Общеобразовательная-общеразвивающая Программа «Группы раннего дошкольного развития» (далее – Программа) имеет социально-гуманитарную направленность. Уровень – стартовый.
Программа» адресована детям старшего дошкольного возраста 5 лет до 7 лет.
Актуальность данной Программы заключается в выполнении социального заказа родителей (законных представителей) по развитию способностей ребёнка-дошкольника при подготовке к условиям школьной жизни, его социальной адаптации, воспитание его эмоциональной, умственной и волевой сфер развития. Так как Программа реализуется в условиях учреждения дополнительного образования, актуальным остаётся и выявление интересов детей к различным видам деятельности, склонностей в выборе самостоятельного вида внеурочной деятельности в дальнейшем.
Новизна - несмотря на наличие обширной литературы по данному вопросу, ещё недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребёнка.
По мнению основоположника отечественной научной методики и педагогики начального обучения К. Д. Ушинского, обучение грамоте выступает в качестве главного, центрального предмета, входящего во все другие предметы и собирающего в себе их результат. Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребёнка в звуковой действительности. Данная Программа призвана оказать помощь педагогу в организации занятий в дошкольном объединении учреждения дополнительного образования. И, согласно ст.75 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», направлена на формирование и развитие творческих способностей детей, развитие универсальных учебных действий, удовлетворяя их индивидуальные потребности в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, а так же на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья. Программа составлена с использованием нормативной, специальной и методической литературы, а так же опирается на личный опыт педагогов.
Содержание Программы составлено с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, физиологического и психического развития детей данного возраста в соответствии с современными требованиями психолого-педагогической готовности ребёнка к школьному обучению и является открытым для внесения корректив по итогам деятельности педагога и особенностей развития детей в отдельно взятой группе.
Возрастные особенности обучающихся: в этот период у детей начинает развиваться произвольное внимание. Ребёнок начинает его сознательно направлять и удерживать на определённых предметах и объектах. Происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. Более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Идёт развитие творческого воображения. Расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно-грамматические конструкции. Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребёнок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей данного возраста.