"Цветная логика"

Программа «Цветная логика. Блоки Дьенеша» направлена на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста. Блоки Дьенеша — это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития: анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

преподаватели

Лабузина Л.Н.

Содержание программы

Правильное называние свойств предмета (блок).
Нахождение сходства и различия между предметами .
Группировка блоков по наличию и отсутствию одного свойства .
Выделение двух свойств (размер и форма) блоков Дьенеша.
Нахождение фигур по знаково – символическим обозначениям свойств (кроме отрицания).
Определение символики свойств (кроме отрицания).
Разделение фигур на две группы по двум свойствам. Производение логических операций «не», «и», «или» .
Классификация блоков по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру.
Подбор фигур по инструкции, пользуясь символикой отрицания цвета.
Подбор фигур по инструкции, пользуясь символикой отрицания формы.
Подбор фигур по инструкции, пользуясь символикой отрицания размера.
Подбор фигур по инструкции, пользуясь символикой отрицания толщины.
Декодирование информации о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям.
Выявление в предметах цвета, формы, размер, толщины.
Называние расположения предмета «внутри» и «вне» круга.
Классификация блоков по общим свойствам.
Выявление, абстрагирование и называние свойства (цвет, форма, размер, толщина) предметов. Обозначение словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)
Выделение свойств фигур, нахождение фигуры по заданному признаку.
Использование приемов анализа, сравнения, обобщения.
Разбиение множеств по двум совместным свойствам.
Деление множеств на подмножества, опираясь на определённый признак предмета.
Кодирование информации о блоках с помощью карточек, обозначающих свойства.
Установление равенств между двумя группами предметов, упражнение в умении анализировать, сопоставлять, логически мыслить.
Описание свойств блоков, абстрагирование по четырём признакам.

Цели программы

Формирование внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша как средства развития логического мышления

Результат программы

На достаточном уровне развито логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, классифицировать, обобщать и сравнивать.
Сформированы сенсорные эталоны и умения сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме, толщине.
Занимательный игровой материал используется в образовательной деятельности и в играх самостоятельного характера.
Подготовленность мышления дошкольников к усвоению математики.
Развиты речевых навыков (умения рассуждать, доказывать).
Развиты интеллектуальные возможности детей.
Развиты способности комбинаторного типа и мелкая моторика рук.

Особые условия проведения

Дети научатся:

Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме.
Следовать устным инструкциям и работать по схемам.
Кодировать и декодировать информацию.
Пользоваться кодовыми карточками и кодом, обозначающим знак отрицания «не» (не квадрат, значит круг или треугольник и т.п.)
Улучшат свои коммуникативные способности.

Материально-техническая база

логические блоки Дьенеша;
интерактивная доска;
ноутбук;
карточки-схемы;
плакаты, картины, игрушки, иллюстрации.