Обучение иностранному языку в начальных классах обладает выраженной спецификой по сравнению с последующими уровнями образования. В первые годы овладения новым языком происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для широкого круга коммуникативных задач. В дальнейшем учащиеся смогут решать эти же задачи в рамках новых тем и новых ситуаций общения. Таким образом, на начальном уровне закладывается база для дальнейшего иноязычного образования, формирует мотивацию к изучению предмета в последующие годы. Этому способствуют особенности учащихся младшего школьного возраста, которые отличаются большой восприимчивостью к изучению языков. Это позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
В свою очередь, изучение английского языка способствует развитию речевых способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи детей на родном языке. В частности, занятия английским языком приучают младших школьников слушать партнера по общению, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию собеседника и моделировать собственную интонацию в зависимости от цели высказывания, планировать свое высказывание и т. д. Важно также, что изучение английского языка позволяет расширить словарный запас младшего школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов.