Программа "Шах и Мат"

Образовательная программа «Шах и Мат» по обучению игре в шахматы разработана на основе программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе». Данная программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, таких как логическое мышление, восприятие, внимание, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением.

Программа максимально проста и доступна дошкольникам. Игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий помогает дошкольникам освоить игру в шахматы.

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.

преподаватели

Капицына Валерия Вячеславовна, старший воспитатель

Содержание программы

Рабочая программа рассчитана на два года обучения для детей старшего дошкольного возраста, 28 занятий в год, с проведением одного занятия в неделю продолжительностью 25 минут во второй половине дня.

 

Задачи обучения дошкольников игре в шахматы:

а) образовательные:

-Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.

- Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами.

-Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии.

-Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения шахматной партии.

 б) развивающие:

-формировать стремление ребенка к самостоятельному решению логических задач.

- развивать мыслительные операции.

в) воспитывающие:

-воспитывать, усидчивость, целеустремленность.

-учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, выбирать правильное решение.

-прививать культуру общения, уважение к взрослым и детям.

Формы работы с детьми включают:

подгрупповые занятия, занятия в парах, включающие в себя:

специально подобранные игры, упражнения, задания, чтение художественной литературы, соревнования, игры, упражнения, просмотр презентаций, самостоятельная деятельность детей.

Методы обучения:

-объяснительно – иллюстративный;

-проблемный;

-поисковый.

Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.                  

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся с подгруппой не более 15  человек. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня.  В год проводится 28 занятий. Продолжительность 25 минут.

 

Цели программы

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры в шахматы.

Результат программы

Первый год обучения:

Воспитанник:

- имеет представление о шахматной доске;

- правильно размещает доску между партнерами;

-ориентируется на шахматной доске;

-различает и называет шахматные фигуры;

-правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение перед партией;

-умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;

-имеет представление об элементарных правилах игры в шахматы;

-умеет перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

-знает правила хода, взятие каждой фигуры;

-владеет основными шахматными терминами;

- умеет делать рокировку;

- умеет объявлять шах;

-умеет ставить мат;

- умеет решать задачи на мат в один ход.

 

Второй год обучения:

Воспитанник:

- определяет ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;

- владеет основными тактическими приемами;

- знает, что означают следующие термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль;

-умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

-проводит элементарные шахматные комбинации;

- решает простейшие шахматные задачи в 1-2 хода;

- разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры.

 

Особые условия проведения

Реализация программы кружка «Шах и Мат» требует наличия кабинета дополнительного образования.

Оборудование кабинета:

-дидактические игры для обучения игре в шахматы;

-наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

-демонстрационная настенная магнитная доска с комплектами шахматных фигур;

-настольные шахматы;

-столы;

-обучающие видеоуроки  по шахматам;

-родительский уголок «Обучаем игре в «Шахматы».

-технические средства обучения: компьютер, проектор, акустическая система, принтер.

Материально-техническая база

Оборудование кабинета:

-дидактические игры для обучения игре в шахматы;

-наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

-демонстрационная настенная магнитная доска с комплектами шахматных фигур;

-настольные шахматы;

-столы;

-обучающие видеоуроки  по шахматам;

-родительский уголок «Обучаем игре в «Шахматы».

-технические средства обучения: компьютер, проектор, акустическая система, принтер.