Хоровое пение. Предпроф.

Музыкальное, творческое, эстетическое, нравственное развитие учащегося через обучение хоровому пению, музыкально теоретическим дисциплинам.

Требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации программы «Хоровое пение» установлены федеральными государственными требованиями.

Программа «Хоровое пение» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

  • выявление одарённых детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.

 Программа Школы опирается на почти пятидесятилетний практический опыт преподавателей – хормейстеров школы, прежде всего Заслуженного деятеля искусств РФ Б.А. Толочкова. В период его деятельности школа сформировалась как стройная система возрастных хоров, связанных между собой по принципу усложнения требований, репертуара. Б.А. Толочков создал единственную в своём роде хоровую школу, где решена проблема преемственности поколений: дети начинают обучение с 5 (4,5) лет и, взрослея и набираясь опыта, постепенно переходят из одного возрастного хора в другой в стенах одной хоровой школы.

Самые одарённые выпускники продолжают совершенствовать своё мастерство в Академическом хоре "Подлипки".

Реализацию учебного предмета «Хор» Школа обеспечивает на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы ОП «Хоровое пение» подразделены на:

младшие хоры: «Росинка» (7 лет, 1-й класс), «Капелька» (8 лет, 2-й класс); 
средние хоры: «Родничок» (9 лет, 3-й класс), «Ручеёк» (10 лет, 4-й класс), Хор мальчиков (7-11 лет, 1-5 класс);
старшие хоры: «Кандидатский» (11 лет, 5-й класс), концертный хор «Поток» (12-14 лет, 6-8 классы).

Все хоровые коллективы активно участвуют в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности, повышают своё исполнительское мастерство через участие в конкурсной деятельности.

преподаватели

Реализация Программы обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

Содержание программы

Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет с возможностью дополнительного, 9-го, года обучения для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Организация образовательного процесса в Школе регламентируется учебным планом, расписанием занятий и годовым календарным учебным графиком.

Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель.

Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели.

Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделённым каникулами. Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком.

 

При реализации программы «Хоровое пение» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1933 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01. Музыкальное исполнительство:

  • УП.01. Хор – 921 час: 1- 4 классы – 3 ак.ч./нед.; 5-8 классы – 4 ак.ч/нед.
  • УП.02. Фортепиано – 329 часов: 1-8 классы – 2 ак.ч/нед.
  • УП.03. Основы дирижирования – 25 часов: 7-8 классы 05-1 ак.ч/нед.

ПО.02. Теория и история музыки:

  • УП.01. Сольфеджио – 378,5 часа: 1 класс – 1 ак.ч/нед., 2-8 классы – 1,5 ак.ч/нед.
  • УП.02. Слушание музыки – 98 часов: 1-3 классы – 1 ак.ч/нед.
  • УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) – 181,5 часа: 4-7 классы – 1 ак.ч/нед., 8 класс – 1,5 ак.ч/нед.

 (*) Продолжительность академического часа составляет 45 минут.

В разделе Расписание дано примерное типовое расписание учащегося. Каждый учащийся Школы имеет индивидуальное расписание, что обсуловлено наличием индивидуальных предметов и нескольких групп каждого класса по теоретическим предметам.

Цели программы

Творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, приобретение им теоретических знаний и практического опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Результат программы

Результатом освоения программы «Хоровое пение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: 

в области музыкального исполнительства:

а) хорового:

  • знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;
  • умения самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;
  • навык исполнения произведений а капелла;
  • навык исполнения многоголосных произведений;
  • умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
  • навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;
  • первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
  • навыков публичных выступлений;

б) инструментального:

  • знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;
  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • умения создавать художественный образ при исполнении на фортепиано музыкального произведения;
  • умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
  • умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;
  • навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
  • навыков подбора по слуху музыкальных произведений;
  • первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
  • навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:

  • знания музыкальной грамоты;
  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
  • первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
  • умения использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
  • умения осмысливать музыкальные произведения, события путём изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
  • навыков восприятия элементов музыкального языка;
  • сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
  • навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путём группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
  • навыков анализа музыкального произведения;
  • навыков записи музыкального текста по слуху;
  • первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

 

Особые условия проведения

При приёме на обучение по Программе Школа проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей.

Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти, вокальных данных.

Материально-техническая база

Для реализации программы «Хоровое пение» в Школа располагает всеми необходимыми учебными аудиториями, специализированными кабинетами и материально-техническим обеспечением:

  • концертный зал с 2-я концертными роялями, хоровыми станками, пультами, световым и звукотехническим оборудованием;
  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,
  • 2 учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Хор» со специализированным оборудованием (хоровыми подиумами, роялями);
  • техническое оборудование: led-экран, интерактивный стол, интерактивные панели и другие интерактивные устройства, обеспечивающие наглядность и эстетику представляемой информации.

Все учебные аудитории оснащены роялями или фортепиано, а также, в зависимости от преподаваемых дисциплин, необходимым звуковым и видео оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

Стоимость

Финансирование программы - из средств Муниципального бюджета.