«Индивидуальные занятия с логопедом»

При разработке рабочей программы использованы следующие системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения:

− Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н.Лиманская;

− Методическое пособие В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». - М.: Гном-Пресс, 2001г.

− Н.В. Нищева Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

− Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.

Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Самыми распространёнными недостатками речи у детей являются различные виды нарушений звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.

Фонетическим нарушением речи (далее - ФНР) называется,  нарушение ,когда дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно, но при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а звучит искаженно и это не влияет на смысл слова.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее - ФФНР)- это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

Цель программы: преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, формирование полноценной фонетической системы языка.

Задачи программы:

− Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов, речевого дыхания.

− Формирование   полноценных   произносительных   навыков;

− Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового и слогового анализа, синтеза;

− Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.

− Развитие высших психических функций: слухового и зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки.

Рабочая программа рассчитан на один год. Возраст детей - старший дошкольный.

Программа реализуется в ходе индивидуальных логопедических занятий. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта ребёнка.

Продолжительность коррекционной работы зависит от количества дефектных звуков, результатов логопедической работы (количество часов может меняться: как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).

Занятия проводятся 1 раз в неделю (не менее 5 занятий в месяц) в индивидуальной форме с каждым ребёнком.

Продолжительность занятия составляет 25-30 минут.

Направления коррекционной работы:

− диагностическая работа обеспечивает проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию коррекционно-логопедической помощи в условиях образовательного учреждения;

− коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем в развитии речи у детей в условиях образовательного учреждения;

− консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушением речи и их семьей по вопросам реализации коррекционно-логопедической помощи;

− информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса -обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Особые условия проведения

Материально-техническая база