«Художественная керамика» декоративно-прикладное творчество

Программа включает в себя изучение и овладение художественными приемами работы с глиной, также изучение красоты и гармонии окружающего мира, направлена на приобщение к практическому выполнению изделий, раскрытию таланта ребенка, развитие индивидуальности.

 

преподаватели

Скоморохова Нина Ивановна

Содержание программы

История керамики. Знакомство с видами декоративно-прикладного творчества. История возникновения керамики.

Работа с керамической массой (глиной). Подготовка глины к работе. Способы лепки. Методы заготовки глины, состав, свойства. Выполнение эскиза – построение орнамента.

Изготовление панно на примере кулонов. Пластовый метод работы с глиной. Виды художественных изделий, изготовленных пластовым методом (кулоны, панно). Изготовление панно, кулонов с изображением солярных знаков, с древней русской символикой (солнышко).

Изучение народных художественных промыслов. Дымковская игрушка. Изучение истории дымковского промысла. Демонстрация изделий мастеров Дымково, изделий педагога по типу Дымковской игрушки. Обучение созданию эскиза собственной работы. Создание эскизов работ – одиночных фигурок дымковских игрушек по заданию педагога. Лепка выбранных изделий, сушка, обжиг и декорирование работ.

Филимоновская игрушка. Изучение истории филимоновского промысла. Демонстрация изделий мастеров, изделий педагога. Знакомство с основами композиции, обучение созданию эскиза собственной работы. Создание эскизов росписи филимоновских игрушек по заданию педагога, по выбору обучающегося, лепка изделий. Сушка, обжиг и декорирование изделий.

Каргопольская игрушка. Изучение истории каргопольского промысла. Демонстрация изделий мастеров Каргополя, изделий педагога. Обучение композиции, созданию эскиза собственной работы, росписи изделий. Создание эскизов росписи каргопольской игрушки, лепка разных фигурок конструктивным методом, сушка, обжиг и роспись изделий. 16 ч.

Искусство Гжели. Изучение истории гжельского промысла. Демонстрация изделий мастеров Гжели, изделий педагога. Изучение законов композиции, орнаментов росписи гжельских изделий. Лепка гжельских фигурок по образцу педагога, по своему выбранному образцу. Сушка, обжиг и роспись изделий.

Изучение промыслов Сергиев Посада. Изучение конструктивного метода лепки, образцов изделий древних мастеров Сергиев Посада по книге Г. Дайн. «Игрушечных дел мастера». Лепка лошадки-качалки конструктивным методом, сушка, обжиг и декорирование изделий.

Лепка «бирюлек». Знакомство с игрой в «Бирюльки». Лепка маленьких изделий. Сушка изделий, обжиг и роспись.

Программа подразумевает участие детей в конкурсах и выставках, поэтому большое внимание уделяется изготовлению конкурсных работ обучающихся.

 

 

Цели программы

Развитие творческих способностей ребёнка посредством занятий декоративно-прикладным творчеством.

Результат программы

После освоения программы, обучающиеся должны знать правила техники безопасности при работе с керамической массой, специальными инструментами: стеки, заостренные палочки из разных материалов, кисти и различные красители. Должны знать историю возникновения искусства керамики в России и в других странах мира. Знать правила построения композиции в творческих работах, знать различные народные промыслы. Даются знания о других видах искусства: живописи, графики, рисунка, декоративно-прикладного искусства Древней Руси, тем самым реализуются межпредметные связи в обучении.

Должны уметь сделать работу по заданию педагога от начала до полного завершения правильно подобрать декорирование изделия соответственно выбранному промыслу, форме скульптурной работы, назначению изделия: игрушки, посуда, вазочки, декоративные украшения. Дети осваивают технику керамики на маленьких изделиях – кулоны, бусы, корзиночки. Основные приемы лепки из глины – жгутики, шарики, маленькие панно-кулоны. Также изучается история родного древнего города Сергиева Посада и района, где издревле процветали различные народные промыслы.

Знания и умения формируют навыки, которые способствуют успешным результатам не только в изучении художественной керамики, но и других различных предметов, изучаемых в школе. Также, развиваются личностные качества: аккуратность, терпение, настойчивость в достижении лучшего результата, умение работать в коллективе. Повышается толерантность (выдержка, самообладание, социальная адаптация).