"Шахматы. Шашки"

Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусст­ва, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Форми­рование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Шашки обладают исключительно сложным и занимательным механизмом, предоставляют широкие возможности для реализации логических и творческих способностей играющих. Занятия шашками учащимися положительно влияют на их интеллектуальное развитие, моделируют их мышление, позволяют составлять логические звенья, выстраивать цепочки умозаключений.

преподаватели

педагог дополнительного образования Гмыза Дмитрий Геннадьевич

Расписание

Занятия проводятся два раза в неделю по два часа. Итого 4 часа в неделю.

Содержание программы

Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам, позволяет– сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

Программа предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки, приближает начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. Шашечная игра дарит ребенку радость творчества и обогащают его духовный мир. Эта удивительная игра становится средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.

Цели программы

Создание условий для интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организацию полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы и шашки.

Результат программы

К концу обучения по программе обучающиеся

Знают:

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и рокировку; нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;

- названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;

- цель игры: мат, пат, ничья;

- абсолютную и относительную ценность фигур;

- приёмы и способы матования одинокого короля;

- историю возникновения шахматной игры;

- правила игры.

Умеют:

- записывать шахматную партию;

- проводить комбинации;

- решать простейшие задачи;

- записывать партию до 10-го хода.

 

Материально-техническая база

·         магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;

·         шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);