Мир Детства «Мир вокруг»

Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому, единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы детей. Вопросов много, как же в них не запутаться? Как научиться найти каждому явлению место в своей памяти? Средством для этого служит знакомство с целостной элементарной картиной мира, т.е. при минимуме знаний можно сделать человека сознательным участником жизни. Поэтому важно научить ребёнка целостному взгляду на мир, дать представить пусть не полную, но целостную картину мира. Программа знакомит детей с картиной мира для постижения мира и своего жизненного опыта. В старшем дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Рано или поздно эти знания дети получат в школе. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже они не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

преподаватели

Педагог дополнительного образования Шляпникова Наталья Михайловна

Расписание

Занятия проводятся в соответствии с групповым расписанием.

 

Содержание программы

1.Вводное занятие. Правила поведения на занятиях, общественных местах, у себя дома, в природе. Правила поведения на улицах города, дорожные знаки. На первом занятии педагог знакомит детей с предметом. Показывает, как дети должны сидеть и отвечать на занятиях. Знакомит детей с кабинетом. Первый опрос детей с целью проверки их знаний проводится в форме беседы.

2.Занятия по профилактике детского дорожного транспортного травматизма.

Участники дорожного движения. Дорога, её элементы, правила поведения на ней. Остановочный путь и скорость движения.

Правила перехода проезжей части. Правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте.

Пешеходные переходы. Нерегулируемые и регулируемые перекрёстки. Где ещё можно переходить дорогу?

Транспортные средства. Сигналы светофора.

Дорожные знаки и дорожная разметка. Правила движения по обочинам и тротуарам.

Дорога в ОУ. Безопасный маршрут. Где можно и где нельзя играть.

Ты – велосипедист. Поездка за город.

Практическая часть.

На занятии дети рисуют светофор, пешеходный переход, перекрёсток.

3.Мир, в котором мы живём.

На занятиях по этой теме происходит знакомство с планетой, на которой мы живём, с Землёй. С помощью глобуса выясняют, что земля круглая и имеет форму шара. Знакомятся с обликом нашей планеты (горы, леса, пустыни, моря, океаны, реки и т.д.). Лес наше богатство. Смешанный и лиственный лес. Дары леса. Северный полюс. Холод. Лёд. Животный мир ледовой пустыни (медведи, тюлени). Тундра. Погода в тундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир тундры, труд и быт, народные промыслы. Путешествие в дальние страны. Африка. Растения и животные Африки. Америка. Родина картофеля, томатов и кукурузы. Австралия. Удивительные животные (кенгуру, коала, утконос, ехидна). Морские животные, дышащие воздухом: дельфин, кит, морж. Использование даров моря: добыча полезных ископаемых, рыболовство, украшения. Знакомство с цветовой гаммой окружающего мира. Расширение представлений о цвете. Что какого цвета?

Практическая часть.

Рисование леса, гор, дельфина, лепка из пластилина медведя, так же на занятии дети делают поделки из природного материала, например:

"Пингвин" из каштанов и пластилина, «Зайчик» из желудей и пластилина и т.д. Выполняют аппликации из манки (дельфин, медвежонок и т.д.)

4.Явления природы.

«Чудеса», происходящие в природе. Восход Солнца, радуга, туман, роса, гроза, молния, дождь, снег, ветер – объяснимы.

Природные катаклизмы: ураганы, землетрясения, цунами, вулканы.

Практическая часть.

На занятиях дети учат цвета радуги, рисуют радугу, солнце, тучу и дождик, выполняют работу – аппликацию " Солнышко" к нарисованному солнышку приклеивают лучики, ладошки, вырезанные из цветной бумаги.

5.Времена года.

Дети знакомятся со временами года, их очерёдностью. Узнают, чем одно время года отличается от другого. «Поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает...», «В окно повеяло весною...», (Весеннее пробуждение природы), " Ах, лето!«, «Уж небо осенью дышало...»

Лето – время года. Летние месяцы. Приметы лета в природе (погода, цветение и созревание плодов, летняя одежда).

Признаки осени, зимы, весны и лета. Месяцы года.

Осень – время года. Месяцы осени. Приметы осени во дворе и парке. Парк: деревья, кустарники, травы.

Съедобные и ядовитые грибы. Осень – подготовка к зиме. Запасы на зиму. Признаки зимы. Приметы зимы.

Зима-время года. Месяцы зимы. Помощь животным. День защитников Отечества.

Восьмое марта.

Весна-время года. Месяцы весны, приметы. Прилет птиц. Восьмое марта. Охрана растений и животных (птиц).

Практическая часть.

Дети рисуют осенние листья, делают аппликации из сухих листьев, разучивают стихи обо всех временах года. Выполняется коллективная аппликация " Дубовое дерево«.

6. Мебель. Одежда. Обувь.

Педагог совместно с детьми выясняет, что из названных предметов относится к мебели, к одежде и к обуви. Также дети называют сами, какие знают головные уборы. После проведения занятий проводится игра, с целью выяснить, всё ли дети поняли правильно. Каждому ребёнку, педагог даёт 1 квадратик красного, зелёного и жёлтого цвета. Затем называет предметы, если этот предмет относится к мебели, дети поднимают – красный квадратик, если к одежде – зелёный, если к обуви – жёлтый. Проведение беседы на тему «Опрятность в одежде детей», "Наводим порядок в шкафу для одежды«.

Практическая часть.

Проведение сюжетно – ролевой игры «Магазин одежды». Дидактические игры: «Укрась одежду», "Одежда или обувь«.

7. Природа наш общий дом.

На занятиях по данной теме, происходит знакомство с домашними и дикими животными, с теми, кто умеет летать – с птицами, с царством грибов и ягод, с садовыми и полевыми цветами, с деревьями и насекомыми. Дети вместе с педагогом ищут ответы на вопросы: Зачем? Почему? Например: «Зачем птицы улетают в тёплые края?», " Почему кошка умывается?" и т.д. Узнают, какие грибы и ягоды съедобные, а какие ядовитые.

Звери зимой и летом. Помощь людей зверям.

Забота человека о домашних животных.

Птицы – обитатели воздуха. Птицы и их гнезда.

Разнообразие домашних птиц. Забота человека о домашних птицах.

Рыбы – обитатели водоемов. Аквариум – искусственный водоем.

Путешествие в гости к насекомым. Маленькие размеры. Наши друзья – насекомые. Летающие цветы – бабочки.

Зоопарк. Отличия животных.

Практическая часть.

На занятиях дети рисуют и раскрашивают животных, птиц, насекомых, грибы, ягоды, просматривают презентации.

8.Транспорт.

Дети узнают, что транспорт бывает наземный, водный, воздушный и подземный, автомобильный и железнодорожный транспорт. К наземному транспорту относятся: автомобили, автобусы; к водному – пароход, корабль; к воздушному – самолёт, вертолёт; к подземному – метро.

Выбор средств передвижения. Сказочный транспорт. Правила поведения в транспорте.

Практическая часть.

Рисование наземного транспорта – машина, трактор и выполнение аппликаций из манки. Дети с помощью копировальной бумаги обводят рисунок какого – либо транспорта, затем этот контур обводят с помощью фломастеров разных цветов, наносят клей ПВА, посыпают манкой, а остатки крупы стряхивают. Далее дают высохнуть и на следующее занятие раскрашивают акварельными красками.

9.Службы помощи.

Огонь – друг, огонь – враг. Как спасаться от огня. Наши помощники – службы помощи. Поликлиника. Врач и больной. Поведение в гардеробе. Регистратура. Профессии врачей (окулист, лор, дерматолог, терапевт, педиатр, стоматолог). Что такое здоровье и что такое болезнь? Спорт. Закаливание организма.

Практическая часть.

Проведение сюжетно-ролевых игр, просмотр презентации на тему: "Все профессии нужны – все профессии важны"!

10. Растительный мир.

Поле и огород. Крестьяне. Машины для помощи сбора урожая. Разнообразие овощей. Съедобные и несъедобные части. Плоды. Сад и уход за ним. Разнообразие фруктов, ягод и орехов. Парк: деревья, кустарники, травы. Условия жизни растений. Уход за комнатными растениями.

Практическая часть.

Рисование и лепка из пластилина фруктов, аппликация из природного материала.

11. Символы России.

Символы России: флаг, герб, гимн, столица, президент. Москва – столица России. История Москвы.

Практическая часть.

Рисование флага России, разучивание гимна Россиии.

12.Космос.

Космос. Строение Солнечной системы. Подвиг Ю. Гагарина. Значение освоения космоса для современного человечества. Значение достижений России в освоении космоса.

Практическая часть.

Дети рисуют космос и делают аппликацию " Ракета" из цветной бумаги.

13.Великая Отечественная война.

Великая Отечественная война. Подвиг россиян в победе над фашизмом. Значение победы в Вов. Память людей о подвиге народа. Правила поведения у памятников.

Практическая часть.

Рисование Московского Кремля и салюта посвящённого 9 мая дню Победы в ВОВ, аппликация из цветной бумаги и картона " Танк«.

14.Мы живём в городе.

Отличия города и села. Город: высокие многоэтажные каменные здания, широкие асфальтированные улицы и дворы. Зачем нужны растения в городе. Улица: тротуары и мостовая. Легковые и грузовые машины. Водитель. Пешеход. Пассажир. Правила поведения на улице. Светофор, пешеходный переход «зебра», подземный переход. Остановка. Правила поведения в транспорте.

Практическая часть.

Рисование городского и сельского дома, рисование машин. Ролевые игры.

15.Профессии людей.

Профессии людей в городе. Взаимопомощь людей разных профессий. Магазин, парикмахерская, поликлиника, театр, музей, детский сад и школа. Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине. Разнообразие магазинов. Библиотека. Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библиотеке. Книги – наши помощники. Путешествие с помощью книг. Профессии людей, связанные с морем: моряк, капитан, рыболов, водолаз, спасатель.

Практическая часть.

Просмотр презентации на тему: «Все профессии нужны – все профессии важны»! Проведение ролевых игр.

16.Какие мы.

Семья: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя. Все мы – люди. Органы чувств. Эмоции и мимика людей. Кошки и собаки члены нашей семьи. Уход за кошками и собаками. Моё любимое животное. Семья, взаимоотношение, взаимопомощь. Правила хорошего тона.

Практическая часть.

Рисуют ситуации, где родители могут гордиться и не гордиться поступками детей, так же рисуют членов своей семьи и домашних питомцев.

17.Итоговое занятие.

На занятиях дети выполняют и практическую работу. Рисуют, лепят из пластилина, делают поделки из природного материала и раскрашивают раскраски.

Участие в массовых мероприятиях. Участие учащихся в массовых мероприятиях по плану учреждения.

 

Цели программы

Основная цель программы – расширить кругозор ребёнка, развить познавательную активность.

Основные задачи данной программы:

Личностные – формирование культуры общения и знаний об окружающем их мире.

Метапредметные – развитие речи детей, обогащение словарного запаса, развитие внимания, памяти, активности.

Образовательные (предметные) – развитие познавательного интереса к окружающему миру, чувства привязанности к своему родному городу, своей стране, к её истории.

 

 

Результат программы

Планируемые результаты:

1.Более глубокое представление об окружающем мире, применение знаний в практической деятельности.

2.Устойчивость интереса детей к данному предмету.

3.Расширение кругозора детей, развитие познавательной активности.

4.Формирование культуры общения и знаний об окружающем мире.

5. Развитие речи, внимания, памяти, активности, обогащение словарного запаса детей, умение вести содержательный диалог.

6. развитие познавательного интереса к окружающему миру, чувства привязанности к своему родному городу, своей стране, к её истории.

Особые условия проведения

не требуются

Материально-техническая база

Материально – техническое обеспечение: необходимо просторное, хорошо освещённое помещение со столами и стульями в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04. 07. 2014 № 41), оформленное игровое пространство, компьютер, принтер, магнитофон, мольберт, доска, мел, интерактивная доска или экран с проектором, принтер. Инструменты и материалы: краски (акварель – Гамма), кисти, бумага для акварели, баночки непроливайки, тряпочки, пластилин, стеки, доска для пластилина, влажные салфетки, природный материал, карандаши, клей, цветная бумага, цветной картон, ножницы.

Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото -, интернет источники, литература.

 

Стоимость

Форма обучения – Бюджетная

Видео