Основы театрального мастерства

Программа «Основы театрального мастерства» имеет художественную направленность и разработана на основе педагогических и режиссерских открытий К.С. Станиславского–"как единственно возможного фундамента, на котором должна строиться педагогика театра, в котором играют дети". Многое привнесено в программу из методики работы в любительском театре С.В. Клубкова, профессора Московского государственного университета культуры, посвятившего свою жизнь созданию новаторской театральной школы, которая опиралась на итоговые открытия Станиславского и достижения наиболее талантливых его последователей, из образовательной программы «Актерское мастерство» педагога дополнительного образования ЦРТДЮ г.Королева,  Л.В. Соколовой и дополнено личным опытом педагога.

Настоящая программа содержит изучение основ актерского мастерства, сценической речи и сценического движения, постановку спектаклей и активное участие учащихся в творческой деятельности. Работа над всеми компонентами профессионального мастерства адаптирована к работе с детьми, учитывает психофизическое развитие детей разного возраста.

Реализация программы позволяет включить в механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Программа предоставляет возможность помимо получения базовых знаний, эффективно готовить учащихся к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью.

преподаватели

Педагог дополнительного образования высшей категории Туманская Людмила Николаевна

Расписание

Занятия ведутся с сентября по май.

 

1 год обучения – 2 раза в неделю по 1 часу.

 

Содержание программы

Настоящая программа составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования.

Содержание и материал программы дифференцируется по уровням сложности, предусматривая задания разного уровня по каждой теме: 1-й год обучения- "стартовый уровень" (72 часа).

Дети из группы"стартового уровня" могут включаться в группу «базового уровня» после прохождения обучающего курса, пополняя основной состав, ввиду творческой необходимости при подготовке спектаклей.

Обучение проводится в форме групповых занятий, что не исключает необходимости индивидуального подхода к каждому учащемуся. При организации занятия используются следующие методы обучения : словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста сценического произведения), наглядные ( показ видеоматериалов, иллюстраций, пособия и раздаточный материал), практические (тренинги, этюды, упражнения).

 Часть группового занятия отводится на тренинги по актерскому мастерству, сценической речи или сценическому движению, другая часть- беседам о театре, работе над постановкой спектакля.

Темы изучаются не только последовательно, а входят в виде упражнений-заданий в другие занятия.

Занятия проводятся в форме тренингов, репетиций, спектаклей, концертов, праздников, открытых занятий.

Основным художественным продуктом обучения является спектакль. Закрепление приобретенных навыков выражается в исполнительской деятельности: показе спектаклей для зрителей, проведении Дней Театра в образовательных учреждениях, выступлениях в концертах и проч. Это является частью учебного процесса, в результате которого приобретаются навыки исполнительской деятельности: во время действия в условиях публичности активизируется весь психофизический процесс обучаемого, в ходе спектакля осуществляются поставленные задачи по раскрытию "зерна роли".

Цели программы

Цель программы– эстетическое воспитание и формирование у учащихся высоких духовных качеств посредством театрального искусства, развитие их творческих способностей, художественного мышления, воспитание актерских навыков и умений.

Задачи программы

Обучающие:

- обучение учащихся основам теории и практики актерского мастерства и сценического действия, сценической речи, сценического движения;

- формирование умения и навыки исполнительской деятельности;

-ознакомление с профессиональным языком, понятиями и категориями, знаниями о театральном искусстве и его ведущими деятелями.

Воспитательные:

- воспитание чувства товарищества и личной ответственности, овладение навыками межличностного общения и сотрудничества в коллективе;

-воспитание познавательного интереса к театральному искусству, расширение горизонтов познания;

-воспитание зрительской культуры.

Развивающие:

-развитие артистических и творческих способностей детей;

-развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии;

-развитие продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.

Результат программы

В результате освоения комплекса дисциплин, входящих в данную программу, у учащихся формируются определенные актерские исполнительские знания, умения и навыки, художественное мышление, которые способствуют самореализации творческой личности на основе коллективной творческой деятельности. Обучение по программе должно подвести учащихся к умению совершать подлинные целесообразные органические действия в вымышленных обстоятельствах. Для этого программа помогает воспитать чувство правды действия, переживания, а артистическая техника должна быть доведена до такого состояния, когда природа исполнителя сама, непроизвольно втягивается в процесс творчества. Овладение основами театрального искусства подготовит каждого учащегося к любой творческой деятельности, выбранной им в будущем.

Результаты успешного овладения учащимися содержания программы отслеживаются с помощью следующих методов: педагогического наблюдения, педагогического мониторинга и анализа проводимых открытых и итоговых занятий, выполнения самостоятельных работ, результатов опросов, тестирования, участия воспитанников в спектаклях, социально-значимой деятельности, концертах и конкурсах. Педагогический мониторинг позволяет отслеживать результативность образовательного процесса и включает в себя традиционные формы и виды контроля, диагностику творческих способностей, характеристику уровня творческой активности учащегося.

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

Материально-техническое оснащение занятий:

- просторный хорошо проветриваемый зал и сценическая площадка, оборудованные в соответствии с санитарными нормами;

- костюмерная со шкафами, вешалками для хранения сценических костюмов, реквизита, гримировальных, сценических принадлежностей, зеркало ;

- столы и стулья, соответствующие числу обучающихся в группе;

- технические средства: звукоусилительная аппаратура, музыкальный центр, ноутбук;

-оборудование: сценические станки, ширмы, микрофоны;

- наличие необходимых материалов для изготовления декораций и реквизита;

- театральный реквизит и набор элементов сценических костюмов: накидки, головные уборы, перчатки, шарфы, маски, посуда и вазы из небьющихся материалов, скатерти, отрезы тканей, цветы, муляжи овощей и фруктов, мячи, сценическое оружие,

- пособия по пошиву сценических костюмов и изготовлению театрального реквизита;

- наличие у учащихся специальной спортивной одежды и мягкой обуви для проведения сценических тренингов и репетиций.

 

Стоимость

Программа реализуется на бюджетной основе.

Видео