Родничок. ( на базе МОУ "Туровская ООШ")

Данный специализированный курс имеет научно – практическую ориентацию на интегрированное изучение лесных систем, помогает лучше узнать природу родного края и формирует навыки исследовательской и природоохранной деятельности.

В программе используется функциональный подход при рассмотрении живых организмов и многообразия органического мира. Функциональный подход позволяет обосновать необходимость сохранения биологического разнообразия и защиты окружающей среды. Применение функционального подхода повышает эффективность формирования понятия о лесе как структурном компоненте биосферы и его ресурсном значении.

преподаватели

Васильева Ирина Сергеевна

Расписание

Занятия проходят на базе МОУ "Туровская ООШ", два раза в неделю: понедельник среда, продолжительность занятий 2 часа 

Содержание программы

Вводное занятие (2ч.).

Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу.

Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников в деле охраны леса и зеленых насаждений. Знакомство с положением о школьном лесничестве, выборы  актива.   

1. Праздник «День работника леса» (поздравительные открытки, плакат, встреча с ветеранами лесного производства).

2. «Неделя леса и сада». Посадка деревьев  в дендрарии.

Раздел 1. Лес и его значение (12ч.)

Тема 1.1. Лес – основной компонент окружающей среды

 

Тема 1.2. Леса  Подмосковья, их экологическое и хозяйственное значение (2ч). Группы лесов по режиму хозяйственного значения.

Тема 1.3. Лесная кладовая. Пищевые и лекарственные растения. 

Раздел 2. Лесоводство (26ч.)

Тема 2.1. Лес как природная система. Лес – сложное растительное сообщество. Основные элементы и признаки леса (древостой, подрост, подлесок, живой напочвенный покров). Лесные ярусы (2ч)

Тема 2.2. Лесные обитатели. Лесные звери. Зимующие, кочующие и перелетные птицы. Биологические особенности животных леса. Поведение животных. Приспособление животных к обитанию в лесах различных групп. Муравьи – санитары леса (3ч).

Тема 2.3. Типы лесов  в Подмосковье. Смешанные, хвойные, мелколиственные и широколиственные леса. Биологические особенности основных древесных пород  (3ч).

Тема 2.4. Смена пород в лесу. Первичные и вторичные леса. Смена пород в результате пожара, сплошных рубок. Смена сосны елью. Смена сосны березой и осиной (2ч).

 

 

Раздел 3. Основы экологии (18ч.)

Тема 3.1. Что изучает экология (2ч).

Тема 3.2. Законы экологии (3ч).

Тема 3.3. Экологические факторы(3ч).

Практическая работа (10ч). Определение кислотности снега. (2ч).
2. Выявление химических загрязнений на снегу. (2ч).

3. Оценка качества воды(2ч).

4. Анализ суммарной запыленности воздуха.
Экскурсия с целью обследования местности . (2ч).

 

Раздел 4. Лесовосстановление (18ч).

Тема 4.1. Возобновление леса – естественное и искусственное. Семенное и вегетативное размножение. Факторы, способствующие возобновлению леса. Роль животных в распространении семян. Посадка леса (2ч).

Тема 4.2. Выращивание лесного посадочного материала (сеянцы, саженцы, черенки). Лесные питомники их назначение (2ч). 

Раздел 5. Охрана природы. (24ч.)

Тема 5.1.Охрана окружающей среды и ее значение для народного хозяйства. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду (2ч).

Тема 5.2. Роль зеленых насаждений и озеленения. Создание искусственных растительных сообществ (2ч).

Тема 5.3. Редкие растения и их охрана. Растения, занесенные в Красную книгу МО. Причины исчезновения растений (2ч).

Тема 5.4. Редкие животные и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу и Черную тетрадь. Роль искусственных гнезд. Значение зимней подкормки птиц (2ч).

Тема 5.5. Особо охраняемые территории МО (заповедники, заказники, памятники природы, национальные и природные парки (2ч).

 

6. Фенологические и метеорологические наблюдения в природе (10ч).

Тема 6.1. Значение наблюдений за погодой и природными явлениями. Фазы развития растений. Поведение животных. Народные приметы. Главнейшие объекты для фенологических наблюдений (2ч).

 

Раздел 7. Полевые практики (12ч).

 

Раздел 8.  Дорожная азбука (8ч).

 

Практическая работа. Оказание первой медпомощи. Правила хранения лекарств и обращение с ними.

9. Дополнительные мероприятия (12ч).

(выставки,  праздники, мероприятия, слеты – конкурсы юных лесоводов и экологов, конференции и т.д.).

10. Итоговое занятие (2ч).

Цели программы

Развитие познавательного интереса учащихся к лесу, как одной из важнейших экосистем на Земле, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов. 

Результат программы

Данный специализированный курс имеет научно – практическую ориентацию на интегрированное изучение лесных систем, помогает лучше узнать природу родного края и формирует навыки исследовательской и природоохранной деятельности.

К концу первого года занятий обучающиеся будут знать:

- общие сведения о лесе, основные элементы и признаки леса;

- основы лесоводства и лесоразведения;

- региональные проблемы охраны природы;

- особо охраняемые природные территории и памятники природы.

Уметь:

- сравнивать типы лесов по лесорастительному покрову;

- распознать древесные и кустарниковые породы;

- наблюдать изменения в природе, изменения среды обитания под влиянием деятельности человека;

- определять виды древесных, кустарниковых и травянистых растений;

- определить лекарственные растения и организовать их сбор;

- использовать знания в решении экологических проблем и в природоохранной деятельности.

- понимать значение леса в природе и жизни человека;

- обосновать значение биоразнообразия;

- сравнивать различные типы леса;

- обосновать потребность в лесоразведении;

- выращивать посадочный материал в открытом/закрытом грунте;

- осуществлять природоохранные мероприятия;

-представлять результаты исследовательской деятельности;

- определять классы пожарной опасности в лесу.

 

К концу второго года занятий обучающиеся будут знать:

- экологию леса;

- нормы охраны труда и техники безопасности, санитарные правила в лесах;

- общие требования пожарной безопасности в лесах.

 

Уметь:

- определять основных лесных зверей, птиц;

- выявлять лесные нарушения.

 

К концу третьего года занятий обучающиеся будут знать:

- классификацию и типологию леса;

- виды и задачи рубок ухода;

- основные проблемы охраны живой природы и пути сохранения ее разнообразия;

Уметь:

- отводить рубки ухода и санитарные рубки;

- вести исследования в области лесоводства и экологии.

Особые условия проведения

Для освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы особых условий не требуется.

Материально-техническая база

Плакаты и таблицы:

· календарь сроков цветения и сбора семян основных древесных и кустарниковых пород;

· техника безопасности при сборе плодов и семян с растущих деревьев;

· виды зеленых насаждений;

· типы птичьих домиков;

· наиболее распространенные грибы (съедобные и ядовитые);

· болезни леса;

· охрана лесов от пожаров;

· виды лесных пожаров;

Образцы и коллекции 

· набор семян древесных и кустарниковых пород;

· образцы повреждений насекомыми и болезнями стволов, побегов, почек, листьев, хвои;

· гербарии основных лесообразующих пород;

· гербарии лекарственных растений;

· коллекции шишек основных лесообразующих пород;

· муляжи основных видов съедобных и ядовитых грибов.

Инструменты и оборудование:

для сбора гербария: гербарные папки, гербарные сетки, лупы;

Измерительные приборы и инструменты:

мерные ленты, рулетки, компасы, мерная вилка, высотомер, полнотометр, буссоль,

Оргтехника:

· ноутбук;

· мультимедийный проектор;

· телевизор;

· аудио- и видеомагнитофон;

Стоимость

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется на бюджетной основе.