«Павлин» (изобразительное искусство)

Программа "Павлин" обучает детей изобразительному искусству. Способствует раскрытию у детей творческих способностей посредством художественно-творческой деятельности и передачи своего эмоционально-чувственного и индивидуального отношения к окружающему миру. Обучающиеся участвуют в городских, областных конкурсах и выставках, в мастер - классах, конкурсах и выставках в Доме детского творчества.

 

Педагоги

Повалянова Ольга Анатольевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, стаж работы более 20 лет

Расписание

Занятия проводятся  со вторника по пятницу 2 раза в неделю.

Содержание программы

1 год

Вводное занятие. Беседа о красоте летнего времени года. Беседа о музеях. Линия, её виды. Понятия – свет, тень, рефлекс, шртиховка. Цветоведение. Способы работы кистью. Беседа по технике безопасности на рисование.
Изображение птиц. Домашние и дикие животные.
Признаки зимы в природе. Белый цвет – цвет зимы. Новогодний праздник. Ели, их восстановление в природе. Зимние забавы.
Рождество. Русский храм. Беседа по технике безопасности. Ледяная сказка Севера.
Декоративно-прикладного искусство. Дерево и бумага – строительный материал. Подарок на 23 февраля.
Признаки весны в природе. Чем пахнет лес. Весенние цветы. Весенние птицы. Художник А.Саврасов. Изображение водной стихии. Художник И.Айвазовский. Весенняя ярмарка.
Земля – как наш космический дом. Фантастический рисунок.
Портрет. Человек – венец природы. Художники портретисты Ф.Рокотов, В.Серов, В.Тропинин.
Земля одевается в свой лучший наряд. День Победы. Город весной. Весна в деревне и на даче. Бабочки – летающие цветы.
Итоговое занятие – чему нас научили занятия в изостудии «Павлин». Рисунок на конкурс "Как прекрасен этот мир!"

2 год

Вводное занятие. Формирование групп. Беседа о прошедшем лете.
Художественные средства выразительности. Знакомство с техникой рисования граффити. Пейзаж родной земли.
Воздушная и линейная перспектива.
Рисование одно, двух и трёх планового пейзажа.
Натюрморт – мир вещей вокруг человека. Рисование с натуры.
Разнообразие мира птиц.
Способы изображения птиц.
Птицы горных районов.
Птицы, живущие у воды.
Общие правила изображения и лепки животных. Животные домашние и дикие.
Признаки зимы в природе. Белый цвет – цвет зимы.
Зимний пейзаж. Зимние скульптуры изо льда и снега. Новогодний праздник. Беседа по ПДД.
Рождество и святочные гуляния. Церковь – царевна, церковь – крестьянка. Художники А.Иванов, А.Рублёв.
Фигура человека – симметричность и пропорциональность.
Наброски с натуры.
Изображение зимней одежды человека. Декоративно-прикладное искусство мозаика.
Вторая жизнь дерева. Изображение русской избы. Музыкальные инструменты. Декоративно-прикладное искусство резьба по дереву.
Весна идёт – весне дорогу.
Весеннее настроение в природе и у людей. Знакомство с техникой пуантилизма. Морской пейзаж с дельфинами. Декоративно-прикладное искусство Жостово.
Загадочный и бескрайний космос. Путешествие на другие планеты. Знакомство с направлением сюрреализма. Знакомство с техникой граттаж.
Портрет. Иллюстрация с портрета известного художника – копирование.
Сатирические образы человека. Художники Кукрыниксы. Дружеские шаржи.
Пришёл победный май. Скульптура на улице.Скульптор В.Мухина.
Изображение радостного и цветущего времени года.
Знакомство с техникой кубизма.
Итоговое занятие. Путешествие в мир наших рисунков. Виртуальное путешествие в Третьяковскую галерею.
Рисунок на итоговую выставку "Я очарован красотой Земли!".

3 год

Вводное занятие. Формирование групп. Выставка рисунка о прошедшем лете (летнее домашнее задание).
Подготовка загрунтованного картона для рисования гуашью. Беседа по технике безопасности и ПДД.
Пейзаж – большой мир. Виды пейзажа.
Осенняя палитра.
Художник С.Щедрин.
Пейзаж с озером. Пейзаж карандашом.
Натюрморт. Натюрморт в графике. Роль цвета. Свет и тень.
Техника кубизма. Пластилиновая картина. "Птица по небу летит.
в радуге исчезает". Разнообразие мира птиц.
Изображение птиц цветными карандашами. Лепка. Общие правила изображения животных. Экзотические и редкие животные. Лепка.
По сугробам неслышно шла зима. Образ зимы. Использование техники объёмного рисования. Новогодний карнавал. Маски. Театр кукол.
Изображение праздника Рождества Христова. Древние соборы. Создание макета собора. Художник А.Васнецов. Фигура человека. Лепка. Художник П.Федотов. 
Зима не лето в шубу одета. Виды декоративно-прикладного искусства оренбургские пуховые платки, кружева Ельца, русская народная вышивка, современное декоративное искусство
Вторая жизнь дерева. Деревянные игрушки. Резьба по дереву. Деревянная посуда. Лепка деревянной игрушки.
Весна – пора пробуждения природы. Весенний пейзаж. Народные гуляния на масленицу. Жанровая сценка. Художник Б.Кустодиев. Раннецветущие кустарники. Первые цветы. Весенние птицы лепка из пластилина. Апрель – месяц живой воды. Морской пейзаж – марина. Изображение подводного мира. Декоративно-прикладное искусство Хохломы, Городца, платки Павлова Посада. 
Космические дали. Герои космоса. Фантазия и реальность. Фантастический рисунок «Динозавр». 
Портрет. Конструкция головы и её пропорции.
Роль цвета в портрете.
Копирование портретов известных художников. Автопортрет. Художники К.Брюллов, И.Крамской, Д.Левицкий. Автопортрет.
Праздник Победы. Песни военных лет. Встречаем весну в городе и на даче. Пейзаж – настроение «В весеннем лесу». Натюрморт «Клубника». Техника а ля прима. 
Итоговое занятие. Беседа с воспитанниками о картинах, художниках, о своих работах и достижениях. Виртуальное путешествие в Эрмитаж. Рисунок на память педагогу и на итоговую выставку "Мы рисуем мир!".

Цели программы

Раскрытие у детей творческих способностей посредством художественно-творческой деятельности и передачи своего эмоционально-чувственного и индивидуального отношения к окружающему миру в своих работах.

Результат программы

К концу 1 года обучения должны знать:
-разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;
-разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объём, композиция, ритм);
-отличия рисунка с натуры от рисунка по памяти, от декоративного;
-правила расположения рисунка на листе бумаги;
-имена художников, чьё творчество связано с природой и сказками (И.Айвазовский, И.Левитан, В.Васнецов, М.Врубель);
-основные виды декоративно-прикладного искусства (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, русская матрёшка и т.д.);
-познакомиться с основными жанрами изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, скульптура);
-иметь представление о природе, как об источнике красоты и вдохновения.

должны уметь:
-пользоваться доступными средствами и материалами;
-в доступной форме использовать художественные средства выразительности;
-владеть навыками смешивания красок, выразительно использовать тёплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки, согласовывать цвет элементов и фона;
-использовать первые представления о передачи пространства на плоскости;
-использовать первые навыки при изображении природных элементов (растений, животных, птиц, представителей подводного мира, насекомых и т.д.);
-использовать первые навыки при изображении пейзажа, портрета и натюрморта;
-выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
- владеть первыми навыками пластилиновой скульптуры;
-создавая аппликации, вырезать бумагу по контуру, сгибать, получать объёмные работы.

К концу 2 года обучения должны знать:
-больше различных материалов, которыми можно пользоваться в художественной деятельности (карандаш, гуашь, краски, тушь, пастель, фломастеры, мелки и т.д.);
-разнообразные выразительные средства (линейная перспектива, воздушная перспектива, композиционный центр, плоскость, линия, штрих, пятно, объемный рисунок, понятия свет и тень);
-основные правила линейного рисунка;
-основные правила изображения пейзажа, портрета, натюрморта;
-имена художников, чьё творчество связано с изображением природы, людей, различных предметов натюрморта (И.Левитан, А.Куинджи, А.Саврасов, Тропинин, Боровиковский, Б.Кустодиев, Рокотов, Рерих, Сарьян, Глазунов, Шилов, Рембрант, Леонардо да Винчи и т. д.) и уважать личность художника;
-виды декоративно-прикладного искусства (витраж, мозаика);
-что природа эмоционально воздействует на человека и помогает ему создавать прекрасные работы.

 должны уметь:
-уверенно пользоваться доступными средствами и материалами;
-использовать основные и дополнительные цвета, уверенно владеть способами смешивания красок для получения желаемого оттенка, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной задачи;
-эмоционально строить композицию с помощью ритма линий, объёмов, их движений;
-использовать разнообразие природных форм в своём рисунке для создания выразительных образов;
-использовать приобретённые знания при изображении пейзажа, портрета и натюрморта;
- работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги объёмные работы;
-уметь работать в паре, в группе и коллективно.

К концу 3 года обучения должны знать:
-о трёх основных видах художественной деятельности – изображение на плоскости и в объёме, художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве, украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных материалов;
-первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства – живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство;
-основные выразительные возможности художественных материалов (карандаш, гуашь, акварель, уголь, тушь, пастель, фломастеры, мелки и т.д.);
-первичные навыки художественного восприятия видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значения в жизни человека;
-знать, как можно анализировать произведения искусства, активно использовать художественные термины, знать произведения и имена многих художников, знать многие музеи и картинные галереи;
-виды, техники и направления в живописи (пуантилизм, модернизм, авангардизм и т. д.);
-знать о роли художника в различных сферах жизни человека;
-знать о богатстве и разнообразии художественных культур народов нашей страны и Земли и о единстве эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни.

должны уметь:
-выработать навыки уверенно пользоваться доступными средствами и материалами;
-свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой, свободно заполнять лист цветовым пятном;
-овладеть начальным опытом самостоятельной творческой деятельности;
-использовать свою фантазию, воображение, наблюдательность для творческой деятельности;
-полностью освоить знания при изображении пейзажа, портрета и натюрморта, различных видов декоративно-прикладного искусства;
-при работе с мягкими материалами (глина, пластилин) создавать выразительные объемные композиции;

Особые условия проведения

В объединении в соответствии с учебным планом сформированы разновозрастные и одновозрастные группы. Они являются основным составом объединения. Группы существуют для учащихся 1 и 2 смен. Состав группы постоянный.

Материально-техническая база

Имеется специальная учебная зона. Она оборудована столами и стульями, предусмотренными для определенного возраста детей, магнитная доска. Выделена зона для установки мольбертов. Имеется видео и аудио аппаратура для просмотра видео учебного материала и прослушивания музыкальных произведений. Наглядные пособия – стеклянные витрины с предметами декоративно-прикладного искусства, на стенах специальные плакаты «Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт», «Скульптура», «Азбука цвета». В специальном шкафу располагается много наглядного материала для проведения занятий по программе. В специальном шкафу есть все необходимое для проведения практических занятий – альбомы для детского творчества, листы белой и тонированной бумаги в формате А-3, А-4. белый и цветной картон, бумажные салфетки, набор цветной бумаги, кисти разных размеров, краски гуашевые и акварельные, тушь цветная, цветные и простые карандаши, фломастеры, пастель,

Стоимость

Бюджет

Видео

[ "" ]