СЮТур ДООП "Друзья природы"

На сегодняшний день обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду-первом звене системного непрерывного образования. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается, позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребёнка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать, или создать для него нужные условия; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Друзья природы» является модифицированной. Разработана на основе программы «Юный эколог» (Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010), одобренной Министерством общего, среднего и профессионального образования РФ в 1998 г.) В отличие от действующих, в данной программе большое внимание уделяется практической деятельности дошкольников, самостоятельным исследованиям природы родного края, что способствует воспитанию экологической культуры учащихся. Учащиеся пробуют себя в роли юных исследователей, группа создает детский исследовательский экологический проект.

Цели программы

Формирование начал экологической культуры через ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой.

Результат программы

К концу  года дети  должны:

знать:

·        о  живой и неживой природе

·        о  природе родного края,  

·        о хвойных и лиственных деревьях,

·        о дикорастущих и комнатных  растениях

·        о домашних и  диких животных, птицах

·        о  Красной книге

·        основные признаки сезонных изменений

·        о личном  и групповом снаряжении туриста

·        правила безопасного поведения на дороге, во время прогулки в природной среде

уметь:

·        ухаживать за комнатными растениями и  домашними животными в уголке природы,

·        различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения,

·        узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, синицу, снегиря,

·        различать и называть характерные особенности домашних и диких животных,

·        устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных,

·        иметь представления о классификации животного мира: звери, насекомые, рыбы, земноводные.

·        делать элементарные выводы и умозаключения

·        объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой, устанавливать причинно – следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

         В  процессе исследовательской работы дети должны овладеть определёнными навыками, а также умениями логического имтворческого мышления.

К ним относятся умения: (по А.И.Савенкову):                                            

- видеть проблему

- задавать вопросы

- выдвигать гипотезу

- давать определения понятиям

- классифицировать

- наблюдать

- умения и навыки проведения эксперимента

- структурировать полученный материал

- делать выводы и умозаключения

- доказывать и защищать свои идеи.

Качества личности, развиваемые  в результате обучения: любознательность, стремление к познанию нового, бережное отношение к природе, неравнодушие к проблемам окружающей среды,  коллективизм.                    Участие в исследовательской деятельности   помогает учащимся  изменять собственную точку зрения, посмотреть на объекты исследования с различных сторон, развивает оригинальность в ответах, раскованность.