Фортепиано (базовый уровень)

Концепция программы класса фортепиано - это решение наиболее актуальной для общества задачу общего музыкального образования – формирование эстетического вкуса, приобщение детей к музыкальному искусству, овладение практическими навыками игры на музыкальном инструменте, игра по слуху, транспонирование, чтение нот с листа, игра в ансамбле, умение аккомпанировать и т.д. Именно развитие навыков любительского музицирования сегодня является ядром всей системы общего музыкального образования, которое объединяет профессиональную работу преподавателя с запросами детей и их родителей, имеет практическое применение в жизни ребенка. Программа класса фортепиано является специальным курсом музыкально- хоровой студии «Вдохновение» - «Через красоту в музыке – к красоте человеческих поступков».

преподаватели

Давыдова Галина Владимировна

Куцева Клкна Владимировна

Штогрина Любовь Александровна

Содержание программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фортепиано» (базового уровня) является специальным курсом авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Музыкально-хоровая студия "Вдохновение".

Данный курс предполагает обучение по принципу индивидуального образовательного маршрута обучающегося.

Музыкальное образование – важный раздел эстетического воспитания. Игра на фортепиано – занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. В процессе обучения происходит воспитание терпения, усидчивости, а также социально-деятельной и активной личности, говоря языком психологии, воспитание личности ребенка.Актуальность программы заключается в ее общедоступности. Она предусмотрена для детей с любыми музыкальными данными, которые желают научиться игре на фортепиано. Программа ставит конкретные задачи, решение которых предполагает последовательность и постепенность музыкального развития воспитанников, с учетом их возрастных особенностей, при индивидуальном подходе к каждому из них. В любом случае обучение будет направлено на создание ситуации успеха, атмосферы радости, творчества и созидания.

Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей

Цели программы

Формирование и развитие творческих способностей детей посредством обучения игры на фортепиано; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном и нравственном совершенствовании, самоопределении и самореализации; формирование культуры здорового образа жизни и организация их свободного времени.

Результат программы

Обучающиеся будут иметь представление:
 основные функции лада, тоники, тонического трезвучия и его обращений;
 о музыке и творчестве композиторов;
 об исполнительской и зрительской культуре.
Обучающиеся будут знать:
 ритмические особенности группировок шестнадцатых, синкоп, триолей;
 главные функции лада;
 интервалы (с секунды до септимы);
 особенности и закономерности развития сонатной формы;
 простейшие приемы в исполнении контрастной полифонии: солирующая мелодия в верхнем голосе и контрастирующей в интонационно-ритмическом отношении нижний голос;
 логику гармонических последовательностей и движений голосов;
 строение различной крупной формы: вариации, рондо, сонаты;
 мажорные гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми;
 минорные гаммы (натуральные, гармонические, мелодические): Ля, Ми, Си, До, Соль, Ре минор.
Обучающиеся будут уметь:
 самостоятельно разбираться в тексте;
 определять в произведении лад, размер, ритм;
 свободно пользоваться динамикой, украшениями, штрихами;
 исполнять пьесы разного характера;
 сделать в музыкальном произведении анализ: гармонический, ритмический, мелодический самостоятельно и осмысленно разучивать музыкальный текст;
 в каждом произведении передать жанровый колорит и образное начало;
 свободно ориентироваться в аппликатуре;
 слышать гармонические последовательности и движения голосов, слышать все элементы музыки;
 исполнять различные виды имитационной и контрольной полифонии;
 подчинять исполнительскую «технику» выполнению художественно-музыкальных задач;
 проявлять в исполнении пьес различного характера художественную индивидуальность;
 играть мажорные гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа, Си-бемоль двумя руками в 4 октавы;
 играть минорные гаммы (натуральные, гармонические, мелодические): Ля, Ми, Си, До, Соль, Ре минор двумя руками в 4 октавы;
 сыграть тоническое трезвучие с обращениями, арпеджио короткие двумя руками, ломаные – каждой рукой отдельно;
 исполнить подряд четыре разных по жанру произведения:1) Этюд 2) Пьеса 3) Полифония 4) Крупная форма (рондо, соната, вариации).
Обучающиеся будут обладать:
 навыком чтения с листа произведений за 1 год обучения;
 навыком в исполнении различных полифонических форм (старинные танцы: прелюдии из цикла «Маленькие прелюдии и фуги» И.С. Баха);
 развитым музыкальным кругозором;
 художественно-эстетический вкусом;
 интересом к музыкальному исполнительству и творчеству;
 личностными качествами: воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность.