Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние
ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена
биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь.
Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это
внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское
поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие
ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
3нания, полученные в результате собственного исследовательского
поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой
информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой
тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован.
В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый
отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они
чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
§ расширение представления ребенка об окружающем мире;
§ знакомство детей с причинно-следственными связями различных явлений;
§ знакомство со свойствами окружающих его предметов и материалов.
Программа построена на основе следующих принципов:
§ Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития
§ Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития
§ Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития
§ Принцип «развивающей интриги»
§ Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания
§ Принцип деятельного подхода к развитию личности
§ Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности
§ Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности
§ Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания)