Подготовка к участию в олимпиаде по биологии МБОУ лицей 7

Одной из приоритетных задач современного образования является реализация потенциальных возможностей и развитие интеллектуально одарённых детей, способных  творчески мыслить и находить нестандартные решения. Программа дополнительного образования формирует способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования в области биологии. Участники программы изучают особенности строения и физиологии живых организмов в рамках вопросов наиболее часто встречаемых на муниципальных, региональных и всероссийских олимпиадах.

 Новизна заключается в расширении диапазона практических навыков. Обязательный условием регионального и заключительного этапов олимпиады является наличие практического тура, который подразумевает умение работать с натуральными объектами, оптическими приборами (лупа, микроскоп, бинокль); посудой, инструментами и реактивами (пипетка, пробирка, пинцет, кислоты, растворы солей и т.д.); специальной литературой (определители растений и животных, сравнительные таблицы и т.д.)

преподаватели

Буханова Юлия Ивановна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.

Расписание

Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность 45 минут.

Содержание программы

 Направленность данной программы – естественнонаучная. Данная программа направлена на формирование у обучающихся научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, экологическое воспитание, приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и природопользования. Повторение, изучение, обобщение теоретического материала является вступительным, начальным этапом каждого занятия или целого содержательного раздела. Основная часть времени отводится практическим занятиям по разбору заданий олимпиадного уровня. 

- Дать всем детям биологическую подготовку к олимпиадному движению, выявить их склонности, способствовать развитию их способностей.

- Способствовать личному развитию и, возможно, профессиональному самоопределению ребёнка.

- Привить интерес к биологии и экологии, любовь к природе.

- Гармоническое развитие творческих и интеллектуальных способностей, памяти и внимания.

- Развить выразительность и осмысленность речи участников курса.

- Воспитать культуру поведения и общения.

- Воспитать  умение  работать в коллективе.

- Развить психические и  познавательные  процессы: память, внимание, мышление, воображение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели программы

Поддержка обучающихся, проявляющих интерес к изучению биологии и экологии, формирование их экологической и биологической компетентности через подготовку к участию в олимпиаде по биологии.

Результат программы

Планируемые результаты

1)      воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

2)      формирование понимания ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

3)      формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

4)      формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной и учебно - исследовательской деятельности;

5)      формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

6)      формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,  готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Метапредметные  результаты освоения программы :

1)      умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в  познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)      умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)      умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)      умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5)      владение основами самоконтроля, самооценки и принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)      умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

7)      умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)      умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

9)      умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

10)  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Предметные  результаты освоения программы :

1) расширение  знаний как по основным биологическим дисциплинам (ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, цитология), так и по разделам, не входящим в школьный курс (физиология растений, биохимия, молекулярная генетика);

2) приобретение опыта  проведения несложных биологических экспериментов для решения биологических задач, ознакомление с методикой постановки и проведения опытов;

3) формирование  представлений о необходимости профилактики заболеваний и поддержании здорового образа жизни человека;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе и о влиянии факторов риска живой и неживой природы  на здоровье человека;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования;

6) способность решения олимпиадных заданий.

Особые условия проведения

Данная программа рассчитана на детей в возрасте 12-14лет.

При комплектовании группы учитывается начальная подготовка обучающихся,  с этой целью проводится анкетирование детей и предварительный контроль, что позволяет увидеть исходную подготовку каждого учащегося, его индивидуальные способности и наклонности.

Материально-техническая база

Кабинет с посадочными местами и столами, компьютер, проектор, таблицы,  дидактический материал, лабораторное оборудование.

Помещение для проведения занятий просторное, хорошо проветриваемое, с хорошим освещением. Столы рассчитаны на двух человек, но должны быть расставлены так, чтобы обучающиеся работали, не стесняя друг друга, а педагог мог подойти к каждому ребенку, при этом, не мешая работать другим обучающимся.    

Видео