«Планета знаний»

"Планета знаний« – это программа развития ребенка дошкольного возраста и его социальной адаптации, позволяющая организовать образовательно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Неповторимые особенности физического, психического, социально-личностного развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности дошкольников. Познание мира ребенком осуществляется эмоционально-практическим путем, богатство окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства и воображение ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию, действию, к проявлению творчества. И ещё дошкольный возраст – подготовительный этап к важнейшей жизненной ступени каждого человека – обучению в школе.

Адаптация ребенка к школе – процесс длительный, связанный со значительным напряжением всех сил организма. Правильно организованная работа по этой проблеме – залог успешного обучения детей в школе. В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий с дошкольниками.

Программа разработана на основе двух программ Колесниковой Е.В.-«Математические ступеньки» направленной на развитие математических представлений и подготовку к школе детей 6-7 лет и «От звука к букве»(дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте), ориентированной на развитие устной речи и подготовки к курсу обучения грамоты в начальной школе.

Программа направлена на раскрытие разносторонних способностей дошкольников, развитие интереса к процессу познания, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, предполагает включение детей в творческую деятельность, через которую они познают окружающий мир, учатся общению в коллективе.

Педагоги

Жучкова Любовь Вячеславовна-педагог дополнительного образования высшей категории

Расписание

Группа первого года обучения занимается 2 раза в неделю по 2 академических часа. Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41) академический час составляет 30 минут. Всего в году – 72 занятия, 144 часа.

Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.

Содержание программы

Содержание модуля «В мире цифр и логики»

1.Признаки предметов
Формировать представления о свойствах предметов: цвет и оттенки цветов, форма, размер и др. 

2.Сравнение
Научить детей сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар (равно, столько же, не равно, больше, меньше). Соблюдать логику при сравнении: выделять сходство по цвету, форме, размеру, пропорциональному соотношению сторон, конфигурации; затем – различия по тем же признакам.

 Учить сравнивать по длине, ширине, толщине и высоте.

3.Математические действия
Выполнять арифметические действия сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства. Выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям. Познакомить детей с понятиями «один» и «много».

4.Пространственные отношения
Формировать пространственные представления у детей: на – над – под, слева – справа, вверху – внизу, за – перед – между – посередине, внутри – снаружи, спереди – сзади.

5.Геометрические термины
 Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида. Развитие представлений о геометрических понятиях: точка, луч, отрезок, линии и их виды, углы, многоугольники.  Единицы измерения. Геометрические фигуры и величины – уметь определять предметы в окружающей обстановке. Знакомство с геометрическими фигурами и числовым отрезком. Составление фигур из частей и разбитие их на части.

6.Счет
Количественный и порядковый счет от 1 до 10. Пара. Объяснить образование последующего числа путем прибавления единицы. Учить детей сравнивать предыдущее и последующее числа. Числовой ряд. Познакомить ребят с наглядным изображением чисел 1 – 10, формировать умение соотносить цифру с количеством.

Содержание модуля «Я и мир вокруг меня»

Подготовка к путешествию
Познакомить с различными видами транспорта, участниками дорожного движения. Учить правилам поведения на улице, в транспорте. Систематизация знаний о семье, месте жительства, родная страна, первоначальные географические сведения.

Путешествие на Север

Полярная ночь. Животный и растительный мир ледовой пустыни. Погода

Путешествие в леса
Изучение растений средней полосы, распознавание, отличительные признаки, сезонные изменения. Животный и растительный мир.

На каникулы в Москву
Москва – столица России. История Москвы.

Достопримечательности Москвы. Кремль. Театры и музеи.

В гости – к мастерам
Познакомить с различными народными промыслами. Гжельская роспись. Городецкие мастера. Хохлома. Дымковская роспись. Филимоновская игрушка. Ярмарка.

Возвращаемся домой
Зоопарк и его обитатели. Мой родной край и сезонные изменения в природе.

Времена года: признаки, последовательность, взаимосвязь, названия месяцев.

Содержание модуля «В мире букв и звуков» 

- создание условий для употребления новых слов в собственной речи;

- обогащение словарного запаса;

Развитие фонематического слуха:

- выделение звука в начале, середине и конце, определение положения звука в слове;

-выделение в слове гласных, согласных, твердых и мягких звуков; Развитие связной речи:

- обучение диалогической речи, ответам на вопросы;

- обучение подробному пересказу текса по зрительной основе; – обучение составлению рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке;

- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений;

Развитие звуковой культуры речи:

- развитие артикуляционного аппарата;

- знакомство с классификацией звуков; Обучение звуко – слоговому анализу:

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- дифференциация понятий «звук» и «буква».

Содержание модуля «Готовим руку к письму»

Звуки и буквы

Познакомить детей устной и письменной речью, познакомить с понятиями «звук» и «буква». Как при произношении отличаются гласные и согласные буквы. Познакомить с буквами гласными и согласными.

В начале освоения графических навыков ребенок учится проводить прямые линии разной длины и в разных направлениях: вертикальные,горизонтальные, наклонные. Более сложное задание – обведение рисунков по контуру. Оно требует от ребенка внимательности и аккуратности. Линии должны проходить точно по контуру, не прерываясь. Ребенок учится писать буквы по шаблонам, обводя их карандашом.

Одно из полезных упражнений – раскрашивание картинок. При этом важно не выходить за контуры рисунков. Проводить линии нужно ровно, аккуратно, не отрывая карандаш от бумаги.

Проведи по пунктирам прямые линии в разных направлениях.

 

Цели программы

Цель программы – разработка содержания и создание условий для организации образовательного процесса детей дошкольного возраста, направленных на формирование общей культуры, полноценного физического и психического развития, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. -создать комплексную систему по подготовке детей к дальнейшему обучению.

 

Результат программы

Предметные результаты:

  • соотносить звук и букву, дифференцировать их;
  • различать звуки (гласные и согласные);
  • определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
  • уметь подбирать слова (с опорой на картинки) на заданные звуки;
  • делить слова на слоги;
  • уметь составлять рассказ по картинкам;
  • различать литературные жанры;
  • уметь считать в прямом и обратном порядке от 1 до 10;
  • уметь соотносить количество предметов с цифрой;
  • называть предыдущее и последующее число, пропущенное число;
  • сравнивать и классифицировать предметы по величине;
  • знать геометрические фигуры и геометрические тела;
  • знать отличие треугольника от круга и квадрата;
  • уметь конструировать из заданных элементов;
  • уметь ориентироваться в пространстве и во времени;
  • уметь составлять сравнения, загадки;
  • уметь решать творческие и проблемные задачи.

Метапредметные результаты:

  • уметь анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
  • уметь рассуждать, делать выводы, отвечать на вопрос полным ответом; ---уметь планировать свои действия; понимать поставленную задачу и решать её в соответствии ----с заданными правилами; осуществлять контроль, самоконтроль и самооценку;
  • уметь ориентироваться в рабочих тетрадях (система обозначений, содержание);
  • уметь организовывать свое рабочее место под руководством педагога; ---уметь работать самостоятельно, правильно строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Личностные результаты:

  • знать и соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • следовать нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
  • быть аккуратными, бережливыми;
  • стремиться к сохранению своего здоровья;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.

Особые условия проведения

Занятия групповые. Состав группы одновозрастной, постоянный. На обучение принимаются все желающие. Предварительного отбора в группу не производится.

Материально-техническая база

Материально – техническое обеспечение.

Занятия проводятся в светлом, просторном, хорошо проветриваемом помещении. Необходимое оборудование: стулья, музыкальный центр, телевизор, DVD проигрыватель, дидактический материал.

Дидактические материалы

- наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;

- геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, –, =,>, <;

- фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;

- мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;

- магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;

- полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;

- комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);

- карточки и таблицы;

- модели («числовая лесенка», календарь и др.);

-логические блоки;

- панно и картинки для составления и решения арифметических задач;

- оборудование для проведения дидактических игр;

- приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-цифры и т. д.).

К раздаточным материалам относятся:

- мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;

- карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки c нашитыми пуговицами, карточкилото и др.;

- наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;

- таблицы и модели;

- счетные палочки и т. д.

- пособия для обучения детей счету;

- пособия для упражнений в распознавании величины предметов; – пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур;

- пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке; – специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами; – разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б.П. Никитиным; шашки, шахматы;

- занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.; – книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.

Фонотека:

-сборник классической музыки "Музыкальная орбита";

-шедевры инструментальной музыки "Прибой у скал";

-сборник инструментальной музыки "Рояль в ночи";

-сборник детских песен "Вместе весело шагать";

-шедевры классической музыки "Золотая классика".

 

Стоимость

Бюджет

Видео

[ "" ]