Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение – это большой стресс для большинства детей. Они оказываются в незнакомом месте с непонятными, неожиданными правилами, где нет ни одного человека, к которому раньше дети всегда могли обратиться за помощью.
Маленький человек должен научиться доверять чужим людям, должен понять и принять правила детского сада, должен научиться взаимодействовать с большим количеством сверстников, независимо от личных предпочтений. Это очень большая нагрузка на психику ребенка. А если при этом еще и родители нервничают, то стресс усиливается.
Задача психолога: помочь детям, родителям и воспитателям преодолеть этот тяжелый период адаптации. Адаптации не только ребенка, но и всех участников процесса.
Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребенок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимают красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства. Уже с дошкольного возраста ребенок проявляет большой интерес к языковой деятельности, «экспериментирует» со словом, создает новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи.
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка.
Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.