«Керамическая игрушка» (базовый уровень)

Программа Керамическая игрушка поможет сделать первые шаги в увлекательный мир народных промыслов. Дети приобретут практический опыт лепки керамических игрушек, узнают историю возникновения и развития народных промыслов. На занятиях развивается мелкая моторика рук, внимание, образное мышление, фантазия, воспитывается трудолюбие, аккуратность, формируется художественно-эстетический вкус, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Педагоги

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Черкасова Ирина Юрьевна

Расписание

Расписание

Занятия проводятся по адресу г. Протвино ул. Гагарина 2 А, в МАОУ ДО «ДЮЦ «Горизонт» в кабинете № 9, 1 год – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, 2 год – 3 раза в неделю по 2 учебных часа.

Режим занятий

1 год обучения – 144 учебных часа в год (2 раз в неделю по 2 академических часа)

2 год – 216 учебных часа в год (3 раза в неделю по 2 академических часа).

Продолжительность учебного часа зависит от возраста обучающихся: 6 лет – 30 мин.,7 лет – 35 мин. первое полугодие, дети и подростки школьного возраста – 45 мин.

Содержание программы

Керамика и в частности керамическая игрушка относится к наиболее древнему виду деятельности человека, в котором накоплен опыт многих столетий. Многообразие методов формования и декорирования изделий из глины, многостадийность технологии, делают изготовление изделий сложным, но интересным и увлекательным занятием. В программе подобранны для изучения наиболее интересные виды народных керамических игрушек таких как, дымковская игрушка, филимоновская, каргопольская и торжокская игрушка.

Принцип освоения материала строится «от простого к сложному». Дети на основе дымковской игрушки изучают технику лепки и способы росписи игрушек. Осваивают приёмы кистевого письма, основы композиции и цветоведения. Знакомятся с историей возникновения и развития дымковской игрушки. На следующем этапе освоения программы закрепляют полученные навыки и знакомятся с другими способами формования из глины и с другими видами керамической игрушки (Филимоновская, Каргопольская, Торжокская). Каждый вид игрушки имеет свою особенность в традиционной лепке и росписи. Этим и обусловлен подбор видов народной керамической игрушки.

Дети, обучающиеся по программе «Керамическая игрушка», учатся творчески подходить к выполнению работы, не нарушая традиционную форму и колорит изучаемых игрушек. У них развивается устойчивый интерес к русской культуре, к традициям и самобытности народных керамических промыслов.

Программа «Керамическая игрушка» позволяет создать условия для включения ребенка в творческие виды деятельности, создает благоприятную среду для его развития. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания. В настоящее время в обществе существуют проблемы продуктивной занятости свободного времени, проблемы воспитания культуры общения, проблемы оздоровления и творческого развития детей. Данная программа эти проблемы решает, пробуждает интерес у детей к новой творческой деятельности, даёт знания в области керамики, развивает творческие способности, формирует коммуникативные навыки. Программа способствует пробуждению интереса и любви к народному искусству, к истории России.

Программа «Керамическая игрушка» дополняет и расширяет знания по курсу «История России», «Обществознание», «Изобразительное искусство», «Черчение», «Технология», «Мировая художественная культура», «Биология», «Литература» и др.

Цели программы

Создание условий для формирования и развития творческих способностей ребёнка в процессе занятий народной керамической игрушкой, обучение основам традиционных технологий изготовления керамических игрушек, воспитание общечеловеческих ценностей, через уважение к истории и традициям русского народа.

Результат программы

Планируемый результат

1 год обучения

• развился устойчивый интерес к народным промыслам;

• сформировалось уважение к истории и традициям русского народа;

• развились коммуникативные качества;

• развиваются творческие способности;

• обучающиеся усидчивы, трудолюбивы, аккуратны;

• дети знают технику безопасности и соблюдают инструкции по охране труда;

• дети знакомы с историей возникновения и развития дымковского промысла;

• могут изготовить дымковскую игрушку;

• обучающиеся знакомы с основами цветоведения и композиции;

2 год обучения

• повысился уровень творческой активности и интереса к народным промыслам;

• развивается чувство патриотизма;

• могут строить доброжелательные межличностные отношения;

• развился художественный вкус;

• самостоятельно находят информацию по народно-художественному творчеству и делятся друг с другом;

• имеют навык самостоятельной работы по изготовлению композиций на заданную тему;

• обучающиеся владеют теоретическими знания по народным промыслам России;

• дети знакомы с историей возникновения и особенностям техник лепки и росписи филимоновской, каргопольской и торжокской игрушки;

• обучающиеся умеют применять знания по цветоведению и композиции.

Особые условия проведения

Для обучения по программе «Керамическая игрушка» обучающиеся объединяются в одновозрастные группы на основе добровольного вступления в объединение по заявлению от родителей и вступительного испытания в виде практической работы (лепка изделия из глины на свободную тему). Так как дети приходят в объединение с разным уровнем знаний и умений, формирование группы происходит по итогам вступительного испытания. Состав группы может меняться, после промежуточного контроля дети могут быть переведены в группу другого уровня.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

• занятия проводятся в отдельном кабинете соответствующим нормам Сан Пин;

• освещение естественное и искусственное;

• кабинет оборудован столами аудиторными и стульями;

• пластиковая доска для общего показа;

• книжный шкаф;

• шкафы и стеллажи для хранения заготовок и готовых изделий;

• выставочные витрины;

• металлический сейф для хранения красок и лаков и других материалов для работы;

• цикли и губки;

• электромуфельная печь;

• круглые станочки для лепки;

• кисти для росписи и лакирования: круглые (беличьи и колонковые № 1, 2, 3, 5), флейцевые (щетина и синтетика № 3 – 24);

• карандаши и стёрки;

• краски: гуашь, акварель, акрил, темпера, водоэмульсионная;

• палитра;

• калька;

• наждачная бумага;

• бумага формата А2, А3, А4;

• глина голубая и красная;

• наглядный и раздаточный материал;

• компьютер.

 

Информационное обеспечение

• литература по изучению народных промыслов России;

• книги-альбомы с репродукциями, фотографиями изделий;

• методические разработки по темам изучаемых видов керамической игрушки;

• подбор разработанных пособий по дымковской игрушке, филимоновской, каргопольской, торжокской;

• плакаты по тематике изучаемого материала;

• образцы изделий;

• раздаточный материал;

• интернет источники;

• презентации и видеоматериалы по технологии и истории видов лепки и росписи.