Оригами. Конструирование из бумаги

Программа «Оригами» является модифицированной программой научно-технической направленности.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Оригами развивает пространственное воображение, помогает в изучении геометрии и стереометрии.

Значение оригами для развития ребенка:

· Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

· Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

· Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

· Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

· Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

· Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

· Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

· Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

· Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

· Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.

преподаватели

Полева Екатерина Николаевна

Расписание

Программа «Оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 2 года.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 7–10 человек.

В кружок «Оригами» принимаются все желающие учащиеся начальной школы.

Занятия проводятся два раза в неделю.

Содержание программы

Содержание тем 1-го года обучения

1.Тема " Формирование группы. Знакомство с оригами. Беседа по охране труда.
2. Тема " Входная диагностика.. Знакомство с оригами. Правила поведения на занятиях.
Термины, принятые в оригами. Кармашек (кошелек)
3. Тема «Базовая форма «Треугольник». Стилизованный цветок. Лисенок и собачка. Котик и бычок. Яхта и пароход. Композиция «Кораблики в море». Стаканчик и фуражка. Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу». Оформление выставки.
4. Тема «Базовая форма «Воздушный змей». Кролик и щенок. Курочка и петушок. Композиция «Домашние птицы на лужайке». Ворона. Сказочная птица. Сова. Диагностика по итогам 1 полугодия. Оформление выставки.
5. Тема: Базовая форма «Двойной треугольник» Рыбка и бабочка. Головастик и жук.
6. Тема: Базовая форма «Двойной квадрат» Жаба. Композиция "Островок в пруду«.
7. Тема: Базовая форма «Двойной квадрат». Яхта.
8. Базовая форма «Конверт» Пароход и подводная лодка. Композиция «В море». Оформление выставки.
9. Тема "Летние композиции«.Нарцисс. Волшебный цветок.
10. Итоговое занятие. «Чему мы научились за год». Итоговая диагностика.

Содержание тем 2-го года обучения

1.Тема " Оригами – искусство складывания из бумаги. Беседа по охране труда.
Базовые формы – основа любого изделия. Входная диагностика
2. Тема «Летние композиции». Колокольчики. Подсолнух. Ромашка. Каллы. Оформление выставки.
3. Тема «Базовая форма «Треугольник» Птица счастья. Голубь. Композиция "Голубь мира".
Домик с крыльцом и домик с трубой. Домик с верандами. Деревья и травы. Дом с мезонином.
Композиция "Дачный поселок".
4. «Базовая форма «Воздушный змей» Лебеди (2 способа). Утка с утенком.
5. Базовая форма «Двойной треугольник». Тропическая рыбка

6. Базовая форма «Двойной квадрат». Золотая рыбка. Краб.

7. Базовая форма «Конверт». Рыбка-бабочка. Водоросли и камешки. Композиция "Аквариум".

8. «Базовая форма «Рыба». Царевна-Лебедь. Композиция «Закат солнца над лебединым озером». Пингвин (2 способа). Композиция "Пингвины на льду«.

9. Базовая форма «Дверь» Мышь и поросёнок. Бурёнка. Композиция «В деревне». Рыбка-вуалехвостка. Декоративные рыбки.

10. Тема «Цветы». Поздравительная открытка «Роза». Крокус с листом. Фуксия.

11.Итоговое занятие. Оригамная сказка.

Цели программы

Цель программы.

Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.

Задачи программы:

Предметные:

· Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

· Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

· Обучение различным приемам работы с бумагой.

· Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
метапредметные:

· Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

· Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

· Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
личностные:

· Воспитание интереса к искусству оригами.

· Расширение коммуникативных способностей детей.

· Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

 

Результат программы

В результате обучения по данной программе учащиеся:

Научатся различным приёмам работы с бумагой;
Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
Научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий, создавать изделие оригами, пользуясь схемами;
Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами:
Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
Познакомятся с искусством оригами;
Овладеют навыками труда;
Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Способы фиксации результатов:

Участие в конкурсах, выставках, ярмарках, фестивале детского творчества. Диагностика проводится 2 раза в год: в начале года и в конце года.

Материально-техническая база

O Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. С-Пб, «Химия», 1994

o Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Зоопарк в кармане. С-Пб, «Химия», 1994

o Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Рождественское оригами. М, «Аким», 1994

o Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами в вашем доме. М, «Легкая промышленность», 1995

o Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. оригами на праздничном столе. М, «Аким», 1995

o Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты. С-Пб, «Химия», 1995

o Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Ферма оригами. С-Пб, «Химия», 1996

o Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Зоопарк в другом кармане. С-Пб, «Химия», 1995

o Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Летающие и плавающие модели. С-Пб, «Химия», 1996

o Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. С-Пб, «Литера», 1997

o Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Бумажный конструктор. М, «Аким», 1997

o Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Кусудамы – волшебные шары. М, «Аким», 1997

o Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005

o Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация, С-Пб, «Кристалл», 1998

o Коротеев И.А. Оригами для малышей. М, «Просвещение», 1996

o Соколова С.В. Игрушки-оригамушки. С-Пб, «Химия», 1997

o Соколова С.В. Театр оригами. Игрушки из бумаги. М: «Эксмо», С-Пб: «Валери СПД», 2003

o Соколова С. Сказки из бумаги. С-Пб, «Валерии СПб» «Сфинкс СПб», 1998

o Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2006

 

Видео

​​​​​​​