Трудно представить себе современного человека в мире без цифровых технологий. Мобильная связь, интернет, «большие данные», машинное обучение – эти и многие другие понятия уже прочно вплелись в общественную и культурную жизнь. За последние четверть века цифровизация охватила все сферы человеческой деятельности и трансформировала их.
Человечество входит в пору четвертой промышленной революции. Информация становится доступнее, и, как следствие, образование и самообразование, а также способы самореализации выходят на качественно иной уровень.
Основная среда для использования цифровых технологий – глобальная сеть. При этом, современные технологии размывают границы использования цифровой техники в рамках сети или локально до такой степени, что большинство пользователей даже не задумывается о том, что использует интернет. Интернет из академического мира шагнул сначала в каждый дом, а в последующем стал постоянным спутником человека без привязки к конкретному месту и в каждый момент времени. Снижение цен на электронные устройства и тарифов доступа в интернет, развитие мобильного интернета и высокоскоростных линий передачи данных являются катализаторами этого процесса. В России пользователей интернета на данный момент более 80% населения. И с каждым годом эта цифра увеличивается. При этом пользователями интернета являются не только взрослые, но и дети начинают пользоваться интернетом уже в возрасте 6-8 лет. Учиться жить в новых реалиях – необходимость, а бурное развитие цифровых технологий обуславливает потребность наличия соответствующих образовательных материалов, затрагивающих все аспекты их применения.
Важно отметить, что учиться использовать новые технологии нужно не только с позиции грамотного применения и достижения полезного эффекта, но и с точки зрения безопасности. Любая технология имеет
оборотную сторону. В свою очередь доступность современных цифровых технологий формирует повышенную активность преступников и правонарушителей в этой сфере, именно поэтому изучение потенциальных факторов кибер-угроз, умение их распознать и противостоять является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Умение использовать цифровые технологии, и интернет, в частности, нашло свое отражение в виде включения в Федеральный государственный стандарт общего образования. Но в рамках школьной программы достаточно сложно подробно осветить все аспекты современной цифровой жизни общества, что обуславливает актуальность отдельного курса посвященного этим вопросам.