Изодеятельность «Импровизация»

Данная программа "ИМПРОВИЗАЦИЯ«рассчитана на 7 лет обучения. Состоит из трех уровней сложности:стартовый, базовый и продвинутый. Включает в себя изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств : изобразительных – живопись, графика, скульптура ; конструктивных -архитектура, дизайн; различных видов декоративно- прикладного искусства -традиционного крестьянского и народных промыслов.

Возраст детей- от 5 до 16 лет, программа многоуровневая (многоступенчатая) и модульная. Особенности данной программы заключаются в следующем: многоуровневая -значит для детей на каждый год ставятся определенные задачи и рассматриваются их результаты. Но внутри каждого года обучения существуют уровни (дифференциация): 1-й уровень -это так называемый старт (узнавание,понимание,изучение – темы, техники, приемов,элементов и т. д.). 2-й уровень-репродуктивный (по образцу) и частично продуктивный.

Обучение детей на занятиях проходит по программе с передвижными модулями и по уровню развития детей : если ребенок обладает большим количеством данных, знаний и способностей – ему предлагается тема с более сложными заданиями ; если он справляется с заданием –он может научить и другого. В работе над различными темами предлагается вариативность: например: натюрморт учащиеся могут выполнить в разных техниках, выбирая разные материалы (техника мазка, акварельная живопись, декоративное выполнение работы, стилизация предметов и образов). Или предлагается выполнить коллективную творческую работу (проект) например: в технике коллажа на тему «Маскарад или карнавал». Каждый обучающийся из группы причастен к этой теме, но каждый из них вносит свой дизайн в данную тему: один –выполняет аппликацию из разнофактурной бумаги; другой выполняет элементы в технике лепки, третий- в технике мозаики с бусинами или блестками, четвертый- делает элементы в технике аппликации из кусочков ткани и т д. Каждый ребенок подходит индивидуально и творчески к данному проекту, но вместе они делают общее,коллективное дело.

преподаватели

Скиба Наталия Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Расписание

Формы и режим занятий.

При проведении занятий по изобразительному искусству применяется групповая форма работы с детьми. Учащиеся объединены в группы по возрастным показателям, индивидуальная, работа по группам определенной направленности, индивидуальный маршрут.

 

Стартовый уровень- (6-16 лет).

Базовый уровень-(7-16лет). 1- й год- обучения (7-9лет);2-й- год(10-13лет);3-й год обучения(14-16).

Продвинутый уровень-(9-16 лет.) 1-й год обучения-(9-12лет); 2-й год обучения –(10-13 лет);3-й год обучения(14-16лет).

 

Количество учебных занятий на одну группу: Стартовый уровень обучения −144 уч.часа 2раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность одного занятия – 30 мин., с10-15минутными перерывами между занятиями);

Базовый, продвинутый

С1 по 3 год обучения количество занятий на одну группу – 144 уч. Часа, 2 раза в неделю по 2 академических часа ( продолжительность занятия 45 мин)

Содержание программы

Программа по изобразительному искусству в дополнительном образовании имеет более широкий спектр и более широкое поле деятельности, чем работа по предмету в школе. Она рассчитана для детей, желающих дополнительно заниматься изобразительным искусством,которые имеют огромное желание научится-это один из главных факторов. Ведь когда есть большое желание – можно научится всему даже без природных данных."Желание и труд – все перетрут"–главная идея программы.

В основу программы положен принцип «от родного порога -в мир общечеловеческой культуры». 

Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в удовлетворении образовательных потребностей детей и родителей; востребованностью и достаточным набором контингента; в более углубленном курсе обучения в объединении (дети занимаются по много лет: три и более); создаются предпосылки для дальнейшего самосовершенствования и начальной профессиональной ориентации учащихся; в решении задач формировании общей культуры личности; адаптации личности к жизни в обществе,

Разнообразие материалов, используемых техник, приемов и методов работы. Умение правильно и точно выбирать технику для задуманной композиции, раскрывая и подавая ее для зрителей " во всей ее красе" т. е. раскрывая все ее художественные особенности и находя свою изюминку. Учиться воспроизводить свой художественный замысел, находить креативное решение, не бояться экспериментировать, пробовать,проявлять свою индивидуальность и свободу. А когда ребенок раскрепощается, он начинает свободно мыслить, высказывать и придумывать интересные идеи, художественно видеть, а значит и творить –это есть начало настоящего индивидуального творчества. Видеть в обыкновенном необыкновенное, в частном- общее, в обыденном- сокровенное; видеть то, чего иной не заметит.даже не заподозрит-вот в чем смысл художественного видения.

Отличительной особенностью данной программы является введение наряду с освоением традиционных (классических) приемов и техник, расширяется кругозор в освоении неклассических,нетрадиционных техник изображения своего личностного видения. Уметь передать свои умения, эмоции, отношения, чувства любыми материалами, уметь применять и комбинировать, смешивать техники и приемы, которые ярко выражают данный (конкретный ) характер произведения, сочетаются и взаимодополняют друг друга. И наконец – уметь и не бояться эксперементировать, находить новое, творить и самовыражаться на любом «кусочке » материала (ткань,бумага, холст,керамика и т. д.);создавать СВОИ ШЕДЕВРЫ, уметь придумывать, фантазировать и самостоятельно творить и создавать свой стиль, технику, свой почерк. Разнообразие тем и материалов, необычные способы создания рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. А также одной из отличительных черт данной программы- введение новых методик и техник преподавания изобразительного искусства.

Цели программы

Цель программы -развитие у учащихся визуально- пространственного мышления, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры средствами изобразительной деятельности.

Результат программы

Ожидаемые результаты.Стартовый уровень.

Умеют:

- заранее продумывать содержание рисунка, выделять главное, находить выразительные средства для его воплощения;

- умеют давать правильную оценку как своим, так и работам сверстников, подводить к развернутому анализу, сравнению разных ( с обоснованием) характерных особенностей каждого рисунка, выделять выразительные стороны: своеобразие композиции, формы, колорита;

-правильно распределять и использовать ( водные ) краски, держать кисти и карандаши, распределять силу нажима в графических материалах;

-составлять узоры и орнаменты,используя простейшие элементы, владеют способом примакивания при составлении узоров;

- работать с трафаретами и если нужно изменять его или дополнять, использовать в композициях и декоративных работах;

Знают :

- и различают некоторые виды жанров в изобразительном искусстве (портрет, пейзаж, натюрморт ), как составляются, простейшие способы изображения их в рисунках;

- цвета радужного спектра, об основных и составных цветах, о теплых и холодных, хроматических и ахроматических;

-о простых правилах перспективы, перспективных изменениях предметов, изображении предметов, соотносительно размерам выбранного листа; -о вертикальных и горизонтальных линиях, о выразительных возможностях (передача эмоций, чувств, впечатлений), о характере линий, штрихов, росчерков и др.

Ожидаемые результаты.Базовый уровень(3й год обучения).

Знают:

- и различают художественные произведения по технике исполнения (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, карандаши, фломастеры,сангина, уголь) и по видам( архитектура, скульптура живопись графика, декоративно- прикладное искусство) и жанрам ( пейзаж, портрет, натюрморт, интерьер,сюжетная картина);

- о применении различных техник и приемов изобразительного искусства: смешанные техники, нетрадиционное рисование, штампы, печати, набрызгивание и т. д., об использовании их для творческой задумки, для создании нового образа, композиции ;

Умеют:

-использовать разные художественные материалы и их свойства для создания отдельных деталей композиции, самостоятельных и учебных композиций, правильно соизмерять детали с размерами листа, грамотно сочетать цвета, фактуру, свойства ;

-использовать простые навыки художественной выразительности в процессе создания объемного изображения различными материалами мир предметов, животных, человека, природы, мир фантазии, используя многоплановость и перспективное изображение предметов;

– выстраивать сюжетные, декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов (Хохлома, Гжель,Дымка);

-лепить не только по предложенному образцу, но и самостоятельно – по представлению, по картинке, внося свои предложения и инициативу, используя в работах изобразительные и технические приемы (конструктивный, и скульптурный) лепки;

-различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (витраж, лубок, батик, роспись, стилизацию и т. д.) ;

- владеют навыками работы в конкретном материале (акварелью, гуашью, пастелью, сангиной, восковыми мелками, сепией, углем, соусом);

Ожидаемые результаты. Продвинутый уровень (3-й год обучения).

Знают:

- правила построения интерьера (комнат) и экстерьера (улицы, дома),перспективные изменения горизонтальных линий,относительно точки зрения,как определить точку схода, продумать композицию с учетом перспективы и основных масс и в заключении обобщить и привести рисунок в состояние тонового единства и целостности;

-правила построения портрета (профиль, фас) ; пропорции, конструктивные соотношения частей тела человека, как передавать индивидуальные особенности, характер, эмоции,движения, позы, выражение лиц, изображать портреты и людей в разных техниках(пастелью, простым карандашом, гуашью и пробовать эксперементировать в других техниках) создавать композиционные сюжеты;

-знают о композиции, как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

Умеют:

- создавать интересные самостоятельные, авторские композиции в различных жанрах изобразительного искусства, правильно используя техники, приемы, средства, материалы,сочетая их в своих работах; пользоваться и импровизировать (экспериментировать ) в нетрадиционных техниках и использовать различные приемы: рисование тычком (разной формы),рисование щеткой, трубочкой, изонитью, с солью, штампами, трафаретами, мазком(пуантилизм),сухой кистью, по заливке и т.д. ;

-работать с натуры и на пленере,по памяти, по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных заданий;

-выстраивать декоративные, орнаментальные, композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Хохломы, Дымки, Жостова) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

-применять навыки рисования при создании любого пейзажа (морского, эпического, городского, по воображению, фантастического, с натуры -на пленере), используя техники живописи маслом, гуашью, акварелью, пастелью и смешивая их для расширения возможностей раскрытия творческой идеи, а также нахождение своего собственного выразительного стиля ;

- создавать конструктивную форму предметов, используя в построении объемные фигуры: куб, цилиндр, призму, шар, конус, создавать объем с помощью света, полутона, тени, рефлекса;

-правильно выбирать композицию, соотносительно, нужного формата; анализировать и выявлять формы каждого предмета,его материальных особенностей; передавать местоположение отдельных вещей и их разноудаленность,пространственное размещение предметов, определять и строить конструкцию форм, находить тональные и цветовые различия,свет и тень,передавать целостное восприятие;

Материально-техническая база

Кабинет, столы. стулья , мольберты, магнитная доска. наглядный материал для натюрмортов

Печатные пособия: программа по изобразительному искусству,набор репродукционных картин. таблиц , фото и видео материалов , фонд тематических  образцов работ , фонд детских работ.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска,мультимедийный экран.

Учебно-практическое оборудование:наборы цветной бумаги,картон. пластилин, инструменты: ножницы( школьные),простые и цветные карандаши,кисти для клея и красок,, дощечки для лепки, краски и др. материалы.

Учебно-методическая литература ля педагога.