Адаптивное плавание (для детей-инвалидов и детей с ОВЗ)

В настоящее время в России число детей с умственными и физическими ограничениями постоянно возрастает. Этому способствует ряд неблагоприятных социальных, экономических, экологических и других факторов. Проблема реабилитации таких детей, в том числе и средствами физического воспитания, достаточно актуальна. Для детей с ограничениями физическое воспитание – не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и мощный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций. Характер нарушения функций организма при различных формах инвалидности или отклонений в развитии обуславливает соответствующие изменения в процессах адаптации к окружающей среде, снижая их уровень. Средства плавания в силу выраженного воздействия водной среды являются важным компонентом физического воспитания и реабилитации детей с ОВЗ Плавание является эффективным средством реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Помимо основной функции овладения навыком передвижения в воде они в значительной мере способствуют повышению уровня развития физических и психических качеств, а также оздоровлению. Специфическое воздействие водной среды на вестибулярный, опорно-двигательный аппарат, ЦНС, вегетативные и другие органы способно обеспечить компенсаторное влияние на нарушенные функции организма ребенка. Водная среда, обеспечивая через тактильные, температурные, мышечные и другие рецепторы мощное стимулирующее воздействие, оказывает положительное влияние не только на процесс физической реабилитации, но и на психическую сферу детей с ОВЗ.

Цели программы

В образовательной программе «Адаптивное плавание» учитывается возраст детского контингента, состояние его физического развития и степень необходимой коррекции и оздоровления.
На этапе спортивного оздоравливания занимаются дети, желающие укрепить физическими упражнениями в воде и на суше свой организм, не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача).
Квалифицированное использование в образовательном процессе эффективных профилактических методов и приемов обучения оздоравливающим упражнениям, сознательная концентрация внимания, мотивационый эмоциональный настрой, вера в результат и понимание необходимости занятий – все это дает положительный результат.

Занятие детей-инвалидов физической культурой и спортом во многих случаях можно рассматривать не только как средство, но и как постоянную форму жизненной активности – социальной занятости и достижений. Систематические занятия инвалидов физической культурой и спортом не только расширяют их функциональные возможности, оздоравливают организм, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, но и благоприятно воздействует на психику, мобилизуют волю, возвращают людям с ограниченными физическими возможностями чувство социальной защищённости и полезности.

Оздоровительное плавание развивает и укрепляет костно-мышечную систему, помогает сформировать красивый силуэт. Во время плавания в движениях участвуют все основные группы мышц, а это способствует пропорциональному их развитию и созданию мышечного корсета. Корригирующее влияние плавания заметнее всего при занятиях с детьми, у которых рост и формирование костносвязывающего аппарата ещё не закончились.

Специфика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – чрезмерная двигательная реактивность, интенсивная эмоциональная напряженность.
С учетом этого, для реализации программы используются следующие формы и методы: показ, опробование, рассказ с кратким объяснением, выполнение с коррекцией основных ошибок, объяснение основных ошибок, выполнение с
коррекцией индивидуальных ошибок, объяснение индивидуальных ошибок.

Программа ориентирует на создание мотивации, способствующей формированию навыков здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью. Программа является основой в формировании и укреплении растущего детского скелета и мышечного корсета, укрепления всего организма, предотвращения изменений в развитии основных функций опорно-двигательного аппарата, а также коррекция уже полученных изменений у детского организма.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Результат программы

За период обучения дети должны овладеть следующими знаниями и умениями:
 знать правила поведения на воде;
 свободно держаться на воде и погружаться в воду;
 проплывать 10-15 метров свободным стилем
 знать основные правила соревнований
 уметь быть самостоятельными.
 быть дисциплинированными, организованными, ответственными за свои
поступки.