Гитара

Цель: развитие творческих способностей обучающихся посредством обучения игры на гитаре.                                                                                                                                  

Педагоги

Можжухин Валерий Владимирович, педагог дополнительного образования высшей категории

Расписание

Расписание занятий составлено с учетом СанПин

Содержание программы

1 год обучения

Тема 1: Вводное занятие. Знакомство с музыкальным инструментом – гитарой. История появления гитары. Гитара в России. Устройство инструмента. Строй гитары, диапазон, настройка.
Тема 2: Знакомство с теорией музыки. Способы записи звуков.
Тема 3: Обучение игре на инструменте.
Тема 4: Работа над песнями и пьесами. Понятие лада, тональности.
Тема 5: Работа над учебно-тренировочным материалом. О стандартной аппликатуре. Техника игры гамм, аккордов, арпеджио.
Упражнения на различные виды техники. Работа над этюдами.
Тема 6: Знакомство с жанрами и стилями. Особенности жанра. История и современное состояние песни (трубадуры, труверы, рапсоды, миннезингеры, аэды, мейстерзингеры и т.д.) Бардовская песня в нашей стране. Песни воинов-интернационалистов. Туристская песня. Звуки войны в песнях. Русский романс. Рок-бардовская песня. Современная эстрада.
Тема 7: Слушание музыки. Анализ прослушанного материала. Особенности различных исполнителей, их стиль, манера исполнения аккомпанемента.
Тема 8: Основы подбора аккомпанемента. Строение аккорда. Ритмический рисунок. Взаимодействие аккордов. Соответствие музыки и рифм стиха. Выбор линии баса в аккомпанементе в зависимости от характера и стиля исполняемой песни.
Тема 9: Посещение концертов. Знакомство с репертуаром различных исполнителей. Знакомство с классическими произведениями в исполнении различных музыкальных инструментов. Расширение музыкального кругозора. Анализ услышанного. Этика поведения на концерте.
Тема 10: Подготовка и участие в концертах. Сценическое
мастерство. Волнение. Умение донести до слушателя музыкальный образ
исполняемого произведения.
Тема 11: Итоговое занятие. Академический концерт, технический и творческий зачеты.

2 год обучения

ТЕМА 1: Вводное занятие. Повторение пройденного материала за
первый год обучения. Основы теории музыки. Исполнительские приемы.
ТЕМА 2: Стили и жанр песенного творчества, строение песни. Массовый характер жанра, истоки жанра. Всесоюзный фестиваль клубов самодеятельной песни. Грушевский и Ильменский фестивали авторской песни. Творчество бардов. Русский романс. Дворовая песня. Рок бардовская песня. Закономерности строения песен. Музыкальная форма песен.
Параллельные тональности в запеве и припеве одной песни. Модуляция. Транспонирование тональностей.
ТЕМА 3: Работа над приемами игры на гитаре. Техника игры. Штрихи и техника звукоизвлечения. Исполнительские приемы: арпеджио, бой, барре, легато, глиссандо, стаккато, флажолеты, мордент, арпеджиато, тремоло, вибрато, пиццикато. Упражнения на различные виды техники.
ТЕМА 4: Работа над песнями и пьесами. Понятие лада, тональности. Примеры песен в мажоре и миноре. О линии баса. Дополнительный бас. О ритмических рисунках партии аккомпанемента. Разбор схем аккомпанемента.
Усложнение аккомпанемента. Интродукция и постлюдии в песнях. Усложнение гармонической модели песни. Работа над эстрадными миниатюрами. Классические произведения для гитары, техника исполнения.
ТЕМА 5: Работа над учебно-тренировочным материалом. О стандартной аппликатуре. Техника игры гамм, аккордов, арпеджио. Упражнения на различные виды техники. Работа над этюдами.
ТЕМА 6: Подбор по слуху. Как подобрать аккомпанемент по слуху. Способы гармонизации аккомпанемента. Ритмический рисунок. Линия баса. Взаимодействие аккордов.
ТЕМА 7: Слушание музыки. Анализ прослушанного материала. Особенности различных исполнителей, их стиль, манера исполнения аккомпанемента.
ТЕМА 8: Чтение нотного материала с листа. Работа по схемам. Метрическая пульсация. Табулатура.
ТЕМА 9: Посещение концертов. Знакомство с репертуаром различных исполнителей. Знакомство с классическими произведениями в исполнении различных музыкальных инструментов. Расширение музыкального кругозора. Анализ услышанного. Этика поведения на концерте.
ТЕМА 10: Подготовка и участие в концертах. Сценическое мастерство. Волнение. Умение донести до слушателя музыкальный образ исполняемого произведения.
ТЕМА 11: Итоговое занятие. Экзамен, академический концерт, технический и творческий зачеты.

3 год обучения

ТЕМА 1: Вводное занятие. Повторение пройденного материала. Основы теории музыки. Исполнительские приемы.
ТЕМА 2: Стили и жанр песенного творчества, строение песни. Массовый характер жанра, истоки жанра. Творчество бардов. Русский романс. Дворовая песня. Рок-бардовская песня. Закономерности строения
песен. Музыкальная форма песен. Параллельные тональности. Отклонение.
Модуляция. Транспонирование тональностей.
ТЕМА 3: Работа над приемами игры на гитаре. Техника игры. Штрихи и техника звукоизвлечения. Исполнительские приемы: арпеджио, бой, барре, легато, глиссандо, стаккато, флажолеты, мордент, арпеджиато, тремоло, вибрато, пиццикато. Упражнения на различные виды техники. Сложные аккорды. Использование каподастра.
ТЕМА 4: Работа над песнями и пьесами. Понятие лада, тональности. Примеры песен в мажоре и миноре. О линии баса. Дополнительный бас. О ритмических рисунках партии аккомпанемента. Разбор схем аккомпанемента.
Усложнение аккомпанемента. Интродукция и постлюдии в песнях. Усложнение гармонической модели песни. Работа над эстрадными миниатюрами. Классические произведения для гитары, техника исполнения.
ТЕМА 5: Работа над учебно-тренировочным материалом. О стандартной аппликатуре. Техника игры гамм, аккордов, арпеджио. Упражнения на различные виды техники. Работа над этюдами.
ТЕМА 6: Подбор по слуху. Как подобрать аккомпанемент по слуху. Способы гармонизации аккомпанемента. Ритмический рисунок. Линия баса. Взаимодействие аккордов. Запись подобранного материала.
ТЕМА 7: Слушание музыки. Анализ прослушанного материала. Особенности различных исполнителей, их стиль, манера исполнения аккомпанемента.
ТЕМА 8: Чтение нотного материала с листа. Работа по схемам. Метрическая пульсация. Табулатура. Разбор аккомпанемента по сборникам песен.
ТЕМА 9: Посещение концертов. Знакомство с репертуаром различных исполнителей. Знакомство с классическими произведениями в исполнении различных музыкальных инструментов. Расширение музыкального кругозора. Анализ услышанного. Этика поведения на концерте.
ТЕМА 10: Подготовка и участие в концертах. Сценическое мастерство. Волнение. Умение донести до слушателя музыкальный образ исполняемого произведения.
ТЕМА 11: Итоговое занятие. Концерт, технический и творческий зачеты. 

Цели программы

Развитие творческих способностей обучающихся посредством
обучения игры на гитаре.

Результат программы

Ожидаемые результаты после 1 года обучения:

• сформированы начальные навыки репетиционно – концертной работы
• сформированы умения использовать полученные знания в практической деятельности.

Ожидаемые результаты после 2 года обучения:
• сформированы навыки осознанного восприятия элементов музыкального языка, знаниями основных направлений и стилей в
музыкальном искусстве, сформированы умения использовать полученные знания в практической деятельности.

Ожидаемые результаты после 3 года обучения:

• наличие устойчивого интереса к инструментальной и ансамблевой деятельности,
• умеют вслушиваться в аккордовую партитуру и слышат ее различные голоса,
• знание записи нот во всех октавах при помощи двух ключей, уметь самостоятельно разбирать музыкальные произведения, владеть основными штрихами: стаккато, легато, нон легато; использовать динамические краски,
• осознанно высказывают собственные предпочтения исполняемым произведениям,
• участвуют в концертах и других мероприятиях учреждения, конкурсах и фестивалях детского творчества
• сформирована ответственность, трудоспособность, выносливость соответственно индивидуальным особенностям воспитанников.


Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Музыкальный кабинет, гитара, пульт