Живое перо

Программа актуальна и востребована, так как синтез древнего и современного письма повышает интерес к изучению истории возникновения и развития родной письменности, а также расширяет представления учащихся о стилях письма в современном мире. Дети знакомятся с леттерингом – нетрадиционной техникой рисования букв, создания декоративных шрифтов - как одним из видов, стилей и жанров изобразительного искусства, формирующим эстетический вкус. Занятия исторической каллиграфией повышают у ребёнка интерес к письму в целом, мотивируют к выработке красивого разборчивого почерка.  Программа не только дополняет знания исторической направленности, но и обогащает умения и навыки актуального,  прикладного характера.

преподаватели

Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Филина Галина Геннадьевна

Расписание

Занятия проходят с сентября по май, 1 раз в неделю по 2 часа.

Содержание программы

Занятия проводятся в виде комбинированных теоретико-практических уроков, лекций, бесед. Для лучшего восприятия материала используются наглядные пособия: демонстрационные образцы инструментов письма, копии исторических документов.

Основные разделы программы:

-что такое «леттеринг»: знакомство с понятиями «каллиграфия», «леттеринг», «типографика», основными видами леттеринга (гротеск, антиква, скрипт) и историей его развития;

-базовые знания о славянской письменности: происхождение славянской азбуки; создатели славянской письменности  Кирилл и Мефодий; азбука кириллица; азбука глаголица; виды письма: устав, полуустав, вязь, скоропись; основы письма широким пером.

 

Цели программы

Формировать гражданскую патриотическую позицию путем изучения истории и культуры России, развивать художественный вкус обучающихся.

Задачи программы:

1. Сформировать представление о происхождении и процессе развития древнеславянской и древнерусской письменностей и их носителей – букв, слов, книг, а также современном развитии каллиграфии;

2. Познакомить учащихся с графическими особенностями славянской письменности и их изменениями в процессе развития;

3. Обучить работе с инструментами: плакатное перо, металлическое широкое перо, линеры, брашпэн, кисти;

4. Научить основным приёмам исторических типов славянского письма: устав, полуустав, древнерусская скоропись, древнерусская вязь;

5. Ознакомить с технологиями современного искусства, приемами нетрадиционного рисования, способами изображения с использованием различных материалов;

6. Изучить правила составления буквенных композиций, стилистику написания букв и слов в технике «леттеринг»;

7. Сформировать представление о типографике и каллиграфии - их формах, стилях, композиции.

 

Результат программы

Планируемые результаты обучения:

1. Обучающиеся будут знать:

· историю возникновения славянской письменности;

· буквы старославянского и древнерусского алфавитов кириллицы и глаголицы, их графемы, названия и правильное чтение;

· основные инструменты и материалы, использовавшиеся для письма и в Древней Руси и способы их изготовления;

· отличительные признаки уставного и полууставного письма, славянской скорописи, славянской вязи, славянских буквиц;

· базовые понятия каллиграфии широкого пера;

· базовые приёмы письма широким пером;

· основные приемы соединения букв в славянской вязи;

· особенности чтения древнерусского письма (сокращения, выносные буквы);

· основные течения и стили современной каллиграфии, особенности "леттеринга";

· базовые приёмы письма кистью, брашпэном;

· базовые основы в создании правильной композиции.

2. Обучающиеся будут уметь:

· читать со словарём и вспомогательными таблицами отрывки древнерусских текстов, написанных уставом или полууставом;

· пользоваться каллиграфическими перьями, чернилами;

· рисовать базовые узоры плакатным пером;

· писать буквы древнерусской вязи с использованием прописей;

· рисовать базовые и различные декоративные элементы, буквы;

· пользоваться линерами, брашпэном, и другими письменными принадлежностями, выбирать соответствующие принадлежности и инструменты;

· оформлять открытки, плакаты;

· наблюдать за шрифтами и леттерингом в повседневной жизни и анализировать стилистику написания;

· дополнять и улучшать существующее написание, не выходя за рамки стиля;

· создавать рукописные надписи и шрифтовые композиции от наброска до финального исполнения в различных материалах по собственному замыслу;

· формировать свой собственный декоративный шрифт.

Особые условия проведения

Для освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы особых условий не требуется.

Материально-техническая база

1. Светлое помещение, оборудованное письменными столами, стульями, классной доской.

2. Необходимые инструменты:

· канцелярский нож;

· перо плакатное № 1,2,5,6;

· бумага 80г/м";

· перо металлическое Round hand 4 мм, 2 мм;

· тушенакопитель для металлического пера;

· держатель (ручка) для металлического пера;

· альбом (папка с листами) формата А4;

· черная ручка;

· линеры (0,3 и 0,5 мм);

· брашпэн (круглый);

· карандаш;

· ластик;

· плотная бумага для рисования;

· бумага 80г/м";

· кисточки (синтетика № 1,2,3,5);

· акварель;

· цветные карандаши;

· клеёнки на столы;

· тушь черная;

· ёмкость для туши (тушница);

· перья (острые размер 0.5, 0.75, 2, 3);

· тушь цветная для каллиграфии;

· фольга для золочения;

· клей для золочения.

Стоимость

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется на бюджетной основе.

Видео