В последнее время педагогов волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют небольшой процент. Причин роста нездоровья множество. Это и плохая экология, и несбалансированное питание, информационные и психологические перегрузки, неблагоприятные формы семейного воспитания, социальная и эмоциональная депривация, снижение двигательной активности.
Сегодня приоритетной задачей в дошкольном воспитании детей является задача их социальной адаптации. На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Это: фитотерапия, литераторепия, аромотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия и др. Ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игра особенно через сказочный сюжет. Сказка, неизменный спутник детства. Она оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка, приводя к приобретению отдельных знаний и умений, формированию отдельных психических процессов.
Сказкотерапия – пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Помните: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»?
Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка. Сказкотерапия родилась и развивалась на стыке психологии, педагогики.
Тематический план кружковой работы « В мире сказок» предназначен для работы с детьми от 5 до 7 лет. Программа включает в себя пальчиковые игры, психогимнастические упражнения, чтение сказок, игры-фантазии, обсуждение и ответы на вопросы.
Сказка наполняет внутренний мир детей оптимизмом, стремлением в трудных ситуациях искать и находить силу внутри себя и видеть поддержку окружающих.
Программа «В мире сказок» является адаптированной программой для детей, испытывающих те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. В рамках ее реализации использование сказкотерапии позволяет работать с агрессивными, неуверенными, тревожными, застенчивыми, конфликтными детьми; с проблемами стыда, лжи, страха; с различного рода психосоматическими заболеваниями и т.д. Сказка позволяет сделать эмоционально-нравственное развитие ребенка контролируемым и целенаправленным.