Атлетическая гимнастика базовый

Дополнительная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

"Атлетическая гимнастика"

(базовый уровень)

 

Возраст обучающихся: от 12 до 18 лет

Срок реализации: 1 год

преподаватели

Знаменский И.А.

Расписание

-

Содержание программы

В последнее десятилетие, (из-за слабых знаний в области анатомии человека, физкультуры и спорта, недостатка двигательных умений и навыков), морфофункциональная, физическая подготовка детей-подростков значительно снизилась, что привело за собой к определенным проблемам в тренировочном процессе. И основной проблемой является слабо развитый мышечный корсет ребенка, следствие – большая вероятность искривления позвоночника. Если в 90-е годы дети приходили в секцию уже более – менее подготовленными (имели необходимые теоретические знания, физические навыки и умения в таких упражнениях как: подтягивание на перекладине, отжимание на брусьях), то сейчас ситуация стала намного хуже. Многие из детей не могут не то что подтянуться на перекладине, но и отжаться от пола, в положении упор лежа.

Оказывается, на уроках физкультуры, из-за нехватки специального инвентаря, мало уделяется внимание развитию таких физических качеств, как сила и гибкость. В школьной программе, можно сказать, полностью отсутствует раздел «спортивная гимнастика», который, как раз и мог бы решить эти задачи. По этой причине в секции атлетической гимнастики, приходится много времени уделять упражнениям на коррекцию осанки и увеличению подвижности в суставах, что соответственно занимает немало времени, я уж не говорю о необходимости и в теоретических занятиях. Ведь без этого, у тренера может возникнуть ряд проблем связанных с принципом – не навреди. Вследствие чего была разработана дополнительная общеразвивательная программа по атлетической гимнастике для детей 6-11 классов. Она может помочь тренеру в решении проблем развития мышц не только для коррекции осанки, но и повышении, и развитии физической и специальной подготовки, морально – волевых, физических и нравственных качеств, приобретении необходимых знаний в области физкультуры и спорта, воспитание гармонично развитой личности.

Атлетическая гимнастика – система разносторонних силовых упражнений, направленных на развитие силы, формирование пропорционально – развитой фигуры, правильной осанки и укрепление здоровья. Предметом обучения является двигательная деятельность общеразвивающей направленности. В процессе овладения этой деятельностью совершенствуются не только физические природные данные, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.

Цели программы

Целью программы является: приобщение к общечеловеческим ценностям и воспитание всесторонне развитой личности с ориентацией на здоровый образ жизни.

Результат программы

Содействовать приобретению знаний в области физической культуры углубленных знаний отдельных тем и разделов анатомии человека, физиологии спорта, биомеханики и методики тренировки атлетической гимнастики;
выявить и развивать детей и их возможности;
развить психические и физические качества, такие как волю и целеустремлённость в достижении поставленной цели, трудолюбие, внимание, быстроту реакции, силу, гибкость, координацию и т.п.;
развить способность к самостоятельному планированию своей деятельности;
развить наблюдательность и самооценку;
формировать культуру общения, взаимопомощи и ответственности;
формировать устойчивый интерес, потребность в физической культуре.
Данная программа опирается на принципы гуманистической педагогики, основными из которых являются:

принцип учёта возрастных особенностей;
принцип доступности и последовательности;
принцип научности (на основе современных научных данных);
принцип индивидуализации;
принцип актуальности;
принцип вариативности;
принцип результативности.

Особые условия проведения

-

Материально-техническая база

Для реализации программы курса атлетической гимнастики необходимо наличие специализированного спортивного зала и его современное материально-техническое обеспечение.

Преподаватель по атлетической гимнастике должен иметь специальное образование и владеть педагогическим мастерством на базе всей совокупности знаний из области педагогики, детской и юношеской психологии, психологии спорта, общей и спортивной физиологии, спорт медицины, лечебной физической культуры, а также теории и методики физического воспитания.

Занятия в группах атлетической гимнастики необходимо проводить с учётом возрастных и морфофункциональных особенностей занимающихся. Теоретический материал можно давать учащимся не только в специально отведённое время, но и непосредственно в процессе практических занятий. Материал распределяется по годам, чтобы избежать повторений. Если же повторения неизбежны, то тему необходимо прорабатывать более углублённо.

Учебно-тренировочные занятия строятся по общепринятой схеме. Не следует проводить тренировки очень напряжённо. Нет необходимости часто сдерживать и предъявлять к занимающимся такие же требования в отношении соблюдения дисциплины, как и к взрослым.

Надо стремиться, чтобы учащиеся чувствовали удовлетворение от занятий и стремились придти на них снова. В то же время нельзя допускать разболтанности и непослушания.

Необходимо помнить, что основная задача учащихся – учиться. Занятия же атлетической гимнастикой должны не только укреплять здоровье и физически развивать, но и помогать в учёбе и трудовой деятельности.

При проведении практических занятий, помимо решения основной задачи, необходимо обязательно включать разнообразные упражнения по общей и специальной физической подготовке, а так же добиваться образования правильных двигательных навыков с самого начала изучения техники упражнений.

Задачи ставить соответствующие их морфофункциональному, физическому развитию и технической подготовленности. Лучшим методом обучения является квалифицированный показ в сочетании с объяснением, просмотром плакатов, учебных кинофильмов, видеороликов, телевизионных передач.

Занятия общей и специальной подготовкой должны обеспечить необходимый уровень физических качеств: силы, быстроты, ловкости, а в дальнейшем силовой и общей выносливости, при этом важно обратить

внимание при выполнении упражнений на умение расслабляться, не закрепощать те мышечные группы, которые в данном движении участия не принимают. Такие навыки создадут условия для формирования правильной техники выполнения упражнений.

Занятия по атлетической гимнастике необходимо сочетать с занятиями и другими видами спорта (аэробикой, элементами гимнастики). Эти тренировки должны быть направлены, прежде всего, на общее физическое развитие, на развитие физических способностей, которые необходимы для всестороннего повышения функциональных возможностей организма, обогащаясь тем самым разнообразными навыками – как сходными с навыками избранного вида спорта, так и отличными от них. Всё это создаёт предпосылки для совершенствования в избранном виде спорта. Они проводятся на протяжении всего года обучения, вес таких занятий зависит от биологического возраста учащихся, их физической подготовки, времени года и периода тренировки.

Руководитель атлетической гимнастики должен уметь правильно оценивать нагрузку, которую испытывают учащиеся. Вовремя заметить признаки переутомления и своевременно предотвратить чрезмерное перенапряжение. Так как, под влиянием азарта, стремясь не отстать от товарищей, ребята часто выполняют непосильные для себя упражнения, заставляют себя показывать хорошие результаты вопреки сильному утомлению, за счёт мобилизации всех сил с нарушением техники, что нередко может привести к травме или негативным последствиям.

Нормирование нагрузки определяется степенью снижения работоспособности после тренировочных занятий (чем больше времени потребуется на восстановление работоспособности, тем большее воздействие на организм оказывает та или иная нагрузка).

Необходимо также помнить, что каждое упражнение, направленное на развитие какого- либо двигательного качества (силы, быстрой силы, ловкости, гибкости, силовой и общей выносливости) оставляет за собой след различной продолжительности в виде изменяющейся работоспособности.

Нагрузка должна определяться на основе реакции организма, возникающей после тренировочных занятий или продолжительности восстановления работоспособности к данной нагрузке, например:

к малым нагрузкам можно отнести те упражнения, после которых восстановление работоспособности к данной работе наступает в этот же день (силовые упражнения с малыми весами и в малом объёме, упражнения на развитие гибкости, координации, изучение элементов техники);
к средним нагрузкам следует отнести те упражнения, после которых восстановление работоспособности к данной работе наступает на следующий день (силовые упражнения в среднем объёме);
к большим нагрузкам следует отнести те упражнения, после которых восстановление работоспособности наступает не ранее второго дня (силовые упражнения большого объёма и высокой интенсивности);
к предельным нагрузкам следует отнести те упражнения, после которых восстановление работоспособности наступает не ранее, чем через 3-4 дня.
(Участие в соревнованиях при условии, что на следующий день такие нагрузки не оказывают отрицательного влияния на учёбу в школе). Такие нагрузки могут быть не чаще одного раза в 3-4 недели;
к чрезмерным нагрузкам относятся такие нагрузки, после которых на следующий день наблюдается общая вялость, сонливость, наблюдаются объективные изменения со стороны сердечнососудистой системы и органов дыхания, что отрицательно сказывается на учёбе в школе. Применение таких нагрузок нецелесообразно и вредно для здоровья.
При проведении занятий атлетической гимнастикой педагог должен знать объективные и субъективные показатели утомляемости занимающихся и уметь ее определять, руководствуясь существующими критериями. Для решения задачи правильного дозирования нагрузок, а также повышения качества тренировочного процесса большое значение имеет хорошо организованный контроль и учёт. Он способствует определению наиболее эффективной методики тренировки и выявлению отрицательных и положительных сторон её, что позволит своевременно внести необходимые поправки в план занятий. Контроль осуществляют руководитель занятий (педагогический контроль), врач (врачебный контроль) и сам занимающийся атлетической гимнастикой (самоконтроль), которому предлагается вести индивидуальный дневник тренировки.

Стоимость

-