"Родничок"

Необходимая предпосылка для реализации настоящей программы - организация в дополнительном образовании специальной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и природой. «Родничок» является программой, обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников и младших школьников по предметам «Окружающий мир», «Природоведение».

преподаватели

Педагог высшей квалификационной категории Елисеева Алла Евгеньевна

Расписание

занятия проходят два раза в неделю по одному академическому часу

Содержание программы

1 год обучения

1.Вводное занятие.(1час)

На вводном занятии дети знакомятся с содержанием курса работы объединения. Происходит знакомство с детьми (игра «Назови своё имя»).

Беседа с презентацией на тему: «Почему мы часто слышим слово – ЭКОЛОГИЯ…»

2.Блок занятий «Осень».(4 часа)

Формируется обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Зависимость существования растений, животных от условий внешней среды. Труд людей осенью.

      3.Блок занятий «Грибы». (2 часа)

Знакомство детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Зачем грибы лесу. Обогащается словарный запас детей (подосиновик, подберезовик, грибница, шампиньон, лисички, боровик, мухомор, бледная поганка). Условия для роста и развития грибов. Правила сбора грибов.

4.Блок занятий «Деревья». (7 часов)

Разнообразие видов деревьев в природе. Части дерева (корень, ствол, листья и пр.). Связь деревьев с насекомыми, птицами, зверями и другими растениями. Последствия уничтожения деревьев (исчезновение животных, растений, муравейников, грибов). Лиственные деревья (береза, клен, липа, дуб, вяз и др.). Хвойные деревья (ель, сосна и др.). Смешанный лес. Садовые деревья. Что мы сажаем, сажая леса?

             5.Блок занятий «Природные явления». (5 часов)

Что такое природа? Живая и неживая природа. Явления природы (гроза, радуга, ветер, шаровая молния, смерч, ураган, эхо и т. д.). Осадки (дождь, снег, туман, град, роса). Термометр. Народные приметы. Календарь погоды.

6.Блок занятий «Зима». (4 часа)

Беседа о зиме (состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных). Зимние месяцы (особенности каждого месяца, народные приметы).

7.Блок занятий «Вода». (4 часа)

Проект «Волшебница вода». Вода в природе. Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества (на опытах). Различные состояния воды (лед, пар, вода). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни человека, животных и растений. Использование воды человеком. Вода в нашем доме. Необходимость экономии воды.    

8.Блок «Птицы». (9 часов)

Покорители воздушного океана. Перелетные птицы. Для чего птицам перья? Самая большая и самая маленькая птицы.

9.Блок «Воздух». (4 часа)

Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер – движение воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Роль растений в поддержании чистоты воздуха. Источники загрязнения: заводы, фабрики, автомобили.

10.Блок «Животные». (10 часов)

Разнообразие животного мира. Знакомство с некоторыми животными. Питание животных, способы передвижения. Места обитания. Домашние и дикие животные, «жилище» животных. Сезонные изменения в жизни животных. 

11. Блок «Весна». (4 часа)

Весенние месяцы (март, апрель, май). Особенности каждого месяца. Природные изменения (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы).

12. Блок «Насекомые». (6 часов)

Кто такие насекомые и почему их так назвали? Знакомство с       некоторыми насекомыми. Способы передвижения насекомых. Их роль на Земле.

            13.Блок «Цветы и травы». (6 часов)

Жизнь цветка. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Лекарственные травы. Ядовитые растения (волчье лыко, вороний глаз). Растения водоёмов. Культурные растения. Комнатные растения.

            14.Блок «Лето». (4 часа)

Летние месяцы (июнь, июль, август). Изменения в природе с приходом лета. Приметы лета. Особенности каждого летнего месяца.

2 год обучения.

1. Вводное занятие. (1 час)

Повторение пройденного. Беседа на темы: « Как я прожил этот год? Сделал ли я что – то хорошее для Земли? Не сделал ли чего-нибудь плохого?»

2. Блок занятий «Осень».(3 часа)

Обобщить и систематизировать знания детей об осени. (Постепенно дни становятся короче,  холоднее, часто идут дожди, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают. В полях, на огородах, в садах убирают урожай. Исчезают насекомые, перелетные птицы. Многие зимующие птицы приблизились к жилью человека. Некоторые звери залегли в спячку, другие сделали запасы пищи.) Связь между продолжительностью дня, температурой воздуха  и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Бережное отношение к растениям и животным.

3. Блок занятий «Зима».(3 часа)

Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

4. Блок занятий «Весна».(3 часа)

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы). Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.

5. Блок занятий «Лето».(3 часа)

Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаков. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.

6. Блок занятий «Деревья».(10 часов)

Уточнить и расширить представления детей о деревьях. Закрепить знания детей о деревьях, различных  их частях (корни, ствол, крона и т. д.) Учить отличать дуб от сосны.

7. Блок занятий «Природные явления».(5 часов)

Что такое природа? Живая и неживая природа. Явления природы (гроза, радуга, ветер, шаровая молния, смерч, ураган, эхо и т. д.). Осадки (дождь, снег, туман, град, роса). Термометр. Народные приметы. Календарь погоды.

8. Блок занятий «Птицы».(8 часов)

Информационно-познавательный проект «Покормите птиц зимой»
Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы. Научить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням. Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.

9. Блок занятий  «Воздух».(5 часов)

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на Земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.  

10. Блок занятий «Насекомые».(6 часов)

Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы), местам обитания (наземные, водные), способов передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие). Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

11. Блок занятий «Цветы и травы».(6 часов)

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. О правилах  их сбора, хранения и применении. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческого воображения.

12. Блок занятий «Вода».(6 часов)

Проект «Волшебница вода». Экспериментирование с водой
Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с некоторыми свойствами воды. Охрана воды.

13. Блок занятий «Животные». (11 часов)

Информационно-познавательный экологический проект
«В мире животных»
Формировать представления детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Цели программы

На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры детей, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.

Результат программы

Личностные результаты освоения программы:

v знать 10 видов животных и их отличительные признаки;

v знать отличительные особенности нескольких видов птиц;

v основы экологических знаний о живой и неживой природе;

v основы о взаимосвязи животного и растительного мира;

v названия самых распространенных растений, животных, насекомых;

v время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне.

v отличать хищных животных от травоядных;

v отличать перелетных птиц от зимующих;

v отличать садовые цветы от полевых;

v отличать деревья от кустарников;

v называть все явления природы;

v уметь участвовать в беседе.

v Метапредметные результаты освоения программы:

v уметь отличать по признакам 10-15видов растений и знать их названия;

v владеть нормами и правилами поведения в окружающей природной среде;

v иметь представление о свойствах воды и её значении в быту;

v владеть навыками творческой деятельности (составить рассказ, нарисовать картинку, рассказать);

v различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;

v ориентироваться во времени.

v основы экологической культуры;

v некоторые особенности природы своего края;

v основные признаки времен года;

v значение природы для человека;

v группы растений и животных;

v некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны;

v правила поведения в природе;

v особенности труда людей наиболее распространенных профессий;

v экосистемную организацию природы Земли в границах обитания человека.

v Предметные результаты освоения программы:

v называть времена года, отмечать их особенности;

v знать о взаимодействии человека с природой в разное время года;

v знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений;

v знать название родного города, страны, ее столицу;

v бережно относиться к природе;

v уметь участвовать в беседе.

v различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;

v выполнять правила личной гигиены;

v различать изученные растения, животных;

v вести наблюдения в природе;

v подкармливать птиц в простейших кормушках;

v ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;

v уметь оценивать состояние окружающей среды своей местности;

обладать потребностью, направленной на реализацию здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;

Особые условия проведения

Программа находится в сетевом взаимодействии с ГОУ ВО МО «Государственный социально- гуманитарный университет» Луховицкий филиал государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес"

Стоимость

бюджет