мы возьмем в театр«.

Стихотворение А.Барто «В театре». Обсуждение: что «правильно», что «не правильно». Составляем памятку театрального зрителя.

Театральный словарик: Этикет. Премьера. Афиша. Билет. Программка.

2.5. – 2.6. Театральная кукла.(2ч)

Теория: Театральная кукла Петрушка. Виды театральной куклы.

Практика: Ознакомление детей с принципами управления театральной куклой.

3. Раздел «Театральная игра». (4ч)

3.1. «Мир эмоций». (1ч)

Теория: Эмоции. Как я воспринимаю мир.

Практика: Игры и упражнения на эмоциональный настрой: «Улитка», «Барометр настроения», «Добрый бегемотик», «Покажи эмоции различных персонажей», "Мои эмоции«.

Фольклорные игры: «Дударь», «Коза», "Пузырь«.

3.2. «Я и мы». (1ч).

Теория: Театр-коллективное творчество.

Практика: Упражнение: "Клубок«.

Коллективное взаимодействие: упражнения «Перестроение» (круг, квадрат, треугольник, линия), «Скульптура», "Картина«.

Театр-экспромт.

3.3. «Страна Вообразилия». (1ч)

Теория: Что умеет актер и что необходимо знать каждому человеку. Средства образной выразительности. Просмотр в/фильма.

Роль внимания, воображения и памяти для актера.

Практика: Игровой тренинг:

На внимание: «Что ты слышишь», «Дружные звери», «След в след», «Зеркало», «Невидимая нить», "Совушка«.

На развитие воображения: «Дорисуй картинку», «Волшебные кляксы», «Волшебная палочка», "Ассоциации«.

На развитие памяти: «Фотограф», «Угадай», "Баранья голова«.

3.4. «Мир вокруг меня». (1ч)

Теория: Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Пластика живого и неживого мира. Выражение настроения через мимику, жесты, походку. Просмотр в/фильма.

Практика: Игровой тренинг (ритмопластические упражнения и импровизации):

"Муравьи«, «Кактус и Ива», «Пальма», «Мокрые котята», "Конкурс лентяев".

"Марионетки«, «В Детском мире», «Шалтай-болтай», «Зернышко», «Цыплята», «Кто на картинке», "Звезда«.

Пластические импровизации: «Осенние листья», «От зернышка к колосу». "Котята".

4. Техника и культура речи. (3ч)

4.1. Культура речи. (1ч)

Теория: Речь актера и речь в жизни. Для чего нужна правильная, красивая речь.

Как образуется голос. Строение голосового аппарата.

Беседа по ПДД " Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественных местах«

4.2.Учимся правильно говорить. (2ч)

Практика: Дыхательная гимнастика. Упражнения: «Игра со свечой», «Мыльные пузыри», «Мячик и насос». "Цветок«.

Тренируем артикуляцию и дикцию. Артикуляционная гимнастика для языка, губ, челюсти.

Дикционные упражнения. Гласные «И, Э, А, О, У, Ы». Согласные "Б-П, В-Ф, Г- К, Д-Т, З-С, Р-Л-М-Н".

Чистоговорки и скороговорки. Потешки, небылицы. Игры со словами. "Рисуем скороговорку«.

Стихи А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака, С.Черного, Д.Хармса и др. Работа над выразительностью речи. Инсценировки стихотворений. Показ. Обсуждение работ.

5. Раздел Творческая мастерская «Наш Кукольный театр». (55ч)

5.1.-5.3. Выбор литературного произведения (сказки) для кукольной постановки. (3ч)

Теория: Чтение литературного произведения (стихотворения, сказки в стихах, пьесы в стихах). О чем произведение? Пересказ.

Практика: Игры «Составь картинки», «Сложи цепочку» (последовательность событий).

Беседа по ПДД " Юные пешеходы"

Стихотворения С. Маршака, Б. Заходера, Я. Бжехвы, К. Чуковского. Русские народные сказки (Курочка Ряба, Колобок, Теремок)

 

5.4. Викторина по сказкам.(1ч)

( Теория)

5.5.- 5.13.Работа над ролью.(9ч)

Практика: Работа над постановкой голоса. (Дикционные упражнения, скороговорки, потешки). Голосовые модуляции (детей, взрослых, зверей). Выразительное чтение.

Беседа по ПДД "Дети пассажиры«

5.14. – 5.25. Сценическое оформление. (10ч)

Теория: Средства сценической выразительности. Декорации, музыка.

Практика: Рисуем (лепим) сказку. Придумываем образ героя. Защита. Вернисаж работ «Мой персонаж». Выбор материалов для изготовления простейших декораций (деревья, дома). Изготовление декораций. Выбор материалов для изготовления кукол. Изготовление простейшей пальчиковой куклы (на основе тенисного шарика – голова). Техника папье-маше. Изготовление одежды для куклы. Выставка работ " Моя первая кукла".

Беседа по ПДД "ДТП, причины и последствия"

" Профилактика ДТП"

5.26 – 5.54 Работа над кукольной постановкой. (30ч)

Теория: Речь персонажей. Пластика персонажа. Взаимодействие персонажей. Репетиция с музыкой и декорациями. Уроки кукловождения.

Практика: Работа на ширме. Речевая гимнастика. Закрепление навыков жестикуляций физических действий куклы. Генеральная репетиция.

Беседа по ПДД " Культура поведения пешехода, пассажира, водителя"

5.55. Показ кукольного спектакля. (2ч)

Практика: Показ сказки зрителю. Обсуждение постановки. Что получилось, что не получилось. Мои первые впечатления. Рассказ-сочинение "Моя первая роль«.

6. Посещение кукольного театра.(2ч)

7. Итоговое занятие. (1ч)

Практика: Конкурсно-игровая программа «Театральная маска»: творческие конкурсы, задания, игры.

Лучшие творческие работы за год: «Лучший знаток театра», «Мистер (мисс) Фантазия», «Мистер (Мисс) эмоциональность», «Мистер (Мисс) Артистизм», «Лучший чтец». " Лучшая кукла".

Подведение итогов работы за год. Награждение. Анкетирование.

Цели программы

Цель программы

формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация их свободного времени (Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1); мотивация личности к познанию, творчеству, труду, искусству (Концепция развития дополнительного образования детей), а также создание условий для развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей средствами театральной педагогики.

Результат программы

Содержание программы, формы и методы работы позволяют достичь следующих результатов:

Формирование ценностного отношения к социальной реальности: Получение ребенком опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, культура)

Личностные результаты

· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

· ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам нравственного, этического поведения;

· уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

· эстетические потребности, ценности и чувства.

Метапредметные результаты

· понимать и принимать образовательную задачу, сформулированную педагогом;

· планировать свои действия на отдельных этапах работы над инсценировкой, пьесой;

· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью педагога позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Коммуникативные результаты

· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

· учиться выражать свои мысли;

· учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

· овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении поставленной задачи.

Познавательные результаты:

· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, чтении по ролям и инсценировании.

· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

· учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя литературу.

Предметные результаты:

· Определять и различать виды театрального искусства;

· Владеть основами зрительского этикета;

· Владеть навыками работы над голосом;

· Управлять своим вниманием;

· Четко формулировать свои мысли;

· Выстраивать логическую цепочку поведения персонажа;

· Применять полученные исполнительские навыки в работе над сценическим образом.

К концу обучения дети должны знать:

· Как появился кукольный театр, его особенности.

· Основные театральные термины.

· Правила зрительского этикета.

· 7-10 скороговорок.

· 2-3 стихотворения.

· Что такое этюд.

Учащиеся должны уметь:

· Выполнять упражнения речевого тренинга.

· Выполнять индивидуальные задания, не реагируя на сигналы из внешнего мира.

· Выполнять упражнения по памяти физических действий по выбору ребенка.

· Передать пластическую форму живой природы, предмета через пластику собственного тела.

· Использовать необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память.

· Сочинять простейший диалог.

· Овладеть простейшими навыками кукловождения.

Особые условия проведения

В творческое объединение принимаются все желающие.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

· Кабинет для занятий, актовый зал, оборудованный зеркалами.

· Мультимедийное оборудование: компьютер, телевизор, DVD-проигрыватель, музыкальный центр.

· Краски, цветные карандаши, альбомы, пластилин, клей, бумага.

· Элементы костюмов и декораций.

· Театральные куклы: планшетные, пальчиковые, перчаточные, тростевые, ростовые.

Стоимость

0 рублей