«Народный праздник»

Обучающиеся знакомятся с традиционной русской народной культурой посредством изучения устного фольклора, народных игр, народных посиделочных и обрядовых танцев. Изучают традиционный земледельческий календарь, обряды и обычаи связанные с ним, крупные годовые праздники. Знакомятся с народным костюмом центральных регионов России -делают народные куклы, узнают о традиционных промыслах России. Обучающиеся постигают азы народного ярмарочного театра, участвуют в городских праздниках и мероприятиях выступая в роли актеров-аниматоров, транслируя таким образом традиционную народную культуру в массы.

преподаватели

Печникова Лариса Валерьевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Расписание

1-й год обучения стартового уровня программы − 2 занятия в неделю по 2 академических часа с 15-минутнымии перерывами между занятиями.

1-й, 2-й, 3-й год обучения базового уровня программы– 2 занятия в неделю по 3 академических часа с 15 минутными перерывами между занятиями.

1-й год продвинутого уровня программы – 2 занятия в неделю по 3 академических часа с 15 минутными перерывами.

2-й год продвинутого уровня – 3 занятия в неделю, из них 2 занятия по 3 часа и одно занятие −2 часа с 15 минутными перерывами.

Содержание программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Народный праздник» рассчитана на 5 лет обучения и является комплексной: обучающиеся знакомятся с календарными праздниками и обрядами русских крестьян, с устным фольклором, разучивают пословицы, поговорки, песни, пляски, узнают о народных приметах и поверьях. Посредством изучения русского народного костюма, обучающиеся знакомятся с семейно-бытовым фольклором, семейно-бытовыми обрядами, аграрными обрядами. В программу входят подразделы: изучение устной и песенной традиций, основ и особенностей народной игры, обрядового танца, музыки, народного театра и костюма.

Стартовый уровень программы рассчитан на учащихся младшего школьного возраста. Стартовый уровень дает возможность обучающимся прознакомится с традиционной народной культурой. Средством достижения поставленной цели выбрана народная игра, устные фольклор-загадки, считалки, скороговорки, докучалки, заклички, народные игры детские. Предполагает один год обучения в количестве 144 часов и является переходом к базовому уровню обучения. Состав учащихся предполагается одновозрастной.

Базовый уровень программы предполагает реализацию материала, обеспечивающего освоение специализированных знаний, создающего общую и целостную картину изучаемого предмета в рамках содержательно-тематического направления программы – 216 час. Программа базового уровня реализуется в течении трех лет с учащимися.

На первом году базового уровня программы обучающиеся знакомятся с простейшими народными посиделочными танцами, песнями сопровождающими эти танцы, учатся проводить анимационные игры в народном стиле с широкой аудиторией.

На втором году базового уровня программы обучающиеся постигают азы народного театра; разучивают фрагменты некоторых обрядовых действий, театрализации, разыгрывают сказочные представления; знакомятся с такими науками как археология и этнография; изучают ярмарочные гуляния, их персонажи; учатся изготавливать куклы для выступлений, шить простейший крестьянский костюм для куклы.

Третий год базового уровня программы дает возможность использовать накопленные знания умения и навыки для участия в общегородских массовых мероприятиях в роли главных действующих персонажей народного театра, аниматоров. Участвовать в научно-изыскательских проектах по традиционной народной культуре. Учащиеся могут выполнить историчный русский костюм; представлять свои творческие проекты на конкурсах и фестивалях различных уровней.

Продвинутый уровень предполагает организацию материала, обеспечивающего доступ к сложным (узкопрофильным) и специфическим знаниям и навыкам в рамках содержательно-тематического направления программы, а так же предполагает изучение околопрофессиональных и профессиональных знаний в данном виде деятельности. Объем часов – 288 в год.

Первый год продвинутого уровня предполагает проектную деятельность учащихся, самостоятельное проведение учащимися праздников народного календаря, посиделочных вечеров с играми, танцами, театрализациями для учеников младших классов школы. Расширяется спектр городских мероприятий различных уровней,в которых принимают участие учащиеся программы «Народный праздник». Главным результатом освоения программы на данном уровне сложности является участие обучающихся в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях.

Второй год продвинутого уровня предполагает знакомство и освоение учащимися азов русских народных ремесел: гончарного дела, лоскутной техники, войлоковаляния, традиционной обрядовой народной выпечки, росписей по дереву. Расширяется спектр городских мероприятий различных уровней, в которых принимают участие учащиеся программы «Народный праздник» проводя мастер-классы по ремеслам. Главным результатом освоения программы на данном уровне сложности является участие обучающихся в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах.

Цели программы

Создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и развития творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в области народного искусства

Результат программы

По завершении освоения программы «Народный праздник», обучающийся должен:

Знать:

  • народные игры и правила проведения народных игр;
  • основы музыкально-песенного и танцевального фольклора, народного театра, декоративно-прикладного творчества;
  • празднично-обрядовую культуры народов Центральной части России;
  • приемы актерского и сценического мастерства;
  • знать народный костюм Центральных регионов России
  • ценить культуру своих предков.

Уметь:

  • грамотно пользоваться этнографической литературой для составления небольших сценариев праздников, посиделок;
  • скроить и пошить крестьянский костюм для куклы (ребенка);
  • проводить интерактивные и контактные игры со зрителями;
  • свободно выступать на сценических площадках, участвуя в проведении праздничных мероприятий.

Разовьются качества личности:

  • чувство любви к Родине, труду, чувство ответственности;
  • сориентированность на возможность избрания будущей профессии;
  • интерес и любовь к песенному и устному народному творчеству народной культуре в целом;
  • стремление к социально-полезной деятельности.

Материально-техническая база

Этнографические предметы: ткацкий стан, прялка, сундуки с приспособлениями для тканья, посуда, предметы сельского хозяйства, полотенца, пояса, народные костюмы. Реплики археологических находок: доспехи, вооружение, глиняная, деревянная, берестяная посуда. Походный инвентарь – шатры, костровое оборудование. Сценические костюмы, музыкальные инструменты (бубен, гармонь, рожок, жалейка, балалайка), швейное оборудование