Комплексный анализ текста

Программа позволяет научить детей наблюдению над текстовыми характеристиками в сочетании с языковым разбором - синтаксическим, морфологическим, лексическим, фонетическим, пунктуационным, орфографическим, что также развивает их читательскую грамотность.

преподаватели

Лиясова Ирина Владимировна , учитель русского языка и литературы I квалификационной  категории

Содержание программы

1.     Текст.  (6 часов) Признаки текста. Темы широкие и узкие. Простой и сложный план. Эпиграф. Лексические средства связи предложений в тексте.

2.    Стили и типы речи. (8 часов) Официально-деловой стиль. Повествование. Описание. Рассуждение. Стили текста. Разговорный и книжные стили, их разграничительные особенности. Стилистические особенности разговорной речи. Научный и деловой стили, их отличительные характеристики. Понятие общественно -публицистического стиля. Пути создания образности и эмоциональности художественного стиля. Языковые тропы. Типологический, стилистический анализ текста.

 

3.    Анализ текста в соответствии с разделами языка. (20 часов) Фонетика как раздел лингвистики. Фонетический анализ. Транскрипция. Орфография. Орфограмма. Орфографический анализ текста. Морфология как раздел лингвистики. Морфологический анализ текста. Морфема как минимальная значимая часть слова. Морфемный анализ слов. Синтаксис как раздел лингвистики. Синтаксический анализ текста. Лексический анализ текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Языковые тропы. Эпитеты. Метафоры. Языковые тропы. Олицетворения. Сравнения. Скрытые сравнения. Комплексный анализ текста. Скрытая и явная информация в тексте.

 

Цели программы

сформировать навык комплексного анализа текста, повысить уровень читательской грамотности.

Результат программы

По завершению курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями:

Личностными

·  понимание языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

·  осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию;

·  достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными

·  владение различными видами речевой деятельности;

·  применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

·  коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.

Предметными

·  представление о русском языке как языке русского народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

·  понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных творческих способностей личности при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования; владение всеми видами речевой деятельности;

·  освоение базовых понятий лингвистики; проведение различных видов анализа слов (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, различных видов анализа текста;

·  осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Материально-техническая база

учебный кабинет с необходимым демонстрационным и методическим материалом